Ордолиберализм. Фрайбургская школа

После второй мировой войны идеология неолиберализма нашла успешное практическое применение первоначально в Западной Германии (ФРГ). Главные теоретики западногерманского неолиберализма (В. Ойкен и его ученики) работали во Фрайбургском университете. Видные теоретики неолиберализма Вильгельм Репке (1899-1967), Александр Рюстов (1885-1963) и др. возглавили критику любого проявления монополизма ради свободы и гуманизма. В связи с тем, что в Германии с 1933 по 1945 гг. господствовал национал-социализм, идеи неолиберализма не получили широкого распространения до конца 1940-х гг. Начиная с 1948 года неолиберализм «фрайбургского кружка», или «ордолиберализм», становится официальной государственной доктриной правительства Аденауэра-Эрхарда. В. Ойкен и его последователи во Фрайбургском университете с того же 1948 года начали выпуск ежегодника «Ордо», который сыграл роль теоретической трибуны неолиберализма всех стран. Само слово «ордо», изобретенное В. Ойкеном, превратилось в собирательное понятие, символизирующее «естественный строй свободного рыночного хозяйства». Западногерманская доктрина неолиберализма под влиянием «школы Ойкена» стала именоваться «ордолиберализмом». Немецкие неолибералы считали, что их экономическая идеология не является ни буржуазной, ни социалистической. Ордолиберализм («средний путь») они ставят между капитализмом и социализмом. По мнению А. Рюстова, в настоящее время (1940-50-е гг.) существует капитализм, социализм и неолиберальная система - «ордолиберальная свободная рыночная экономика».

Теоретикам неолиберализма Германии принадлежит идея сочетания принципа «свободы рынка» и справедливого распределения прибыли по принципу «социального выравнивания», то есть идея «социального рыночного хозяйства». Впервые ее концептуально изложил один из ведущих неолибералов Альфред Мюллер-Армак (1901-1978) в своей книге «Хозяйственное управление и рыночное хозяйство» (1947). Разработки в этом направлении были продолжены В. Репке, Л. Эрхардом, В. Ойкеном и др.

По характеристике В. Репке «социальное рыночное хозяйство» - это путь к «экономическому гуманизму». В своей книге «Гуманное общество» он писал, что этот тип хозяйства противопоставляет коллективизму персонализм, концентрации власти - свободу, централизму - децентрализм, организации - самопроизвольность и т. п.

Наиболее полно и последовательно теория немецкого неолиберализма изложена в работах Вальтера Ойкена.

Вальтер Ойкен (1891-1950) родился в Иене, в семье философа и лауреата Нобелевской премии по литературе Рудольфа Ойкена. В. Ойкен изучал экономику, историю и философию в университетах Германии, в 1913 г. получил магистерскую степень, а в 1921 г. стал доктором наук. Первую профессорскую кафедру Ойкен получил в университете Гютенгена (1925-1927), а затем был приглашен во Фрайбург, откуда практически не выезжал. Во время первой мировой войны он был призван на военную службу и провел 1914-1918 гг. на фронте. В тяжелые годы послевоенной разрухи и гиперинфляции молодого ученого занимали проблемы денежного обращения. Тогда же в свет вышли его книги «Критические заметки по проблеме денег в Германии» (1923) и «Международная валютная проблема» (1925). В начале 1930-х годов опубликовано «Исследование по теории капитала». В дальнейшем главной задачей Ойкена становится создание новой методологии экономического анализа. В 1939 г. вышла в свет монография «Основы национальной экономики». Второй значительный труд «Основные принципы экономической политики» был издан в 1952 г. В. Ойкену принадлежат статьи, в которых он резко критиковал правительство Аденауэра-Эрхарда за ошибки и непоследовательность, хотя последний признавал Ойкена своим духовым отцом и наставником.

Центральным пунктом системы взглядов В. Ойкена является учение об «идеальных типах хозяйства». Суть ее раскрывается в следующих рассуждениях Ойкена. Экономика любой страны состоит из множества одних и тех же элементов – денег, цен, труда, прибыли, капитала, заработной платы, процента и т.д. Но почему экономики в разных странах различные? По Ойкену, причина этого кроется в первоэлементах. По его определению, существует веер экономик. Его крайними элементами являются два типа экономики: «меновая экономика» (свободное, открытое хозяйство) и «централизовано управляемая» (тоталитаризм). Эти крайние элементы являются идеальными или чистыми типами хозяйств и различаются способами управления. Два типа хозяйства - это не два способа производства, а различные способы организации, отличающиеся методами согласования хозяйственных планов и решений. Система централизованно управляемой экономики характеризуется тем, что вся повседневная жизнь общества регулируется планами, исходящими из одного центра. Если же экономика общества состоит из двух и более отдельных хозяйств, каждое из которых составляет и проводит в жизнь свои планы, то это - меновая экономика. В меновой экономике никто не вправе ничего диктовать. В централизованно управляемой – все решения принимаются наверху, следовательно, нет никаких элементов спонтанности.

Далее В. Ойкен уточняет, что в реальной действительности таких идеальных типов хозяйств не существует. Поэтому наряду с понятием «идеальный тип хозяйства» он вводит понятие «реальный тип хозяйства». В исторической реальности элементы обеих этих систем «в большинстве случаев переплетаются» и эти типы экономики могут сочетаться с преобладанием признаков одного из них в конкретных исторических условиях.

Те реальные формы, в которых протекает деятельность фирм, организаций, отдельных участников составляют хозяйственный порядок. Он существует наряду с правовым и политическим порядком. В. Ойкен и другие экономисты фрайбургской школы различают две сферы экономической политики: политику порядка и политику регулирования. Первая - это сфера создания и совершенствование хозяйственного порядка, его организация, а вторая - собственно политика - воздействует на процесс экономического развития и хозяйственного роста.

В своих работах В. Ойкен критикует политику централизованного управления, любые формы монополизма и обосновывает политику «среднего пути» - конкурентного порядка. Значение теории экономических порядков состоит в том, что она помогает раскрыть связи между экономическими формами, социальной структурой и политической властью. Понимание этой взаимосвязи позволяет более четко представить цели и возможности экономической политики.

По мнению Ойкена, различные экономические системы тяготеют к идеальным типам хозяйства. Возникает вопрос: чем определяется тип хозяйства? Причину этого Ойкен видит в национальных особенностях страны, то есть в традициях, устоях, обычаях, нравах, религии, уровне культуры, психологии, складе ума людей и так далее. Одним словом, тип хозяйства зависит от выбора самого народа. По мнению Ойкена и его последователей, к центрально-управляемомоу хозяйству тяготеют первобытное общество, рабовладение, феодальные поместья, тоталитарные государства, в том числе социалистическая экономика. Чем цивилизованнее народ, тем более децентрализованную экономику он выбирает. Таким образом, конкурентный порядок выводится из исторически сложившихся тенденций.

Далее Ойкен ставит вопрос, как должно вести себя государство в этой ситуации? Основная идея В. Ойкена заключалась в том, что экономический строй не формируется стихийно и не должен формироваться стихийно. Он считал, что экономический строй выбирается нацией в соответствии с ее культурными, историческими и духовными традициями и устанавливается в обществе с помощью целенаправленной политикигосударства. По мнению неолибералов, они сформулировали учение об экономическом выборе системы.

С точки зрения неоклассического направления, выбор рынка – это процесс естественный, так как неоклассики признают только один тип экономики – свободное рыночное хозяйство. По Ойкену же, для человечества естественны два типа экономики (меновая экономика и централизовано управляемая); центрально-управляемое хозяйство имеет даже более глубокие корни своего существования. Поэтому, когда народ стоит перед выбором типа хозяйства, задача государства – дать направление, помочь в создании социальных институтов и, в частности, создать основы рынка. После этого государство должно отойти в сторону и следить за правилами игры рыночных сил. В качестве примера неолибералы приводят футбольную команду. С их точки зрения, государство – это футбольный арбитр, а неоклассики сравнивают экономику с дворовой командой без арбитра.

Таким образом, неолиберальное направление находится посередине между неоклассическим направлением и кейнсианством. Это один из вариантов регулируемой экономики, но с большим, чем в кейнсианстве акцентом на поддержание естественного рыночного механизма. Считается, что неолиберализм – это синтез школы маржинализма и «новой исторической школы».

Неолибералы критиковали советскую плановую экономику как крайне нежелательный вариант «веера». Но если неокласисики считали социалистическую экономику кратковременной исторической ошибкой, которая все равно разрушится, то неолибералы считают центрально-управляемое хозяйство естественным вариантом экономики. Эта экономика вышла из деспотического режима России, а значит, является закономерным процессом, имеющим глубокие исторические корни, но обязательно содержащим в себе элементы свободного предпринимательства.

Анализируя экономическую специфику Германии, В. Ойкен в первую очередь осуждал политику нацизма, насаждавшего централизованное государство. Он утверждал, что такой строй противоречит протестантской духовной традиции Германии. При этом он полагал, что модель либеральной экономики также не подходит этой стране.

В. Ойкен выдвигает «третий путь» организации экономической жизни, который получил название «экономический гуманизм». Эта модель экономики строится на пяти положениях: а) сохранение частной собственности; б) соблюдение принципа открытых рынков, что подразумевало жесткое ограничение процессов монополизации со стороны государства; в) принцип свободы сделок – экономический либерализм; г) принцип ответственности за свою хозяйственную деятельность; д) широкая социальная политика, направленная на обеспечение более справедливого распределения путем социальной поддержки менее обеспеченных слоев общества. Роль государства в этой модели экономики сводилась к проведению антимонопольной политики, защите рынка свободной конкуренции, а также к осуществлению широких социальных программ.

В 1950-е гг. идеи «ордолиберализма» были развиты в трудах многих немецких экономистов. Как было сказано выше, немецкие теоретики неолиберализма (А. Мюллер-Армак, А. Рюстов, В. Репке) сформулировали концепцию экономической политики, получившей название «социальное рыночное хозяйство». Основные положения этой концепции были реализованы в послевоенной Германии благодаря эффективной экономической политике Людвига Эрхарда.

Людвиг Эрхард (1897-1977) - теоретик и практик неолиберализма, профессор экономики. В 1948 г. был избран управляющим Единой экономической области западной оккупационной зоны Германии. С 1949 по 1957 гг. он был министром экономики в правительстве Конрада Аденауэра (1876-1967), а с 1957 по 1963 гг. еще и вице-канцлером Германии. С 1963 по 196б годы - федеральный канцлер ФРГ. Именно Л. Эрхард на практике реализовал идею «социального рыночного хозяйства».

О создании модели «социального рыночного хозяйства» в качестве главной задачи экономической политики страны впервые было заявлено самим канцлером ФРГ К. Аденауэром в предисловии к книге В. Репке «Правильна ли немецкая экономическая политика?» в 1950 году. О начале второго этапа «социального рыночного хозяйства» Л. Эрхард говорил в 1957 г., а в 1965 г. Л. Эрхард заявил о завершении программы создания «социального рыночного хозяйства», превратившей страну в «оформленное общество». Что же характеризует «социальное рыночное хозяйство»?

Отличительными чертами социального рыночного хозяйства как теоретической программы являются: во-первых, особая роль государства. Во-вторых, в основе хозяйственной системы должна быть свободная рыночная экономика, конкурентный рынок. Но условия не реализуются автоматически, требуется создание определенных предпосылок. Экономический порядок должно установить государство. Политико-экономическая деятельность государства должна быть направлена на создание форм экономического порядка, а не на регулирование экономических процессов. Государство не должно распределять ресурсы между сферами их применения. Оно должно устанавливать правила поведения и активно проводить их в жизнь, а не заниматься хозяйственно-производственной деятельностью. Государство не должно брать на себя неразрешимые задачи по прямому регулированию, постоянному вмешательству в экономический процесс.

В. Репке и Л. Эрхард подчеркивали, что государство для поддержания условий существования «социального рыночного хозяйства» должно, во-первых, следить за соблюдением «правил» свободной конкуренции («честной игры»), контролировать условия ценообразования и пресекать попытки установления монопольных цен, гарантировать охрану и приоритетное значение частной собственности в товарно-денежном хозяйстве без монополий. По Эрхарду, задача заключается в том, чтобы найти оптимальное соотношение между экономической деятельностью государства и работой частных субъектов. Истинной и главной задачей государства остается создание таких рамок порядка, внутри которых гражданин должен иметь право свободно действовать.

Во-вторых, важнейшей предпосылкой выполнения государством его функции является выработка и проведение четкой экономической политики, в том числе и социальной. Эта политика направлена на установление экономического, политического и социального порядка, ибо они тесно взаимосвязаны и взаимно переплетены. Она должна быть, прежде всего, политикой экономического порядка. Нет ничего, что не было бы важно в социальном плане. По мере роста производственного потенциала социальная политика выдвигала проблемы региональных различий в уровнях доходов, более полной социальной обеспеченности, совершенствования форм участия рабочих в управлении предприятием и т.д..

В-третьих, социальное рыночное хозяйство в качестве одного из определяющих принципов выдвигает задачу всемерного развития конкуренции как фактора системы порядка. Развитие конкуренции требует определенных институциональных предпосылок. Эти предпосылки поддерживаются посредством борьбы с монополизмом, содействия мелкому и среднему предпринимательству, создания каждому человеку условий для проявления творческих способностей. Конкуренция способствует экономическому росту. По убеждению Л. Эрхарда подлинное соревнование представляет собой лучший принцип отбора. Конкуренция выполняет и социальную функцию, являясь инструментом обеспечения самостоятельной творческой деятельности, стимулом поиска оптимальных решений в производстве, строительстве, архитектуре, художественном творчестве, формах организации быта и отдыха.

Теория «социального рыночного хозяйства» предусматривает сознательное конструирование конкурентного механизма путем введения четкого законодательства, внешнеэкономической политики, жестких трудовых и социальных гарантий.

Наши рекомендации