Средневековая экономическая мысль России
Экономическое и политическое развитие России в средние века обладало определенной спецификой. На рубеже XV-XVI вв. в России сложилось централизованное государство. Но если в европейских странах формирование в это же время централизованных государств сопровождалось зарождением капитализма, то в России государство, наоборот, способствовало усилению некоторых признаков феодализма, в частности, возникновению и развитию крепостного права. Кроме того, российское государство формировалось под влиянием татаро-монгольской политической системы по типу восточных деспотий.
Эти особенности нашли отражение в русской экономической мысли данного периода. Большое значение имели так называемые «Домострои», сочинения по организации феодального хозяйства, аналогичные по своим задачам «Экономиксу» Ксенофонта. На Руси было издано много вариантов «Домостроев». В XVI в. советник Ивана IV Сильвестр соединил их в наказ, вошедший в историю как «Домострой Сильвестра». Этот сборник являлся руководством по организации феодального хозяйства, содержащий и некоторые рыночные советы: когда и что покупать по низким ценам; какие товары покупать с избытком, чтобы в случае повышения цен их перепродавать; покупать не в кредит, а за наличные деньги, чтобы не платить процент, и т.п. «Домострой Сильвестра» просуществовал вплоть до XVIII в. и потерял свою актуальность с развитием капитализма.
Одно из известных сочинений - «Правительница» написано на рубеже 40-50-х годов XVI в. священником Ермолаем-Еразмом. Это произведение представляло собой первый в России специальный экономико-политический трактат. В нем рассматривается вопрос о создании экономической основы Русского централизованного государства. Такую основу Еразм видел в развитии поместного землевладения. Предложенная им реформа в области землевладения – раздача земли крестьянам и служилым людям была направлена на укрепление государства.
Спецификой взглядов самого Ермолая-Еразма была частичная близость взглядам ранних христианских богословов, что нашло отражение и в его произведении. Богатство однозначно осуждается Ермолаем-Еразмом, поскольку «от своего труда много богатства никому не мощно собрати». В отношении прибыли Ермолай занимает компромиссную позицию, осуждая только чрезмерно высокую прибыль. Ссудный же процент осуждается полностью, поскольку деньги не имеют естественных причин роста.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем состоит нормативный характер средневековой экономической мысли?
2. Что общего и в чем различие между взглядами ранних и поздних канонистов?
3. Что такое «справедливая цена» в понимании ранних и поздних канонистов?
4. Что понимал Ф. Аквинский под справедливостью в обмене и справедливостью в распределении?
5. Каково понимание богатства и частной собственности в учении Ф. Аквинского?
6. Как, согласно Ибн-Хальдуну, изменяется экономика на разных этапах развития общества? Что такое естественное и неестественное богатство? В чем причина разрушения государства?
7. Каково понимание цены, торговой прибыли, денег в теории Ибн-Хальдуна?
8. Как организовано общество, основанное на идеях утопического социализма? Почему модели нового идеального общества фактически противоречили идеи гуманизма?
9. Что характерно для экономической мысли в России в позднее средневековье?
Тестовые задания
1. Что из перечисленного соответствует взглядам Ф. Аквинского:
а) осуждение богатства, так как оно ведет к неравенству;
б) осуждение частной собственности, так как это ведет к неравенству;
в) справедливость в распределении означает зависимость уровня дохода от социального положения;
г) справедливая цена – цена, равная материальным затратам на его изготовление.
2. С точки зрения Ибн-Хальдуна, неестественный вид богатства – это:
а) земледелие; б) частная мелкая и крупная торговля;
в) ремесло; г) государственные налоги и сборы.
3. Кто является автором высказывания: «Изобретение государством новых налоговых сборов снижает доходы и деловую активность людей и ведет к гибели государства»:
а) св. Августин; б) Ибн-Хальдун; в) Ф. Аквинский; в) Т. Кампанелла.
4. Что является стимулом к труду в теориях утопического социализма:
а) стимулом к труду является частная собственность и конкуренция;
б) обязательность труда и надзор за процессом труда;
в) стимулом к труду является заработная плата;
г) общественное самосознание.
5. К принципам утопического социализма не относится:
а) совместная работа, питание, отдых;
б) обязанность городских жителей не менее двух лет отработать на сельскохозяйственных работах;
в) свобода в выборе деятельности и количестве труда;
г) принцип распределения продуктов по потребностям.
Литература
1. Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. М.: Мысль, 1980.
2. Жильсон Э. Избранное. Т.1: Томизм. Введение в философию Фомы Аквинского. М.; СПб., 2000. Ч. 3. Гл. 4.
3. Костюк В.Н. История экономических учений. – М.: Центр, 1988.
4. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений. Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Шумпетер Й. История экономического анализа. Т. 1. СПб., 2001.
5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.
РАЗДЕЛ 2
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ЭПОХУ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА И РАЗВИТИЯ НЕРЕГУЛИРУЕМОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Тема 3. МЕРКАНТИЛИЗМ
1. Предпосылки возникновения и содержание концепции меркантилизма.
2. Этапы развития меркантилизма.
3. Основные теоретические положения меркантилизма.
4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России.
1. Предпосылки возникновения и содержание концепции
Меркантилизма
Меркантилизм – это первое самостоятельное направление экономической мысли, которое в течение XV-XVII вв. стало господствующим в экономической науке и практике европейских стран. Термин меркантилизм происходит от итальянского «mercante» - торговец, купец и означает, что основным объектом внимания меркантилизма является торговля и ее роль в создании богатства страны. Возникновение и содержание концепции меркантилизма связано было с существенными изменениями, которые происходили в эту эпоху в экономической, политической, научной жизни стран Западной Европы.
Характеристика эпохи. Экономика европейских государств XV-XVII вв. характеризуется как период первоначального накопления капитала. Этот термин в научный оборот ввел А. Смит и понимал под ним создание предпосылок капиталистического способа производства. В первую очередь речь идет о формировании рынка труда и капитала. В Англии развивается процесс огораживания и вытеснения крестьян из аграрной сферы, которые, лишившись земельных участков, уходили в город, создавая рынок дешевой рабочей силы, необходимый для развития капиталистического предпринимательства. Быстро развивалась городская экономика, мануфактурное производство, торговля, что требовало значительного количества денег.
Возможности капиталистического предпринимательства сдерживаются дефицитом денежных средств (драгоценных металлов). Основным источником увеличения капитала в эту эпоху становится внешняя торговля. Великие географические открытия, освоение новых территорий и образование колоний привели к бурному развитию торговли, возросли торговые обороты и торговые прибыли, что создало необычайно благоприятные возможности для накопления денежного капитала в европейских странах и позже его производительного использования. Наиболее богатыми в XVI-XVII вв. стали те страны, которые вели активную колониальную политику и внешнюю торговлю: Португалия, Испания, затем Франция, Голландия, Англия.
Именно сфера обращения в этот период стала преимущественной сферой деятельности капитала, и торговля явилась главным источником увеличения богатства, поэтому она и стала основным объектом изучения и обобщения явлений экономической жизни.
Меняется политическая система – в XV веке почти во всех европейских странах устанавливаются централизованные государства с абсолютными монархиями. Государство, нуждаясь в значительных денежных средствах, начинает играть активную роль в экономике, выступая сначала на стороне торгового, а затем и промышленного капитала.
В научной жизни также происходят важные изменения. Начинается борьба за освобождение науки от влияния теологии. Развивается экспериментальная наука. Она дает первые практические результаты, которые порождают огромный оптимизм в отношении способностей человеческого разума управлять миром. Формируется эмпирический метод анализа, опирающийся не на абстрактные рассуждения, а на опыт. В частности, большой вклад в развитие нового метода внес английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). В целом наука и мышление приобретают прагматический (практический) характер, они отказываются от исследования абстрактных категорий и обращаются к повседневным проблемам.
Таким образом, накопление капитала за счет развития внешней торговли, выполнение экономических функций правительством, практическое направление в науке становятся характерными чертами данной эпохи и находят отражение в системе взглядов меркантилизма.
Меркантилизм становится теоретической концепцией этого времени. Возникла обширная экономическая литература, которая рассматривала проблему богатства и его увеличения за счет внешней торговли и, в соответствии с успехами экспериментальной науки, ставила своей целью определение характера и задач экономической политики государства в данных условиях.
Основными представителями меркантилизма были: в Италии - Габриэль Скаруфи (1519-1584), Антонио Серра (к. XVI– н. XVII вв.), Бернардо Даванцати (1529-1606); в Англии - Уильям Стаффорд (1554-1612), Томас Мэн (1571-1641), Дадли Норс (1641-1691); во Франции - Жан Боден (1530-1596), Антуан де Монкретьен (1575-1621), Жан Батист Кольбер (1619-1683).
Содержание концепции меркантилизма. К ведущим теоретическим положенияммеркантилизма относятся следующие:
1) идеологи меркантилизма убеждены, что именно деньги - золото, серебро, сокровища любого вида являются экономической формой общественного богатства; при этом богатство нации они отождествляют с богатством государственной казны; способ обогащения они видели как накопление в стране благородных металлов – золота и серебра;
2) основным источником богатства, по мнению меркантилистов, является внешняя торговля, способствующая притоку в страну (и в государственную казну) золота и серебра; они рекомендуют покупать дешевле, а продавать дороже и выступают за участие страны во внешней торговле;
3) меркантилисты обосновывают необходимость регулирования внешней торговли, проведение государственной политики протекционизма, от эффективности которой зависит успех страны во внешней торговле и рост денежного богатства страны.
Предмет и метод в теории меркантилизма. Объектом исследования меркантилизма является всеобщееблаго (отождествляемое с богатством государственной казны), а не благо индивида. Именно меркантилистами было введено понятие «национальное богатство». Индивидуализация понятия «богатство» произойдет в период возникновения классической экономической теории. Основная задача, которую ставили перед собой представители меркантилизма – это поиск средств обогащения нации. Понимая богатство как наличие денег в стране, меркантилисты рассматривали его рост как результат обмена, а не производства. Прибыль – это продукт обмена и объясняется она продажей товара выше его стоимости. Меркантилисты полагали, что внутри страны прибыль (прирост богатства) не возникает, она появляется в товарном обмене между странами.
Поскольку основным источником обогащения считалась внешняя торговля, то именно сфера обращения является главным предметом анализа. Основные направления исследования касались государственной политики по организации внешней и внутренней торговли, регулирования валютных курсов и денежных потоков, организации кредита. Сфере производства также уделялось внимание, но исключительно в связи с тем, что эта сфера является основой для развития эффективной торговли.
Метод исследования. Поскольку объектом исследования является всеобщее, национальное богатство, то для меркантилизма характерен макроэкономический подход к анализу экономических явлений, то есть все проблемы рассматриваются на макроуровне, на уровне национальной экономики, а не отдельного частного хозяйства.
Важнейшая особенность метода меркантилизма – эмпирическая направленность исследований. Это проявляется, с одной стороны, в отказе от анализа абстрактных понятий (таких, например, как «справедливая цена»), с другой – в постановке и решении чисто практических вопросов, тесно связанных с актуальной экономической политикой. В связи с этим меняется характер выводов: они теряют нормативный характер, свойственный учению канонистов, и приобретают чисто прагматическую направленность, связанную с решением проблемы обогащения нации.
Эта особенность меркантилизма нашла отражение в его двойственности. Меркантилизм – это направление экономической науки и в то же время это направление экономической политики. Теоретическая концепция меркантилизма исходит из предпосылки о том, что благосостояние страны зависит от экономической политики правительства, детально разработанной в соответствии с имеющимися проблемами. Поэтому рекомендации меркантилистов содержат множество конкретных мероприятий, инструкций, указаний. Экономическая политика меркантилизма включает протекционистские меры государства, направленные на увеличение денежного богатства страны: поощрение экспорта, ограничение импорта, развитие внутреннего промышленного производства за счет импорта дешевого сырья, государственное финансирование производства и т.д.
Политика протекционизма. Меркантилисты отводят государству активную роль в экономике и считают протекционистскую политику правительства важным условием роста богатства нации. Они впервые определили управленческие функции государства, которое обязано было с помощью протекционистских мер повышать конкурентоспособность своей страны во внешней торговле. Методы протекционизма изменялись: от чисто административных, направленных на удержание денег в стране, на первом этапе меркантилизма до поддержки экспортной промышленности и создания казенных мануфактур на втором этапе.
Такой подход логично вытекает из общих взглядов меркантилистов. Во-первых, он является следствием макроэкономического метода, присущего меркантилизму. Меркантилисты исследуют вопросы «национального богатства», которое не может быть результатом действий отдельных индивидов, а является результатом целенаправленной политики государства.
Во-вторых, меркантилизму не свойственна четко выраженная идея объективности экономических законов. Опираясь на достижения экспериментальной науки, меркантилизм большое значение придает волевым целенаправленным действиям людей и признает возможность изменения окружающего мира под влиянием активного вмешательства государства. В частности, утверждалось, что простое наличие природных ресурсов и драгоценных металлов не обеспечивает процветание нации. Главным является умение правителя извлекать из этого прибыль. Лишь на позднем этапе начинают формироваться первые представления о саморегулировании экономической системы. Возникает понимание экономического закона, неустранимого никакой волей человека. Наиболее четко эта идея отражена в работе Д. Норса «О монете», а также в трактатах Т. Мэна, где он указывает на пагубное влияние государственного регулирования валютных курсов.
В соответствии с особенностями предмета и метода меркантилизма, экономическая наука получает новое название - «политическая экономия». Оно появилось с выходом книги А. де Монкретьена «Трактат о политической экономии» в 1615 г. Термин «политическая экономия» (полис – государство, ойкос – хозяйство, номос - закон) - означает, что это наука о законахразвития общественного, государственного хозяйства. Само название науки подчеркивает тот факт, что экономика не является независимой сферой деятельности, ее развитие связано с политикой государства, и государство выступает как важнейший субъект экономики.
Меркантилисты сделали попытку исследовать причинно-следственные связи между отдельными хозяйственными явлениями. Однако в анализе отдельных категорий экономической науки они останавливались на внешней видимости явлений. Это объяснялось тем, что они исследовали лишь процесс обращения торгового капитала, лежащий на поверхности, не обращаясь к анализу процесса производства. Поэтому меркантилизм не стал действительной наукой в силу своей исторической ограниченности: эта теория содержала лишь анализ сферы обмена, обращения. Тогда как действительная наука исследует сущность явлений и поэтому переходит от анализа обращения капитала к анализу производства. Взгляды меркантилистов образуют предысторию классической политической экономии.