Экономическая мысль европейского средневековья
В период средних веков V–XV вв. европейская экономическая мысль развивалась в составе теологии – экономические вопросы излагались в религиозных работах и трактовались с точки зрения христианской этики. Духовный авторитет церкви был настолько велик, что она обладала практически полной монополией на знания. Церковь вела борьбу с инакомыслием, но церковь смогла сохранить и произведения античных авторов в более поздних списках, тщательно выполненных монахами; духовные лица были основателями и преподавателями старейших европейских школ и университетов. В рамках монашеского ордена человек любого сословия мог получить доступ к знаниям и продвинуться в зависимости от личных способностей, то есть сословное деление феодального общества было вполне преодолимо именно в рамках церкви.
Наука в эпоху средневековья развивалась в форме схоластикиили канонизма. Эти термины означают, что научная деятельность была направлена на поиск подтверждений религиозных истин, и ее выводы должны были соответствовать религиозным постулатам, изложенным в Священном Писании. Рассуждения авторов носили в основном априорный, умозрительный характер, доказывая с помощью сложных схоластических и софистических умозаключений те или иные утверждения религиозного характера. Но благодаря софистическим рассуждениям научная мысль приобретала опыт строгих логических построений, без чего невозможно было бы развитие современной науки.
Теология в эпоху средневековья была убеждена, что совершенствование человека невозможно без включения его в социум. Это необходимо для преодоления его эгоистической природы и подчинения более высокой цели – интересам общего блага, то есть блага общества. Поэтому понятие «общее благо» является центральным практически во всех социальных рассуждениях богословов.
Во всех текстах средневековых авторов доминирует нормативный метод исследования. Он проявляется в том, что преобладают оценочные суждения с позиций христианской морали. Ученые–канонисты, или схоласты, согласно христианской этике рассуждали о честности, нравственности получения прибыли, процента, то есть исследовали экономическую действительность с помощью нормативного метода, предписывая, какой ей следует быть.
Как особенность метода, следует отметить двойственный характер оценок любых явлений. Он связан с тем, что мир представлялся богословам, с одной стороны, как божественное творение, пронизанное разумом Творца, а с другой стороны, как порядок, нарушаемый греховностью человека. Поэтому во всех мирских явлениях богословы стремились найти как проявление божественного света, так и земных пороков.
В отношении двойственного характера земного мира можно выделить две характерные позиции средневековых авторов. В период раннего средневековья (V-XI вв.)возникла ранняя школа канонистов, основателем которой был епископ г. Гиппона (Северная Африка) Августин Аврелий (354-430), (св. Августин), известный богослов, выступавший с многочисленными проповедями. Его главные труды «О граде Божьем» и «Исповедь». Августин и ранние канонисты выступали за строгое подчинение божественным заповедям, соблюдение христианской морали, сильным был идеал нищеты, отречение от земных благ, обладание богатством осуждалось, праведная жизнь представлялась как тяжелый труд, физический и духовный. Экономические взгляды Августина соответствуют системе раннего феодализма.
Богатство со времен Августина рассматривалось канонистами как совокупность материальных благ, то есть в натуральной форме, и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, а не прилагаемым для этого трудом. Обладание богатством порочно, ибо мешает духовному совершенствованию.
Разделение труда на умственный и физический ранние канонисты, объясняли, исходя из божественного (естественного) предназначения, но рассматривали эти виды труда как равноценные. Они не отделяли эти виды с точки зрения влияния на достоинство человека, в связи с занимаемым им положением в обществе; все люди равны перед «божественной благодатью».
Центральной экономической идеей ранних канонистов было учение о «справедливой цене», как цене, установленной Богом. По существу, они имели в виду цену, равную затратам. Обмен является свободным волеизъявлением людей и должен осуществляться по принципу пропорциональности. Ранние канонисты учили, что «несоблюдение пропорционального равенства приведет к распаду общества». Присвоение торговой прибыли и ссудного процента канонисты рассматривали как нарушение обмена «по справедливой цене» и требовали запрещения крупной торговли и ростовщичества.
Деньги являются искусственным изобретением людей и должны лишь обслуживать меновые операции благодаря «внутренней ценности» монеты. Накопление золота и серебра, считавшихся по своей природе «искусственным богатством», не могло соответствовать нравственным нормам общества и потому осуждалось.
В позднее средневековье (XIII-XV вв.) одним из самых влиятельных мыслителей и виднейшим представителем поздней школы канонистов являлся итальянский богослов, монах-доминиканец Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274). Ф. Аквинский – выходец из аристократической семьи, с 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме, Неаполе. Его наиболее известные произведения «О правлении государей» и «Сумма теологии». Воззрения Ф. Аквинского опираются на те же принципы религиозно-этического свойства, что и ранних канонистов, и в то же время его взгляды отражают реалии своего времени, представляют сравнительно новые объяснения социально-экономических проблем в условиях быстрого развития городской экономики и товарно-денежных отношений в период позднего феодализма.
С точки зрения методологии Ф. Аквинский придерживается принципа неоспоримой авторитарности текстов Священного Писания и метода морально-этического обоснования сути экономических категорий и явлений, но наряду с этим активно использует принцип двойственности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки экономического явления или категории.
Соглашаясь с двойственностью земного мира, он, в отличие от ранних канонистов, считает, что невозможно устроить общественную жизнь по божественным законам в силу несовершенства самой природы человека. Более того, такие попытки приведут к рождению новых пороков и бед. Поэтому общество должно строиться как в соответствии с Божественными законами («естественное право», вытекающее из природы вещей), так и в соответствии с законами, устанавливаемыми на основе договоренности людей между собой («условное право»). В отношении этих законов действует строгое требование выполнять их и тем самым действовать по справедливости. Как было сказано выше, понятие справедливости – справедливая цена, справедливое вознаграждение, справедливое распределение и т.д. – являются центральными для средневековых экономических воззрений.
Интерес представляют взгляды Ф. Аквинского на богатство, частную собственность, социальное неравенство, определение справедливой цены, оценка торговли и ссудного процента.
Богатство, по мнению Ф. Аквинского, не является грехом само по себе. Оно есть власть, которая дается человеку, обладающему богатством. А всякая власть должна вызывать уважение. Если с помощью богатства совершаются благие дела, то оно заслуживает одобрения. Если же с его помощью творится несправедливость, то такое использование богатства достойно осуждения. Человек, обладающий богатством, наделен более высокой степенью ответственности за свои поступки, потому что последствия этих поступков более значительны для окружающих, чем поступки бедняков. Осуждения заслуживает стремление к богатству. Поскольку богатство не является целью само по себе, а лишь средством для обустройства мира, то превращение его в цель выступает нарушением естественной природы вещей, а, следовательно, несправедливо.
Частная собственность. С точки зрения Ф. Аквинского, человек имеет право на владение вещами, в которые вложены усилия, старания, творчество мастера. Это право творца на свое творение. Человек имеет право также передавать и получать вещи по наследству, потому что всякий трудится не только ради себя, но ради семьи и своих потомков. Необходимость частной собственности Ф. Аквинский объясняет также и греховностью человеческой природы. Он пишет, что человек лучше заботится о том, что принадлежит только ему. Помимо этого разделение собственности между людьми позволяет разделить и общественные функции, то есть обеспечить специализацию деятельности, что более эффективно. Установление жестких правил частной собственности также рождает мир и прекращает споры по поводу владения той или иной вещью.
Разделение труда и сословное деление общества. В отличие от ранних канонистов, которые не связывали предопределенность разделения труда на умственный и физический с сословным неравенством, Ф. Аквинский приводит доказательства в пользу такой взаимосвязи. «Деление общества по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям…Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям». Крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности. Подобно Аристотелю, Аквинат ставит интеллектуальный труд выше физического и трактует последний как рабское занятие.
Справедливость в распределении. Фома Аквинский выделяет два вида справедливости. Первый вид – справедливость при обмене. Она основана на равенстве обмениваемых товаров, отсюда вытекает понятие «справедливой цены» и «справедливого возмещения», о чем будет сказано ниже. Второй вид – справедливость при распределении. Этот вид используется при определении справедливой доли каждого в общем продукте. Распределительное право основано не на арифметическом равенстве, а на пропорциональном равенстве, означающем, что доли при распределении должны соответствовать положению человека в обществе и значимости выполняемых им функций. Поскольку общество является иерархичным, то и заслуги каждого человека различны. Следовательно, различными должны быть и уровни доходов людей.
Справедливая цена. Изменилась у Фомы Аквинского и трактовка «справедливой цены». Ранние канонисты объясняли уровень цены затратами на создание товара. Ф. Аквинский сводил обмен к чисто субъективному акту, обеспечивающему равенство пользы. «Справедливая цена» является результатом субъективных оценок двух обменивающихся сторон. В первую очередь, это субъективная оценка продавцом той меры ущерба, которую он понесет, продав данный товар. Этот ущерб в целом соотносится с издержками на приобретение или производство данного товара и другими издержками, обеспечивающими эквивалентность обмена. «Поэтому, - учил он - божественный закон говорит, что, если вещь поступает на пользу одному и в ущерб другому, то «в таком случае можно будет по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе». При этом она все же «не будет продана дороже, чем стоит владельцу», так как прибавка компенсирует тот «ущерб, который наносит себе продавец, лишаясь данной вещи». Не менее важной является и субъективная оценка покупателем ценности данного товара, то есть меры своей потребности в нем.
Согласно рассуждениям Фомы Аквинского, «справедливая цена» гарантирует каждому участнику обмена приличное его сословию возмещение ущерба, то есть справедливыми могут считаться разные цены на один и тот же товар для разных сословий. Согласно взглядам Ф. Аквинского затратный метод установления «справедливой цены» считается неточным, так как он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количества денег и нанести ущерб.
В основном в качестве «справедливой цены» Ф. Аквинский рассматривает среднюю цену, установившуюся на рынке на данный товар при средних условиях.
Оценка торговли, прибыли и ссудного процента. В отличие от ранних канонистов Ф. Аквинский не характеризует рост ремесленного производства, торговой и ростовщической деятельности как исключительно греховные явления и не требует их запрещения. Но отношение к ним двойственное. Фома Аквинский не осуждает торговлю, считая, что купец выполняет важную функцию, доставляя товары, где в них больше всего нуждаются. За это он имеет право получать прибыль. Уровень прибыли является нормальным, если он обеспечивает семье купца доходы, соответственно его месту в сословной иерархии общества. Если прибыль извлекается ради содержания семьи, помощи или пожертвований на оборону отечества, то это не нажива, а плата за труд купца. Но погоня за прибылью ради самой прибыли осуждается. Ф. Аквинский придает особое значение соблюдению правил справедливой торговли. Купец должен соотносить цену с затратами на приобретение и качеством товара. Устанавливать критерий «справедливости», а значит, и лимитировать уровень прибыли законодательным путем должны были светские власти, руководствуясь Законом Божьим.
Такая же двойственность видна в трактовке процента. Как и большинство средневековых авторов, Ф. Аквинский осуждал взимание процента за пользование деньгами. Он считает, что деньги придуманы, чтобы на них покупать вещи для потребления или продажи. Поэтому брать дополнительную плату за пользование деньгами греховно. Но в отдельных случаях он объясняет ссудный процент как плату за риск неуплаты долга или «бескорыстный подарок» ссудополучателя в качестве компенсации за недополученный доход кредитора.
Деньги (монеты) Ф. Аквинский трактует подобно авторам древнего мира и раннего канонизма. Он указывает, что причиной их возникновения стало волеизъявление людей найти «вернейшую меру» в торговле и обороте. Ф. Аквинский выступает сторонником номиналистической теории денег и признает, что, хотя монеты имеют «внутреннюю ценность», государство, тем не менее, вправе допускать некоторое отклонение номинальной ценности монеты от ее «внутренней ценности». Иными словами, ценность денег (монет) на внутреннем рынке должна устанавливаться не по весу содержащегося в них металла, а по усмотрению государства. На внешнем рынке монеты должны обращаться по их внутренней ценности.