Основные теоретические положения меркантилизма

1. Естественное и искусственное богатство. Богатство рассматривается меркантилистами как количество денег или товарных благ в стране, которые могут быть превращены в деньги. Важным условием богатства нации они считают наличие ресурсов, необходимых для создания товарных благ и ведения выгодной торговли. К ним, прежде всего, относятся природные ресурсы, географическое положение, многочисленность и трудолюбие населения, уровень развития промышленности, а также грамотная политика государства.

Меркантилисты проводят деление на два вида богатства: естественное и искусственное. Впервые оно было введено итальянским меркантилистом А. Серра. Естественное богатство – это то, чем обладает страна в силу природных и географических условий. В основном сюда относится продукция сельского хозяйства, а также выгоды в торговле в силу своего расположения. Искусственное богатство – это то, что производит промышленность. Его наличие зависит от численности населения, его трудолюбия, знаний, умений. Оно имеет большее значение, так как его объемы можно увеличить посредством определенной политики.

В то же время меркантилисты считали, что увеличить богатство возможно исключительно за счет внешней торговли. Такая точка зрения объяснима для эпохи, когда практически единственной отраслью, где возможно было накопление крупных капиталов, была внешняя торговля.

2. Заслугой меркантилистов является постановка проблемы производительного и непроизводительного труда. Они считали, что производительным является только труд в экспортоориентированных отраслях, за счет которых возрастает денежное богатство. Остальные отрасли хозяйства не имеют значения, так как в них не производится богатства нации.

3. Теория прибыли. Исключительное значение внешней торговли для меркантилистов объясняется теорией прибыли. С их точки зрения, прибыль образуется как превышение цены товара над его стоимостью. При этом для купца стоимость товара – это цена, по которой данный товар был приобретен. Такой вид прибыли меркантилисты называли «прибыль от отчуждения», поскольку она получается в результате «отчуждения» у покупателя денег сверх стоимости товара. Оплата товара выше его первоначальной стоимости рассматривалась как прямой убыток покупателя.

Таким образом, всякая торговая сделка является источником богатства только для одного субъекта – для продавца. Следовательно, для увеличения собственного богатства нужно больше продавать и меньше покупать. На уровне государства это правило означает максимальное расширение экспорта и ограничение импорта, вплоть до запрещения. Внутренняя же торговля, по мнению меркантилистов, не дает прироста национального богатства. Как писал французский меркантилист Шарль Давенант в «Эссе об ост-индской торговле» (1679), «от того, что потребляется внутри страны, нация ничуть не становится богаче; что один теряет, то другой выигрывает».

4. Проблемы уровня потребления и занятости. Интерес представляют взгляды меркантилистов на проблему потребления предметов роскоши. Роскошь осуждается, если предметы роскоши являются импортными товарами, т.к. это ведет к оттоку денег из страны. Если же речь идет о товарах отечественной промышленности, тогда покупка предметов роскоши приводит к перераспределению средств от состоятельных слоев к небогатым, тем, кто эти предметы производит. Такое использование доходов способствует созданию рабочих мест, росту занятости и в целом повышению уровня благосостояния населения. Д. Норс в очерке «О монете» пишет, что «страны, где существуют законы против роскоши, обычно бедны, потому что когда люди благодаря этим законам вынуждены ограничиваться меньшими расходами, чем они могли бы и хотели бы нести, то тем самым у них отнимается охота к трудолюбию и изобретательности».

Фактически меркантилисты ставят проблему уровня потребления как стимула для роста производства и увеличения занятости. Эта проблема в дальнейшем была рассмотрена только в 30-е гг. XX в. Дж.М. Кейнсом.

5. Теория денег. В средние века многие авторы выступали как сторонники номиналистической теории денег, то есть считали, что денежный номинал может устанавливаться по воле государей. Большинство меркантилистов придерживалось металлической теории денег, согласно которой сущность денег объясняется их естественными свойствами; считали что золото и серебро сами по себе, по своей природе, есть деньги. Меркантилисты выступали за использование полноценных денег в обращении. В этот период актуальной была проблема «порчи монеты», то есть сознательной чеканки монеты с более низким весовым содержанием драгоценных металлов с целью увеличить количество денежного богатства. Меркантилисты утверждали, что удешевление монеты лишь ухудшает положение в стране. В частности, финансовый советник Елизаветы I Томас Грэшем (1519-1579) вывел закон, который впоследствии получил название «закон Грэшема», согласно которому неполноценные деньги всегда вытесняют из оборота полноценные. Это происходит потому, что, во-первых, полноценные будут покидать сферу обращения, превращаясь в сокровище; во-вторых, полноценные монеты будут уходить из страны в результате внешнеторговой деятельности, в которой используются именно полновесные деньги. Меркантилисты рассматривали две функции денег – как сокровища и мировых денег. Именно в этих функциях деньги выступают как всеобщее воплощение богатства.

В эпоху меркантилизма появляются первые примеры количественной теории денег. В работах французского автора Жана Бодена (1568) и итальянца Бернардо Даванцати (1588) впервые формулируется идея о том, что важную роль в определении уровня цен играет соотношение количества имеющейся монеты и объемов товарооборота. В частности, в качестве причин инфляции они выдвигают либо увеличение первого, либо уменьшение второго. Эти идеи получили в дальнейшем развитие в работах представителя позднего меркантилизма в Англии Т. Мэна.

В большинстве случаев деньги рассматриваются меркантилистами как активный фактор экономики, то есть денежная масса влияет на объем товарооборота. Принцип нейтральности денег появится позднее. Он впервые будет предложен Давидом Юмом (1711-1776) в его работе «Опыты» (1752) и станет доминирующим на этапе развития классической политэкономии. Давид Юм исследовал проблему денежной массы в ее взаимосвязи с товарной массой. Как и другие современные ему экономисты, Юм исходил из основного уравнения простой количественной теории денег, в той или иной степени известного уже меркантилистам

MV=PT,

где: M – объем денежной массы, V – скорость обращения денег, T - совокупный объем товарной массы, P – средний уровень цен.

Однако если меркантилисты полагали, что V и P сравнительно неизменны, и потому рост M увеличивает T («деньги увеличивают торговлю»), то Юм считал величины V и T относительно неизменными. Тогда рост M увеличивает цены P, а товарная масса T не изменяется.

Д. Юм приводит исторический пример того, как приток золота и серебра в Европу в XVI в. привел к повышению цен в 3-4 раза. Следовательно, делает вывод Юм, деньги, как и любой товар, дешевеют при увеличении их предложения, что отражается в росте цен остальной товарной массы.

В работе «Опыты» Юм писал: «Так как при изобилии денег требуется большее количество их для предоставления того же количества товаров, то для нации…это изобилие не может быть ни полезно, ни вредно». Таким образом, Юм был одним из первых экономистов, выдвинувших теорию нейтральности денег, суть которой в том, что количество денег не оказывает влияния на товарную массу.

Единственной ситуацией, при которой количество денег влияет на экономику, является состояние роста денежной массы до установления нового уровня цен. Юм исходит из того, что деньги распространяются в экономике неравномерно. С появлением новых сумм сначала лишь некоторые участники рынка получают дополнительные средства. Поскольку общие цены еще сохраняют прежний уровень, эти субъекты получают определенные преимущества, что стимулирует их предпринимательскую деятельность. Они расширяют производство, повышают заработную плату, чтобы привлечь новую рабочую силу, увеличивают собственное потребление. В результате идет дальнейший рост производства и образование дополнительных прибылей у новых групп людей. Этот процесс продолжается до тех пор, пока деньги не распределятся равномерно по всем отраслям и потребителям и не установится новый масштаб цен. Таким образом, «увеличение количества золота и серебра благоприятно для промышленности только в этом интервале между притоком металлов и повышением цен».

Ранее французский экономист классического направления Ричард Кантильон (1680-1734) также писал, что рост цен осуществляется неравномерно по разным регионам. Предвосхищая Юма, он показал, что рост количества денег повышает цены в той же пропорции только тогда, когда начальные средства всех экономических субъектов увеличиваются в равной степени. Впоследствии этот эффект не нейтральности денег в короткие периоды времени стал называться эффектом Кантильона – Юма.

6. Интерес представляет оценка поздними меркантилистами влиянияколичества денегна преимущества страны во внешней торговле. Этот вопрос связан с доктриной активного торгового баланса, присущей позднему меркантилизму. Казалось бы, положительный торговый баланс свидетельствует о благополучии экономики. Ошибка меркантилистов состояла лишь в предположении, что можно долгое время поддерживать активное сальдо торгового баланса без вредных последствий для национальной экономики в целом.

Между тем, уже в середине XVII в. отдельные авторы (Т. Мэн, Д. Норс) уделяли большое внимание этой проблеме. Основная идея заключалась в том, что рост количества денег в стране приводит к повышению цен и соответствующему увеличению издержек производства. Это ведет к удорожанию экспортных товаров и снижению их конкурентоспособности на внешних рынках. Отсюда делается вывод, что страна, которая обладает большими запасами денег, теряет свои преимущества во внешней торговле и тем самым лишается возможностей для дальнейшего обогащения.

Однако по отношению к коротким периодам времени позиция меркантилистов не столь ошибочна. В частности, Кейнс (объясняя причины экономического спада в период Великой депрессии) заметил, что озабоченность меркантилистов притоком золота в страну можно понять как не вполне отчетливое уяснение связи между ростом предложения денег и уменьшением процентных ставок. Когда экономика страдает от недостатка спроса и от падения цен, то активный торговый баланс поддерживает цены, а приток золота снижает процентные ставки и тем самым стимулирует инвестиции и занятость. Кейнс называл это «зерном научной истины в меркантилизме».

7. Проблема стоимости и цены. В целом меркантилисты не затрагивали вопросы образования стоимости товара. В основном они исходили из понятия рыночной цены, а стоимость рассматривали как то, во что товар обошелся купцу, то есть как издержки на производство и приобретение. При этом присутствуют идеи о том, что стоимость товара напрямую зависит от уровня заработной платы и цены ресурсов в стране. Единственным автором, который анализировал вопросы стоимости, был Б. Даванцати. В своем трактате «Чтение о монете» (1588) он выдвинул теорию полезности, согласно которой величину стоимости определяет как полезность, так и редкость вещи (что позже рассматривалось в теории маржинализма).

Наши рекомендации