Экономическая мысль мусульманского средневековья
Экономическая мысль мусульманского средневековья также развивалась под влиянием религиозных постулатов. Мусульманская культура начала формироваться в период арабских завоеваний в VII-VIII вв. Традиционно в странах Востока государство сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с населения. Государственная власть старалась не допустить свободного развития рыночных отношений, торговли, что было бы разрушительно для данной системы. Незыблемость этого общественного устройства поддерживалась благодаря распространению ислама, основные догмы и постулаты которого в общественной жизни выступали как строгие правила и законы, определяющие поведение людей, и фактически закрепляли существующие общественные отношения.
Основным источником экономической мысли раннего средневековья в арабских странах является Коран (610-632 гг.) - собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине. Изучение и толкование Корана положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву.
Коран освятил складывающееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Коран объясняет общественное неравенство Божественным предопределением: «Мы возвышаем одних над другими»; утверждает, что существующий общественный и политический строй установлен Богом, «чтобы на земле был порядок»; защищает частную собственность, признавая необходимость наказаний за покушение на собственность; учит бедняков: «не засматривайтесь на те блага, которыми мы наделили некоторые семейства», необходимо проявлять терпение и покорность своему положению; в то же время указывает на обязательную благотворительность, рекомендуется добровольная милостыня. Коран призывает следовать правилам торговли: «соблюдайте верность в мере и весе». Прибыль в торговле рассматривает как нормальное явление, но ростовщический процент осуждает, высокие проценты должны запрещаться.
К наиболее значимым представителям экономической мысли позднего средневековья на арабском Востоке принадлежит виднейший идеолог, философ и историк XIV в. Валиэддин Абдаррахман ибн Хальдун (1332-1406), выдвинувший первую в мусульманской философии теорию развития общества, в которой большое внимание было уделено экономическим проблемам. Его основной труд носит название «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле».
Экономические взгляды Ибн-Хальдуна развиваются под влиянием Корана. Поскольку Ибн-Хальдун рассматривал развитие общества, предметом исследования была макроэкономика. В методе у него сочетаются позитивный и нормативный подход.
Придерживаясь религиозных норм и постулатов, Ибн-Хальдун выдвинул так называемую концепцию социальной физики, которая представляет собой и отдельные рекомендации в соответствии с религиозными догмами, и некоторые важные историко-экономические обобщения. В его концепции присутствует нравственно-этический подход при рассмотрении проблемы социального неравенства. Дается порицание скупости, жадности, расточительства и подчеркивается необходимость возвышенного отношения к труду. Говорится об объективном характере прогрессивных структурных изменений во всех сферах экономики, развитии ремесла и торговли.
В соответствии с концепцией социальной физики, важным методологическим положением Ибн-Хальдуна была идея о взаимосвязи явленийокружающего мира. Это «мир упорядоченный и совершенный, - писал он, - в котором причины связаны со следствиями, вселенные соединяются со вселенными, одни существующие вещи превращаются в другие». Другим важным методологическим положением был тезис о существовании естественных законов развития общества. «Многие из государственных мужей, - отмечал философ, - обладающие трезвостью в политике, могут обратить внимание на признаки разрушения, которые постигают их государство, и посчитать, что этого можно избежать… Они считают, что несчастье постигает их государство из-за небрежения или глупости тех государственных мужей, которые были до них. Но это не так. Это разрушение природно». И в дальнейшем в истории экономической мысли одним из важнейших был вопрос о том, возможно ли только волей отдельных лиц или правительств изменить общественную жизнь, или она развивается по объективным законам.
Под влиянием религиозных норм Ибн-Хальдун считал естественным сословное деление общества, так как «Аллах дал преимущество одним людям пред другими». По мнению Ибн-Хальдуна, со временем развитие производительных сил приведет к росту национального богатства, и каждый человек сможет обрести больший достаток, вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на сословия по имущественному признаку и социальному положению.
Важнейшее в научных взглядах Ибн-Хальдуна – это еготеория развития общества. Ибн-Хальдун считал, что общество развивается циклически. В рамках каждого цикла он выделял три этапа. Важным отличительным признаком каждого этапа является уровень развития экономики. Первый этап он называет «дикостью», здесь характерно присваивающее хозяйство, т.е. собирательство. На втором этапе, называемом «примитивностью», появляется производящее хозяйство, развивается аграрная сфера. На третьем этапе, называемом «цивилизация», появляются ремесло и торговля, концентрирующиеся в городах. (Отсюда и название «цивилизация», происходящее от латинского «цивилис» - городской. У Ибн-Хальдуна применяется соответствующий арабский термин).
С переходом на стадию цивилизации, по теории Ибн-Хальдуна, появляется и государство, означающее переход от равенства и общинной демократии к отношениям неравенства и господства. В отличие от вождя племени, бывшего «первым среди равных», государственный правитель, управляя страной, опирается на наемных воинов и чиновников. Государство представляет собой аппарат насилия над собственным народом.
В связи с возникновением государства на третьем этапе, в теории Ибн-Хальдуна появляется деление на естественные и неестественные способы приобретения богатства, то есть систематизация экономических отношений. Естественным способом Ибн-Хальдун считает труд, неестественным – насилие (со стороны государства). К естественным способам относится сельское хозяйство, ремесло и торговля. Поскольку критерием деления является уже не «цель», как у Аристотеля, а «способ», торговля тоже считается естественной трудовой деятельностью. К неестественным способам Ибн-Хальдун относит государственные налоги и сборы, монопольную государственную торговлю («эмиры…занимаются приобретением продукции у земледельцев…и навязывают им ту цену, какую захотят, а затем продают их в свое время подданным своего государства по цене, которую назначат»), а также судебные конфискации и военную добычу.
Третий этап развития общества, представляя наивысший его уровень, несет в себе, по мнению Ибн-Хальдуна, и возможность его гибели. Аппетиты государства растут, что приводит к изобретению новых видов налогов и сборов, но одновременно это порождает снижение деловой активности людей. В результате, желая получить больше налогов, государство будет получать их все меньше, казна опустеет, будет нечем платить армии, и это государство будет завоевано соседями. Для населения региона история будет продолжаться и пойдет, по мнению Ибн-Хальдуна, по указанной схеме.
Ибн-Хальдун, объясняя закономерности исторического развития, исходит из решающего значения географических факторов. Такая точка зрения привела его к идее о неповторимости истории, которая развивается циклически. Географическими факторами он объяснял и особенности развития стран. Так, политическое господство кочевников в странах Азии в XI-XV вв. он объясняет тем, что кочевое скотоводство более отвечает условиям географической среды, чем оседлое земледелие.
Материальное богатство общества. Ибн-Хальдун рассматривает богатство как разнообразие материальных благ, и труд как источник создания богатства. Он приводит пример: «в земле Судана много золота, но страна остается бедной, т.к. благосостояние народа зависит не от наличия золота, а от трудолюбия населения». Ибн-Хальдун исходит из многообразия потребностей и на этой основе развивает учение о производстве продуктов и обмене. Ибн-Хальдун указывает на обусловленность достатка или недостатка материальных благ в обществе, прежде всего, размерами городов и степенью их заселенности. С ростом городов растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города. Расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижения налогов, включая пошлины и сборы на городских рынках.
Цена товаров, согласно Ибн-Хальдуну, определяется соотношением спроса и предложения. Со стороны спроса цена определяется полезностью вещи и «местом, которое занимает данное изделие среди других видов изделий». Со стороны предложения цена «определяется затраченным трудом», причем в ней учитывается не только труд непосредственного производителя, но и его материальные издержки, то есть цена также «включает в себя труд других, так как плотничество использует дерево, ткачество – пряжу и, таким образом, труда в этих ремеслах больше».
Торговая прибыль возникает как разница между ценой продажи и покупки товара. «Прибыли человек добивается, или, накапливая товары и ожидая повышения цен на них, или перевозя их в другую страну, где на эти товары больший спрос».
Деньги. По мнению Ибн-Хальдуна, золото и серебро изначально являются деньгами, выполняя функции средства измерения, платежа и накопления. «Господь создал два металла – золото и серебро, - писал он, - чтобы они были мерой всякого имущества», «они – основа приобретения, накопления и сокровища».