Изменения места и роли государственного сектора и его причины.
Феликс:
Государственный сектор экономики. ***
!Гос сектор -- сигмент МКС, в к-ом гос-во проявляет свою роль и явл активно действующей силой; совокупность форм непосредственного участия гос-ва в эконом жизни; система, к-ая позволяет гос-ву непосредственно участвовать в пр-ве, распределении и обмене продукции.
Масштабы гос сектора -- доля гос-ва в важнейших эконом параметрах.
Параметры гос сектора:
1. Национальное богатство страны -- в США 20%;
2. Обеспечение занятости населения -- в США 18% населения занято в гос секторе.
Сэмуэльсон: "Американское правительство -- самый крупный предприниматель в мире";
3. ВВП -- прослеживается тенденция к увеличению:
США 1870 -- 7.3%; 1913 -- 7.5%; конец XX ека -- 32-33%.
Франция 1870 -- 6%, сейчас -- 55%;
Швеция было 5-6%; сейчас -- 56-58%;
Германия 1880 -- 10%; сейчас -- 49%.
Англия -- сейчас 55%.
В России нет чёткости в подсчётах (примерно 40-50%).
Структура гос сектора (сигменты):
1. Система непосредственного участия гос-ва в пр-ве -- в создании продуктов и услуг.
Формы гос участия:
а) Коммерческие гос предприятия -- цель: получение прибыли и использование рынка, удовлетворение потребностей населения через рынок.
Важнейшие формы таких предприятий:
- Акционерные общ-ва с участием гос-ва:
|со 100% участием гос-ва;
|Гос-во имеет контрольный пакет (либо 50% + 1 акция, либо то, что составляет контрольный пакет)
|АО, где гос-во имеет "золотую акцию" -- гос-во может приостановить решение частных акционеров;
|АО, где только часть акций принадлежит гос-ву.
- Государственные унитарные предприятия -- принадлежащие целиком гос-ву, действуют на правах полного гос ведения: по обязательствам этих предприятий гос-во не несёт никакой ответственности, а предприятия не несут от-сти за действия гос-ва;
- Государственные казённые предприятия -- (если унитарные предприятия работают плохо, их переводят в ранг казённых) они распоряжаются гос с-тью на правах оперативного управления, а не полного хоз ведения: гос-во несёт от-ть за действия этих предприятий, тк оно их полностью регулирует, а предприятия несут от-ть за д-ть гос-ва;
б) Некоммерческие гос предприятия -- обеспечение удовлетворения потребностей жителей страны (гос больницы, школы, университеты). В результате недостатка финансирования приходится сочетать некоммерческую с коммерческой д-тью.
2. Непосредственное участие гос-ва в обмене товаров и услуг.
Формы участия гос-ва:
а) Заказ -- гос-во выступает заказчиком;
б) Гос закупки -- по заранее заключённым контрактам, по заранее оговоренным ценам;
в) Гос закупки на открытом рынке.
Нужно, чтобы всё это проводилось на конкурсной основе. (В США гос-во иногда покупает винтики для военной промышленности в 100 раз дороже, чем они стоят на открытом рынке).
3. Непосредственное участие гос-ва в распределении созданного продукта -- сбор налогов и осуществление расходов (трансфертов).
Николаева Л.А., Черная И.П.: Государство как хозяйствующий субъект
Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор.
Государственный сектор – комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.
Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:
1) несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);
2) самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);
3) юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).
Важную роль в современной экономике играет государственное предпринимательство.
Государственное предпринимательство – инициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли и осуществляемая непосредственно собственником имущества или управляющим на условиях договора (контракта).
Низкая эффективность функционирования государственных предприятий и большие расходы государства на их содержание часто ведут к осуществлению приватизации.
Приватизация.
Феликс:
Приватизация. ***
Понятие употребляется в широком и узком смыслах:
1. В широком -- это "частнизация", превращение экономики в частную, "приватную" экономику; роль гос-ва и гос сектора снижается; начинают доминировать рыночные механизмы регулирования экономики; основная форма собственности -- часная;
2. в узком -- смена собственника -- переход объектов из гос собственности в частную.
Задачи приватизации:
1. Изменение типа общественно-экономической системы, смена парадигмы общественно-экономического развития (была советская систмеа, стала капиталистическая);
2. Фискальная -- получение денег за приватизированные предприятия: "залатать" гос бюджет или, наоборот, сделать его более могучим;
3. Хозяйственное оздоровление -- рыночное регулирование в большинстве случае более эффективно, надо дать ему некоторое пространство.
В 1974 Августо Пиначет сверг. При Альенде был создан мощный гос сектор в экономике Чили, Пиначет провёл приватизацию. Вслед за Пиначетом этот процесс пошёл во многих странах.
Участвуют: могучие державы -- Англия, Франция; развивающиеся гос-ва; бывшие соц страны -- более, чем в ё00 странах осуществляется приватизация.
Формы приватизации:
1. Возвращение с-ти прежним хозяевам -- эффективно там, где национализация прошла недавно, и собственники ещё сохранили навык предпринимательской д-ти (то, что происходит в Прибалтике, -- нехорошо);
2. Акционирование -- предприятие превращается в АО, акции уходят в продажу (часть может остаться у гос-ва);
3. Продажа предприятий новым хозяевам (не частями, как при акционировании, а целиком) -- за деньги, к-ыми располагает богатый ч-к, а может быть след образом:
"Какой-нибудь рыжий приватизатор устанавливает стоимость миллиардного завода в 10 тыс, зовёт друга-банкира, ему дают беспроцентную ссуду в банке и...".
Продажа на залоговых аукционах -- объявляется цена более дорогого предприятия в 1 млн долларов, находится покупатель, через определённый срок гос-во выкупает это предприятие.
4. Превращение в "народное предприятие" -- принадлежит целиком всему коллективу;
5. Кооперативизация -- гос предприятие превращается в кооператив;
6. Ваучеризация;
7. Приватизация по приватизационным книжкам -- ваучер вносится только в одну компанию, а по книжке можно рассредоточить средства.
Николаева Л.А., Черная И.П.:
Приватизация- преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам. Цели приватизации в разных странах можно представить в виде следующей таблицы:
таблица 1
Цели приватизации | |
Страны рыночной экономики q сокращение задолженности государственного сектора, q развитие рынка, q стимулирование предпринимательства, q расширение индивидуальных свобод, q развитие народного капитализма, ослабление профсоюзов. | Россия q формирование слоя частных предпринимателей, q повышение эффективности деятельности предприятий, q создание конкурентной среды, содействие демонополизации экономики, q привлечение иностранных инвестиций, q социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации. |
В развитых странах среди множества способов приватизации можно отметить распродажу и безвозмездное распределение акций, подряды на оказание услуг, продажу государственного жилья квартиросъемщикам, отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. В России главными способами стали купля-продажа по конкурсу (при выполнении определенных условий) или на аукционе по максимальной цене, продажа акций (долей) в капитале предприятия после их преобразования в акционерные общества, а также выкуп имущества предприятия сданного в аренду полностью или частично. При этом в основу выбора способов приватизации положен размер предприятий.
В современной экономике в зависимости от изменения формы и субъекта собственности выделяют несколько видов приватизации:
· большая приватизация - преобразование предприятий в акционерное общество и распределение акций среди частных лиц путем их продажи или бесплатной раздачи;
· малая приватизация - продажа мелких объектов сферы услуг и торговли частным лицам или группам инвесторам;
· спонтанная приватизация - приватизация по " закону джунглей", при которой государство отказывается от регулирующей роли;
· частичная имущественная приватизация - продажа имущества каждого отдельного предприятия по частям.
Каждый из названных видов приватизации имеет собственные достоинства и недостатки. Так большая приватизация сопряжена с большими издержками, но она имеет большую скорость осуществления. Малая и частичная имущественная приватизация не требуют огромных затрат и с этой точки зрения являются более эффективными, однако в условиях российского монополизма их выбор не всегда целесообразен. Спонтанная приватизация к тому же ведет к наделению правами собственности представителей номенклатуры.
Приватизация является одной из сторон разгосударствления.
Разгосударствление – уменьшение функций государства в экономике, передача части полномочий государственных органов предприятиям, развитие конкуренции и предпринимательства. Однако разгосударствление создает собственные проблемы, что убедительно показала история рыночных преобразований 80-90-х гг. в России. Поэтому поиск оптимальных пределов государственного и частного секторов в экономике остается достаточно актуальной задачей для многих государств, хотя основной принцип такого соотношения известен: « Конкуренция – везде, где возможно, регулирование - лишь там, где необходимо».
Роль и значение государственного сектора в экономике индустриально развитых стран различается как по объему, так и по структуре. Как показывает исторический опыт, происходящее некоторое время сокращение общественного сектора доходит до определенного рубежа, а затем начинается расширение. Такие изменения зависят от ряда факторов: исторических, географических, экономических, политических и т.д. условий. Действие этих факторов к тому же привело к формированию особых систем макроэкономического регулирования, получивших название моделей (см. схему 38).