Общественный сектор экономики и общественные финансы: структура и финансовый экономический потенциал.
Общественный сектор экономики
Структура
Общественный сектор экономики = государственный сектор экономики + некоммерческий.
Государственный сектор- совокупность институтов, объединенных и координируемых органами власти и управления, бюджетные учреждения, ГУПы (Государственное унитарноепредприятие ), МУПы, а также система государственных (общественных финансов), других ресурсов казны.
Некоммерческий сектор – совокупность институциональных единиц (негосударственных некоммерческих организаций), выполняющих функции и государственного, и рыночного секторов с использованием нерыночных принципов распределения ресурсов.
Общественный сектор экономики - это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ.
Основной механизм хозяйствования – сочетание экономической эффективности рынка и социальной эффективности государства.
Отказ от максимизации прибыли в обмен на поддержку обществом целей:
- Прибыль – не цель, а средство достижения цели;
- Формирование ресурсов на принципах совместного финансового участия заинтересованных сторон;
- Конкурентные начала в распределении ресурсов (грантов, проекетов).
К основным недостаткам рыночного экономического механизма относятся:
· возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции;
· проблема производства общественных благ;
· наличие внешних, или побочных, эффектов;
· проблема асимметричной информации;
· неполные рынки;
· макроэкономическая нестабильность — колебания экономической активности, появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса;
· неравенство в распределении ресурсов и доходов.
В микроэкономической теории к сбоям рынка относятся экономические ситуации, когда рациональное поведение людей в условиях рыночной экономики не обеспечивает достижения эффективного использования ресурсов, т.е. не обеспечивает эффективности по Парето.
Финансы общественного сектора
Структура
ФОС= государственные финансы (ФБ, бюджеты субъектов Федерации, государственный кредит, государственные внебюджетные социально-страховые фонды) + муниципальные финансы (местный бюджет, местные внебюджетные фонды органов самоуправления)+ финансы некоммерческого сектора в части реализации задач по производству смешанных общественных благ, в том числе различные внебюджетные фонды.
К общественным (государственным и муниципальным) относятся:
· ФБ РФ
· Бюджеты субъектов РФ
· Государственный кредит
· Государственные внебюджетные социально-страховые фонды
· Местные бюджеты
· Внебюджетные фонды органов местного самоуправления
· Финансы общественного сектора региона состоят из :
· Консолидированный бюджет субъекта РФ с разделением на региональный (областной, краевой, республиканский) и местные бюджеты (бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений);
· Территориальные отделения государственных социально-страховых внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, территориальных фондов медицинского страхования);
· Внебюджетные фонды, созданные, управляемые и контролируемые региональными властями и органами местного самоуправления; другие внебюджетные средства, контролируемые администрацией региона и администрациями муниципальных образований;
· часть финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий;
· финансы государственных и негосударственных некоммерческих организаций, используемые в производстве и при предоставлении общественных товаров и услуг.
Масштабы ресурсов, которыми оперирует каждая из составных частей общественного сектора экономики, различны по странам в силу исторических традиций, этапов экономического развития, состояния национального (общественного) производства. Для определения величины финансов общественного сектора России на современном этапе следует иметь в виду следующее.
Первая их составляющая - величина государственных и муниципальных финансов. Ключевым элементом является консолидированный бюджет РФ, включающий федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ; к ним добавляется величина бюджетов государственных социально-страховых внебюджетных фондов. Что же касается финансовых ресурсов некоммерческого сектора, их размер в силу ограниченности системных статистических данных может быть определен пока лишь экспертным путем.
Доля ВВП, перераспределяемая через консолидированный бюджет РФ, за десять последних лет составляла от четверти до трети ВВП. Около 7% ВВП аккумулируется в бюджетах государственных социальных внебюджетных фондов, являющихся составной частью государственных финансов. Суммарная величина общественных финансов России по доходам в 2000 г. составила 38,1% ВВП, в 2005 г. - около 35%.