Хар-ка процесса перераспред-ния доходов в натур форме

Перераспред-ные процессы доходов, которые происходят между институциональными единицами, секторами эк-ки, а также между нац эк-кой и др странами мира, отражна счете вторичного распред-ния доходов. В рес-сной части этого счета по эк-ке в целом учитывается ВНД, размер которого переносится из счета распред-ния первичных доходов, и тек трансферты, получаемые эк-кой из-за рубежа.

Счет вторичного распределения доходов (по экономике в целом)

Исп-ние Рес-сы
Тек трансферты, переданные «остальному миру» ВНД
ВНРД Текущие трансферты, полученные от «остального мира»
Всего Всего

К тек трансфертам, участвующим во вторичном распред-нии доходов относ: а) текущие подоходные налоги и налоги на имущество б) взносы на социальное страхование и социальную помощь ,которые население получает из госбюджета, профсоюзов и др. общественных орг-ций и благотвор фондов; в) другие тек трансферты некоммерческим орг-циям, обслуживающим дом хоз-ва (добровольные взносы и пожертвования, трансферты предприятий на содержание подразделений, оказывающих их работникам социально-культурные услуги, трансферты между домашними хозяйствами (денежные переводы, подарки), штрафы, пени, выигрыши по лотереям и прочие текущие трансферты.

Балансирующая статья счета вторичного распределения доходов в целом по нар хоз-ву (ВНРД) опред путем суммирования объема ВНД и сальдо тек трансфертов от «остального мира» (трансферты, переданные «остальному миру» за минусом полученных).

Использование Ресурсы
Текущие трансферты, переданные «остальному миру» Валовой национальный доход
Валовой национальный располагаемый доход Текущие трансферты, полученные от «остального мира»
Всего Всего

Перераспред-ние доходов заканчивается образованием СРД, который по секторам эк-ки отличается от ВРД на размер социальных трансфертов в натур форме. К последним относятся: а) соц пособия в натур форме (расходы фондов соц обеспечения на лекарства, мед обслуживание и др.); б) нерыночная продукция органов гос управления и некоммерческих учреждений, обслуживающих дом хоз-ва; в) продукция, купленная у производителей и предоставленная домашним хозяйствам бесплатно или по экономически незначительным ценам.

В целом по эк-ке величина СРД и располагаемого дохода совпадает, т. к. корректировка происходит по секторам -ки страны, причем соц трансферты в натур форме не затрагивают секторов фин и нефин-вых предприятий и орг-ций. Поэтому корректировка происходит только по трем секторам экономики: а) дом хоз-тв; б) общего гос управления; в) некомм-ким орг-циям, обслуживающим дом хоз-ва. По сектору общегос упр хоз-ва, СРД равен разности между располаг доходом каждого сектора и суммой соц трансфертов в натур форме, подлежащей передаче сектору дом хоз-в. По сектору дом хоз-в СРД опреде прибавлением к сумме располаг дохода этого сектора ст-сти подлежащих к получению соц трансфертов в натур форме от двух секторов (общегосуд управления и некомм-ких орг-ций, обслуживающих дом хоз-ва).

Счет перераспределения доходов в натуре (по экономике в целом)

Исп-ние Ресурсы
Соц трансферты в натуре к выплате ВНРД
Скорректированный валовой национальный располагаемый доход Соц трансферты в натуре к получению
Всего Всего

Балансирующей статьей счета является скорректированный ВРНД страны (или СВРД секторов экономики), который получается из ВНРД путем добавления стоимости сальдо социальных трансфертов в натуре. СВНРД=ВНРД+ССТН;

В том числе для сектора ДХ:

СВРДДХ=ВРДДХ+СТНГУ=›ДХ+СТННКО=›ДХ

Для сектора ГУ:

СВРДГУ=ВРДГУ - СТНГУ=›ДХ

Для сектора НКОДХ:

СВРДНКО=ВРДНКО - СТННКО=›ДХ

Для секторов нефинансовых предприятий и финансовых учреждений (НПиФУ):

СВРДНПиФУ=ВРДНПиФУ

В связи с тем, что передача СТН осуществляется между единицами секторов внутренней экономики, т.е. между резидентами страны, на макроуровне .

^

28. Понятие и состав расходов на конечное потребление

Расходы на конечное потребление товаров и услуг отражаются в этом счете по принципу «кто финансирует потребление», а не по их фактическому конечному потреблению.

Из сущности категории конечного потребления товаров и услуг следует, что в нем участвуют институциональные единицы трех секторов экономики: домашние хозяйства, государственные учреждения и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. В системе национальных счетов принято, что сектора нефинансовых предприятий и финансовых учреждений не производят расходов на конечное потребление. Приобретаемые товары и услуги они используют на промежуточное потребление и оплату труда работников в натуральной форме.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств-резидентов страны осуществляется за счет доходов населения и включают:

1) расходы на покупку потребительских товаров и услуг (кроме домов, квартир);

2) конечное потребление товаров и услуг за счет доходов, полученных в натуральной форме в качестве оплаты труда;

3) потребление товаров и услуг, произведенных для собственного конечного потребления в некорпоративных предприятиях, принадлежащих домашним хозяйствам (сельскохозяйственные продукты, жилищные услуги и др.).

Расходы на конечное потребление государственных учреждений финансируются в основном за счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов. Они состоят из расходов государственных учреждений на потребительские товары и услуги, предоставляемые другим институциональным единицам бесплатно или по экономически незначимым (нерыночным) ценам и подразделяются на:

1) расходы государственных учреждений на индивидуальные товары и услуги;

2) расходы государственных учреждений на коллективные услуги.

Расходы государственных учреждений на товары и услуги индивидуального потребления включают расходы по их предоставлению отдельным домашним хозяйствам в области образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения и др. Расходы государственных учреждений на услуги коллективного потребления, предоставляемые обществу в целом, охватывают расходы на нерыночные услуги органов государственного управления, обороны, науки и научного обслуживания, дорожного хозяйства и т. д.

Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, финансируются за счет членских взносов, пожертвований и других трансфертов. Они состоят из расходов этих организаций на потребительские товары и услуги, предоставляемые домашним хозяйствам на нерыночной основе, и охватывают услуги политических партий, религиозных и благотворительных организаций, а также ведомственных больниц, клубов, жилищного хозяйства и других подразделений предприятий.

Общая по экономике в целом величина расходов на конечное потребление товаров и услуг (РКП) определяется путем суммирования расходов на конечное потребление домашних хозяйств (РКПдх), расходов на конечное потребление государственных учреждений (РКПгу) и расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (РКПнко):

РКП = РКПдх + РКПгу + РКПнко

Наши рекомендации