Государственное и рыночное регулирование экономики.
Феликс:
1. Рыночное регулирование.
субъект регулирования -- рынок, выполняет эту роль стихийно посредством цены, конкуренции, соотношения спроса и предложения -- механизмы рынка.
Сторонники:
начал развивать Адам Смит: "Регулирование осуществляется невидимой рукой". Роль гос-ва -- "ночной сторож";
Все последователи Смита развивали эту концепцию.
Неоклассики, современные монетаристы, либералы (Хайек, фридман), представители соц рын хоз-ва в Германии (Ойкиен, Эрхард и др).
Последние придумали новую аналогию роли гос-ва: "Гос-во -- судья на футбольном поле: бегает, принимает решения, но сам голов не забивает".
Радикалы -- "Никакое другое регулирование не нужно: дайте свободу рынку, он сам себя настроит".
Современные монетаристы: "Ничто не может быть умнее рынка".
Всё это -- Сторонники правых либеральных взглядо.
Эти концепции легли в основу политики Рейгана (рейгономика), Тетчер (тетчеризм).
2. Государственное регулирование.
Субъект -- гос-во.
"Рынок не может сам себя регулировать: он слишком жесток, стихиен, непредсказуем... не оптимален. Только гос-во может разумно (рационально) регулировать МКС через административные действия".
Рынок подсказывал, а гос-во -- предписывает.
Основоположники:
В XVII веке воникает теория гос хоз-ва (Макиавелли, Гобс и другие): "Только гос-во может так вести хоз д-ть, чтобы была польза для всего общ-ва".
Марксисты довели эту идею до логического завершения: "Рынок не способен разрешить ве противоречия и заводит экономику в тупик. Вместо этого должно быть созданосоциолистическое устройство экономики -- плановая экономика: МК пропорции предписываются в плановом порядке и эти предписания имеют силу закона. МК -- завод в масштабах всей страны, с соответствующей дирекцией, к-ая командует каждым звеном -- предприятием. Отсюда команды, законы, планы выступают главной регулирующей силой".
Появился термин "Командно-административная система" ввёл Г.Х. Попов. Позднее выяснилось, что подобную же характеристику рынку давал и Струве, назвавший социализм "командной экономикой".
Не только социалисты являются сторонниками командной экономики:
Фашисты также считали, что гос-во должно жёстко регулировать экономику.
Муссолини: "Для нас гос-во -- вовсе не ночной сторож, а великая полит, соц и эконом сила, к-ая определяет развитие страны".
Пирамизм (Хустисиализм) -- полковник Перрон, захвативший власть в Аргентине и осуществивший эконо чудо в этой стране.
Перрон: "Гос-во это не ночной полицейский, а лоцман или локомотив, к-ый двигает экономику вперёд".
Отличия между гос и рыночным регулированием:
1. Рыночное регулирование стихийное, разрабатывается самим рынком; гос регулирование носит сознательный характе, управленческие решения формируются в головах людей;
2. Рыночное регулирование носит косвенный характер: выдаёт через индикаторы решения, а люди решают, подчинятся ли этим импульсам. В гос регулировании что и в какие сроки должно делать строго указывается (прямое регулирование);
3. При рыночном регулировании результаты его (позитивные или негативные) выявляются задним числом: одни разоряются, другие обогащаются. При гос-венном -- указание поступают заранее (аналогия с планом приёма на ФГУ студентов: гос-во -- "Можно принять 30 на бюджетной основе. Не больше, не меньше"; рынок: "Ага... а можно ещё 100 чел взять на коммерческой основе"...)
4. Рын рег предполагает свободное действие субъектов -- "Не хочешь, можешь не выпускать". Гос рег такой свободы не даёт: прямо предписывается, что и сколько делать (директивный характер) или выдаются показатели, и с ними согласовывается что и сколько (согласовательный характер);
5. Рынок -- многовариантное регулирование: подсказывает только "что", а "сколько" вариантно, -- решает хозяйствующий субъект. Решение (регулирующий импульс) не предполагает вариантности: "Делай, что говорят";
6. Рын рег -- развитие инициативы хоз субъектов (проявляют своё умение, инициативу). Гос рег -- инициатива ограничена пределами плана;
7. Рын рег -- гибкий, маневренный характер: может быть быстро изменено при необходимости. Гос рег -- прежде, чем изменить что-либо, нужно пройти ряд соответствующих установленных процевур, регулирование, как правило, запаздывает;
8. Рын рег -- возможность маневрирования резервами и ресурсами огранычена частвной собственностью (сколько у тебя есть, столько и расходуй). Гос рег -- возможность манёвра расширяется: используются общие возможности гос-ва;
9. Рын рег -- абстрактный (космополитичный) характер: более или менее одинаково для всех стран, исходит из сущнсоти единого рынка. Гос рег -- ярко выраженный характер, связанный с интересами конкретной страны, подчинено не рынку, а стране (населению);
10. Рын рег -- лучше решает тактические задачи. Гос рег -- стратегические (долговременные);
11. Рын рег -- более эффективно: быстрее результат при минимальных издержках. Гос рег -- менее эффективно;
12. Рын рег -- менее стабильно, возможны подрывы (кризисы -- инфляция, безработица, нищета, "бомжовщина"). Гос рег -- этого допускать не должно.
Николаева Л.А., Черная И.П.:
Роль государства в современной экономике
7.1. Экономические функции государства
Рыночный механизм имеет немало достоинств, его возможности велики, но не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает, рынок терпит фиаско и требуется вмешательство государства. Таким образом провалы рынка обуславливают содержание экономических функций государства (см. схему 35).
Схема 35.
Государственное регулирование экономики– система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
В современной экономике государственное регулирование осуществляется через систему особых методов – административно-правовых и экономических регуляторов. Административно-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ экономики. Они применяются на уровне не только центральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах), а также местных (муниципальных) органов. Экономическое регулирование используется как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования (схема 37).
Схема 37
К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующих на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.
Целевое финансирование – выделение денежных средств государством из бюджета целевым назначением для использования в качестве средства решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана, строительства крупных сооружений, в проведении крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.
Государственные закупки – часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).
Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов. (Подробнее механизм косвенного государственного регулирования будет рассмотрен в теме «Особенности экономической политики государства»).
Возможности и границы эффективности госрегулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому что имеют много аспектов. Особое значение имеет тот факт, что ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни, - это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой стороны – доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором – об их потоке. При этом особенность государства состоит в том, что пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение, поэтому доля государственного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг.
-----------------------------------------
Объекты и цели ГРЭ.
Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Основные объекты ГРЭ это:
экономический цикл;
секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
условия накопления капитала;
занятость;
денежное обращение;
платежный баланс;
цены;
условия конкуренции;
социальные отношения, социальное обеспечение;
подготовка и переподготовка кадров;
окружающая среда;
внешнеэкономические связи.
Суть государственной антициклитической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.
Особое внимание ГРЭ уделяет денежному обращению. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.
Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.
Одним из главных объектов регулирования являются ЦЕНЫ. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.
Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты ГРЭ, например, заинтересовать частные фирмы в развитие научных исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.
Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики ( промышленность, сельское хозяйство, услуги ); хозяйства в целом; глобальный ( социальные отношения, экология ); наднациональный ( экономико-политическое отношение с зарубежными странами, интеграционные процессы ).
ЦЕЛИ ГРЭ.
Самой главной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом.
Экономическая политика.
Феликс:
Требования к эконом политике вобще (и к гос регулированию в особенности):
1. Отвечать национальным интересам (гос=ва, народа).
М. В. Ломоносов: "Целями должны быть благополучие, слава и процветающее состояние Родины";
2. Соответствовать законам страны (конституции и др), иметь правовые рамки, а не нести произвол и волюнтаризм;
3. Обоснованность политики -- привлечение научных методов решения проблем МК, обоснованная фактами;
4. Выполнимость (реальность) эконом политики -- "Маниловщине не место при выработке гос политики". (Не должно быть и другого: под видом того, что это невыполнимо, не делать ничего);
5. Ясность и чёткость -- положения должны быть ясны, чтобы каждый мог определить своё отношение к политике;
6. Прозрачность (пбличность) политики
7. Прогрессивность;
8. Смелость -- воплощать в жизнь новаторские решения;
9. Контролируемость;
10. Корректируемость -- ошибки нужно исправлять, а делают их все...
Николаева Л.А., Черная И.П.:
Экономическая политика- целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп, и направлена на укрепление национальной экономики
Крупные преобразования, изменения в системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах осуществления экономической политики составляют содержание экономических реформ.
Реформа – специально организованные и на законных началах проводимые высшими органами власти преобразования общественных отношений (экономических, социальных, политических и др.) или отдельных сфер жизнедеятельности государства и общества (финансы, образование, оборона и т. д.), причем речь идет о достаточно существенных слоях этих отношений, о важных областях общественной и государственной жизни.
Предпосылками современной экономической реформы в России можно считать попытки трансформации централизованной плановой экономики, получившие название «перестройки» (весна 1985 г. – август 1991 г.), когда были сделаны первые шаги в сторону реальной рыночной экономики. При этом главной задачей считалась коренная реконструкция народного хозяйства на основе научно-технического прогресса, с глубокими структурными сдвигами в общественном производстве, с радикально реформой хозяйственного механизма, способной придать социализму новое качество. В развитии современной экономической реформы в России, связанной с попыткой построения рыночной системы, можно выделить несколько этапов (см. таблицу 1)
Таблица 1.
Этапы экономической реформы в современной России
Хронологические рамки | Содержание этапа |
1989-1991 | Развитие рыночных отношений в рамках трансформации централизованной плановой экономики |
1992-1997 | «Шоковая терапия» – одномоментная либерализация цен, жесткая кредитно-денежная политика и массовая приватизация государственной собственности |
1998 - … | Выработка концепции долгосрочной стратегии и экономического реформирования. Ориентация на постепенное, поэтапное движение к российскому варианту общества постиндустриального типа |
Глубочайший кризис, в котором оказалась страна, безуспешность попыток прервать его течение свидетельствуют о неадекватности принятого варианта реформ требованиям времени и условиям страны и настоятельно ставят вопрос о необходимости создания новой концепции реформирования с современными характеристиками качества жизни народа на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной, динамичной рыночной экономики при значительной роли государства в регулировании. Особое значение в процессе выработки новой стратегии реформы придается региональной политике. Это обусловлено существованием тенденций экономической и политической дезинтеграции. Пример Чечни показывает, каких опасных пределов может достичь процесс суверенизации, к каким жертвам среди населения и в экономике это может привести, если он не блокируется вовремя или не решается в рамках закона.
Сущность и виды инвестиций.
Феликс:
Сущность инвестиций и их типы. ***
Сбережения можно хранить в 2 формах:
1. "Под подушкой" -- в денежной форме: прироста нет, но сберегаться будет; выгода только в растягиании потребления во времени;
2. Инвестиция -- форма сбережений, позволяющая получить доход (Инвестирование -- использование сбережений, с целью получения дохода).
!Инвестирование -- превращение сбережений в капитал; доходная форма использования сбережений (больше отвечает принципам экономического поведения).
Чтобы инвестиции имели место, необходимо
1. присутствие склонности к сбережению у населения:
$P_s = \frac{S}{Income}
Предельная склонность к сбережению:
$ MP_s = \frac{\delta{S}}{\delta {Income}}
Инвестиции возможны как за счёт собственных сбережений, так и взятых в кредит. В последнем случае необходимо, чтобы получаемый процент и тот, к-ый нужно вернуть, имели положительную разницу (должен существовать навар).
2. Найти нишу в пр-ве, где они приносили бы прибыль, -- нужно найти объект инвестирования;
3. Найти ресурсы, к-ые будут приобретены на инвестиционные средства (машины, рабочие, предприниматели...) -- если их нет, инвестиции не смогут приносить доход;
4. Наличие определённых правовых институтов, к-ые разрешили бы инвестирование (юридическое оформление инвестиций).
Различные типы инвестиций:
1. Реальные и финансовые.
Реальные -- инвестиции в пр-во (в реальный сектор экономики), трансформируются в реальный капитал, обеспечивают приращение материально-технической базы (здания, оборудование, специалисты...);
Финансовые -- инвестиции в финансовый сектор экономики, превращение денег в ценные бумаги, облигации (то, что ф-ционирует на финансовом рынке).
Реальные инвестиции в общей сумме составляют валовые инвестиции в реальный сектор.
Реальные инвестиции делятся на 2 типа:
а) Репродукционные (амортизационные) -- инвестиции, к-ые обеспечивают просто воспроизводство, простое повторение процесса пр-ва; поддерживают МКС в прежних масштабах (замена износившегося оборудования). поступают из амортизационного фонда;
б) Чистые инвестиции -- используются для расширения пр-ва, чтобы МКС и её микроэкономические компоненты увеличивались в масштабах. Поступают из фонда накоплений. Фонд накопления образуется за счёт отчислений: от прибыли, процента, зарплаты, от ренты...
Амортизационные инвестиции делятся на:
- Простая замена оборудования (в том же точно виде, как раньше);
- на модернизацию оборудования (оно заменяется и становится более эффективным).
Чистые инвестиции делятся на:
- Инвестиции в производительный (вещественный) капитал. В свою очередь делятся на:
|Инвестиции в производительный капитал -- то, что ф-ционирует в процессе пр-ва (здания, оборудование и проч);
ф. Инвестиции в здания и сооружения (в основной капитал) -- служат примерно 50-100 лет;
б. В машины, станки -- 5-10 лет;
в. Увеличение запасов (сырьё, полуфабрикаты, топливо) -- используется постоянно.
|Инвестиции в непроизводственную сферу (жилищное строительство, школы, больницы, Московский Университет).
- Инвестиции в ч-ческий капитал.
в) Прямые инвестиции в натуре -- осуществляются без помощи денег (фермер оставляет тёлочку для последующего разведения бычков, петуха для яйцевоспроизводственного процесса и тд);
г) Косвенные -- должны быть в денежной форме с последующем приобретением необходимого в процесссе пр-ва товара (фермер продаёт тёлочку, покупает трактор).
2. Автономные и производные.
Производные -- связаны с ростом дохода (сбережения растут, нужно найти им применение);
Автономные -- возникают в связи с появлением выгодной ниши вложения капитала (тех прогресс: созданы новые машины, чтобы их использовать и в будущем получить прибыль, нужно найти деньги; открываются новые территории (Дальний Запад в США, при Советской власти в России -- малоосвоенный север);
3. В зависимости от собственности: частные, муниципальные, региональные, федеральные, иностранные;
4. По географическому направлению -- в своём городе; не в своём городе, но в своей стране; не в своей стране, а зарубежом;
5. По отраслевому принципу: в промышленность, сельское хоз-во, в культуру...
По мере развития МКС инвестиции растут (в цивилизованных странах):
мировые инвестиции: 1980 -- 2трлн долларов; 1990 -- 3 трлн долларов; 2000 -- 4 трлн долларов.
(в России инвестиции сокращаются).
Факторы, приводящие к росту или уменьшению инвестиций:
1. Сбережения, к-ые есть в стране -- источник инвестиций. Он зависит от:
дохода, потребления (негативная роль), налоги.
2. Стимулирующие инвестиции факторы: ожидаемая норма дохода, прибыли и процента;
3. Противодействующий фактор: величина процентной ставки. Если процент высокий, то:
а) "Чего там возиться с этим заводом, лучше вложить деньги в банк и получать устойчивый процент";
б) Ограничивается возможность получения заёмных средств -- брать деньги в кредит теперь не выгодно.
4. Коэффициент "Q Тобина". (Тобин -- лауреат нобелевской премии).
$Q = \frac{P_{за завод сегодня}}{C_{на постройку завода сегодня}},
где P -- цена от продажи, а C -- затраты.
Если Q > 1, то естьсмысл вкладывать в постройку; если Q < 1, то нет.
5. Издержки обслуживания инвестированного капитала;
6. Степень риска, ситуация в стране, законодательная база и тд.
7. "Предельная эффективность капитала" (Кейнс) -- ставит предел инвестициям.
$ME = \frac{MD}{P},
где MD -- доход этой единицы инвестиций, а P -- цtна инвестиции. ("Мини норма прибыли").
Кейнс сравнивает это с процентом, получаемым за тот же капитал. Пока предельная эффективность капитала больше, есть смысл инвестировать. Как только эти показатели сравниваются, смысла нет -- прибыльности нет, дохода нет...