Экономическая мысль древневосточных государств
Первые попытки толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества и условий создания богатства содержатся в дошедших до нашего времени письменных источниках древневосточных цивилизаций. К таким источникам относятся древнеегипетские папирусы конца III т.л. до н.э., законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) в Вавилонии, древнеиндийский источник Артхашастра IV-III вв. до н.э., учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.) в Китае и другие.
Главной особенностью древневосточных цивилизаций являлся практически полный контроль государства над обществом. По форме власти древневосточные цивилизации представляли собой деспотии с абсолютной властью монарха. Все население являлось подданными верховного правителя. Государство выступало верховным собственником земли и оросительных систем, осуществляло управление экономикой, распределяло трудовые ресурсы на выполнение общественно значимых работ (строительство ирригационных систем, дорог, храмов, укреплений), осуществляло сбор налогов, регулирование кредитных операций, торговли, долгового рабства. Основной рабочей силой были свободные крестьяне-общинники, обязанные выполнять трудовые повинности. Для общества характерна была высокая степень социального неравенства и строгая сословная иерархия. В таком обществе недовольство населения могло привести к массовым выступлениям, восстаниям и, в результате, к значительным экономическим потерям и разрушениям. В этих условиях стабильность могла быть обеспечена с помощью государственной поддержки, опеки малообеспеченных слоев за счет государственных продовольственных запасов, особенно в неурожайные годы, и с помощью жесткого государственного контроля над экономикой и настроениями в обществе. Поэтому в центре экономических взглядов древневосточных авторов оказались вопросы создания государственного богатства и проблемы организации государственного управления обществом и хозяйством страны.
Документы и сочинения политиков и философов были посвящены, прежде всего, проблеме государственного управления. Следовательно, предметом экономической мысли являлась макроэкономика, то есть хозяйственные отношения в масштабах общества. Метод исследований был преимущественно нормативный, и сочинения были написаны в основном в форме рекомендаций о том, как лучше управлять государством. Нормы социально-экономических отношений в значительной степени обосновывались существующими традициями и религиозными представлениями, с точки зрения морали и нравственности. Выразители экономической мысли – философы и правителистремились идеализировать и рассматривали как «естественный порядок» социальное неравенство, неприкосновенность частной собственности, деспотическую форму власти и высокую степень государственного контроля над обществом и экономикой. Именно такая система могла обеспечить, по их мнению, стабильность и порядок в обществе и увеличение богатства государства, а значит и благосостояния всех подданных.
Остановимся на наиболее известных источниках экономической мысли Древнего Востока и рассмотрим основные теоретические положения, нашедшие отражение в этих документах.
Древний Египет. На примере этой страны наука располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли. Один из документов относится примерно к 2200 г. до н.э., получил название «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». В этом «Поучении» приводятся правила государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя также важно, как всякая другая сфера искусства. Другой документ – «Речение Ипусера» датирован 1800 г. до н.э. Главная его идея – не допускать бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране социальных конфликтов и гражданских войн.
Вавилония. Экономическая мысль Вавилонии представлена в кодексе законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), относящихся примерно к 1760 г. до н.э. В соответствии с этими законами во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и ослабления государственных структур и армии из-за сократившихся налоговых поступлений в казну устанавливались чрезвычайно жесткие правовые нормы. Особое внимание уделялось укреплению частной собственности, в том числе собственности воинов, находящихся на государственной службе: «за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своих земельных наделов». Посягательство на чужую (частную) собственность сурово наказывалось. Регулировались кредитные отношения и долговое рабство, строго определялся срок долгового рабства (до трех лет) и размер процента денежной (20%) и натуральной (33%) ссуды.
Древний Китай. Экономическая мысль древнего Китая представлена в рассуждениях Конфуция (Кун Фу-Цзы 551-479 гг. до н.э.), в его сборнике «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), а также в коллективном трактате IV-III вв. до н.э. «Гуань-цзы».
Рассуждения Конфуция стали основой конфуцианства - этико-политического учения, оказывавшего огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет.
Конфуций один из первых придерживался концепции «естественного порядка». Он признавал божественное и природное деление людей на сословия и считал, что существующий порядок неустраним.
Конфуций выступал как сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты государством экономического благополучия родовой знати. В то же время он настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Конфуцианство призывало монархов управлять народом не на основе законов и наказаний, а на основе обычного права, при помощи примеров нравственного поведения; не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.
Конфуций считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенствованию, постижению «естественных правил уважения старших, дружбе с братьями». Эти правила создавали духовную основу стабильности общества.
Авторы «Гуань-цзы» в качестве основной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным» посредством равномерного распределения богатства без обогащения торговцев и ростовщиков. Выступали за незыблемость сословного деления общества, утверждая, что не может быть, чтобы «все были знатны», так как «некому было бы трудиться». В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб, создание государственных запасов хлеба. Авторы «Гуань-цзы» предлагали «справедливую (государственную) торговлю зерном» для сезонного выравнивания цен: осенью закупать зерно «не слишком дешево», а весной продавать «не слишком дорого». Рекомендовали введение льготных кредитов земледельцам; для пополнения государственной казны предлагали замену прямых налогов на железо и соль косвенными (перекладывая эти налоги на производимые с их использованием товары) и др.
Помимо конкретных рекомендаций в области рыночного регулирования в «Гуань-цзы» присутствует и идея общетеоретического принципа экономического равновесия, проявляющегося в соотношении спроса и предложения на рынке: «Рынок – это то, по чему знают, порядок или беспорядок в состоянии хозяйства».
Основными составляющими богатства в трактате названы золото, жемчуг и иные материальные блага, «товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению». При этом роль золота как товара и меры исчисления богатства определялась, прежде всего, его природным предназначением выступать в качестве денег.
Древняя Индия. Наиболее известным документом древнеиндийской экономической мысли IV-III вв. до н.э. является трактат «Артхашастра», означающий учение («артха») о доходах («шастра»). Его автором считается Каутилья (IV в. до н.э.) – древнеиндийский государственный деятель. В трактате описывается идеальное государство с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью. Признается право частной собственности. Указывается, что накопление богатства естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан – ариев, для которых не должно быть рабства. Но каждый, кто не возвращает долги за пользование землей, должен разделить участь низшего сословия на время или навсегда. Определены экономические функции государства: государство обеспечивает охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д. Выдвигается требование о необходимости регулирования распределения торговой прибыли между купцами и государством. Выступая за регулирование государством хозяйственной деятельности, Каутилья выдвинул эмпирический вариант дифференциации в цене товара издержек производителей и купцов; им предлагались заранее устанавливаемые нормативы торговой прибыли в размере 5 и 10% соответственно от цены товара местного и иностранного происхождения.