Хар-ка процесса перераспред-ния доходов в натур форме
Перераспред-ные процессы доходов, которые происходят между институциональными единицами, секторами эк-ки, а также между нац эк-кой и др странами мира, отражна счете вторичного распред-ния доходов. В рес-сной части этого счета по эк-ке в целом учитывается ВНД, размер которого переносится из счета распред-ния первичных доходов, и тек трансферты, получаемые эк-кой из-за рубежа.
Счет вторичного распределения доходов (по экономике в целом)
Исп-ние | Рес-сы |
Тек трансферты, переданные «остальному миру» | ВНД |
ВНРД | Текущие трансферты, полученные от «остального мира» |
Всего | Всего |
К тек трансфертам, участвующим во вторичном распред-нии доходов относ: а) текущие подоходные налоги и налоги на имущество б) взносы на социальное страхование и социальную помощь ,которые население получает из госбюджета, профсоюзов и др. общественных орг-ций и благотвор фондов; в) другие тек трансферты некоммерческим орг-циям, обслуживающим дом хоз-ва (добровольные взносы и пожертвования, трансферты предприятий на содержание подразделений, оказывающих их работникам социально-культурные услуги, трансферты между домашними хозяйствами (денежные переводы, подарки), штрафы, пени, выигрыши по лотереям и прочие текущие трансферты.
Балансирующая статья счета вторичного распределения доходов в целом по нар хоз-ву (ВНРД) опред путем суммирования объема ВНД и сальдо тек трансфертов от «остального мира» (трансферты, переданные «остальному миру» за минусом полученных).
Использование | Ресурсы |
Текущие трансферты, переданные «остальному миру» | Валовой национальный доход |
Валовой национальный располагаемый доход | Текущие трансферты, полученные от «остального мира» |
Всего | Всего |
Перераспред-ние доходов заканчивается образованием СРД, который по секторам эк-ки отличается от ВРД на размер социальных трансфертов в натур форме. К последним относятся: а) соц пособия в натур форме (расходы фондов соц обеспечения на лекарства, мед обслуживание и др.); б) нерыночная продукция органов гос управления и некоммерческих учреждений, обслуживающих дом хоз-ва; в) продукция, купленная у производителей и предоставленная домашним хозяйствам бесплатно или по экономически незначительным ценам.
В целом по эк-ке величина СРД и располагаемого дохода совпадает, т. к. корректировка происходит по секторам -ки страны, причем соц трансферты в натур форме не затрагивают секторов фин и нефин-вых предприятий и орг-ций. Поэтому корректировка происходит только по трем секторам экономики: а) дом хоз-тв; б) общего гос управления; в) некомм-ким орг-циям, обслуживающим дом хоз-ва. По сектору общегос упр хоз-ва, СРД равен разности между располаг доходом каждого сектора и суммой соц трансфертов в натур форме, подлежащей передаче сектору дом хоз-в. По сектору дом хоз-в СРД опреде прибавлением к сумме располаг дохода этого сектора ст-сти подлежащих к получению соц трансфертов в натур форме от двух секторов (общегосуд управления и некомм-ких орг-ций, обслуживающих дом хоз-ва).
Счет перераспределения доходов в натуре (по экономике в целом)
Исп-ние | Ресурсы |
Соц трансферты в натуре к выплате | ВНРД |
Скорректированный валовой национальный располагаемый доход | Соц трансферты в натуре к получению |
Всего | Всего |
Балансирующей статьей счета является скорректированный ВРНД страны (или СВРД секторов экономики), который получается из ВНРД путем добавления стоимости сальдо социальных трансфертов в натуре. СВНРД=ВНРД+ССТН;
В том числе для сектора ДХ:
СВРДДХ=ВРДДХ+СТНГУ=›ДХ+СТННКО=›ДХ
Для сектора ГУ:
СВРДГУ=ВРДГУ - СТНГУ=›ДХ
Для сектора НКОДХ:
СВРДНКО=ВРДНКО - СТННКО=›ДХ
Для секторов нефинансовых предприятий и финансовых учреждений (НПиФУ):
СВРДНПиФУ=ВРДНПиФУ
В связи с тем, что передача СТН осуществляется между единицами секторов внутренней экономики, т.е. между резидентами страны, на макроуровне .
^
28. Понятие и состав расходов на конечное потребление
Расходы на конечное потребление товаров и услуг отражаются в этом счете по принципу «кто финансирует потребление», а не по их фактическому конечному потреблению.
Из сущности категории конечного потребления товаров и услуг следует, что в нем участвуют институциональные единицы трех секторов экономики: домашние хозяйства, государственные учреждения и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. В системе национальных счетов принято, что сектора нефинансовых предприятий и финансовых учреждений не производят расходов на конечное потребление. Приобретаемые товары и услуги они используют на промежуточное потребление и оплату труда работников в натуральной форме.
Расходы на конечное потребление домашних хозяйств-резидентов страны осуществляется за счет доходов населения и включают:
1) расходы на покупку потребительских товаров и услуг (кроме домов, квартир);
2) конечное потребление товаров и услуг за счет доходов, полученных в натуральной форме в качестве оплаты труда;
3) потребление товаров и услуг, произведенных для собственного конечного потребления в некорпоративных предприятиях, принадлежащих домашним хозяйствам (сельскохозяйственные продукты, жилищные услуги и др.).
Расходы на конечное потребление государственных учреждений финансируются в основном за счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов. Они состоят из расходов государственных учреждений на потребительские товары и услуги, предоставляемые другим институциональным единицам бесплатно или по экономически незначимым (нерыночным) ценам и подразделяются на:
1) расходы государственных учреждений на индивидуальные товары и услуги;
2) расходы государственных учреждений на коллективные услуги.
Расходы государственных учреждений на товары и услуги индивидуального потребления включают расходы по их предоставлению отдельным домашним хозяйствам в области образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения и др. Расходы государственных учреждений на услуги коллективного потребления, предоставляемые обществу в целом, охватывают расходы на нерыночные услуги органов государственного управления, обороны, науки и научного обслуживания, дорожного хозяйства и т. д.
Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, финансируются за счет членских взносов, пожертвований и других трансфертов. Они состоят из расходов этих организаций на потребительские товары и услуги, предоставляемые домашним хозяйствам на нерыночной основе, и охватывают услуги политических партий, религиозных и благотворительных организаций, а также ведомственных больниц, клубов, жилищного хозяйства и других подразделений предприятий.
Общая по экономике в целом величина расходов на конечное потребление товаров и услуг (РКП) определяется путем суммирования расходов на конечное потребление домашних хозяйств (РКПдх), расходов на конечное потребление государственных учреждений (РКПгу) и расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (РКПнко):
РКП = РКПдх + РКПгу + РКПнко