Государственный бюджет: доходы и расходы. Государственный долг. Управление государственным долгом.

Центральным звеном государственных финансов является государственный бюджет, который выполняет три функции:

1. распределительную(перераспределяет НД);

2. воспроизводственную(через бюджет государство воздействует на различные стороны хозяйственной жизни, стимулируя или сдерживая развитие экономики);

3. социальную(через госбюджет государство осуществляет социальную политику).

После утверждения главным законодательным органом страны (в РФ Государственной думой) государственный бюджет принимает силу закона.

Госбюджет состоит из двух частей:

- доходной, которая отражает поступающие денежные средства;

- расходной, которая отражает направления использования бюджетных средств.

Соотношение между доходной (Д) и расходной (Р) частями бюджета могут быть разным:

1) Д = Р – сбалансированный бюджет;

2) Д > Р – излишек (профицит) бюджета;

3) Д < Р – дефицит бюджета. Дефицитное состояние бюджета, особенно длительное время, негативно воздействует на социально-экономическое развитие страны, т.к. порождает и увеличивает государственный долг, приводит к необходимости увеличения налогов, стимулирует инфляцию, взвинчивает ссудный процент, снижает темпы экономического роста, препятствует созданию новых рабочих мест и т.д.

В экономической теории сложились три концептуальных подхода к проблеме сбалансированности государственного бюджета:

1) ежегодно сбалансированный бюджет(неоклассики и неоконсерваторы, в том числе монетаристы);

2) бюджет должен балансироваться на циклической основе(кейнсианцы) с целью осуществления антициклического регулирования экономики. В период спада государство уменьшает налоги и увеличивает расходы, сознательно вызывая дефицит бюджета; в ходе подъема, наоборот, вызывая этим излишек бюджета. В целом же бюджет в цикле становится сбалансированным;

3) функциональные финансы. Государственные финансы должны обеспечить сбалансированность экономики, а не бюджета.

Однако практика доказала правильность первого подхода. Дефициты бюджетов во многих странах стали хроническими и все возрастающими, что привело к образованию и возрастанию государственного долга, который требовал все больших государственных финансовых средств для своего обслуживания, отвлекая необходимые средства для социально-экономического развития страны, также постоянно стимулируя инфляцию и приводя ко многим другим негативным для развития экономики и общества последствиям. Осознавая это многие страны постарались снизить дефициты своих бюджетов и даже выйти на профицитное состояние бюджетов.

В России начиная с 2000 г. и на протяжении 2000-х гг. госбюджет принимается и исполняется с профицитом.

Дефицит госбюджета приводит к образованию государственного долга, который представляет собой сумму накопленных за определенное время бюджетных дефицитов, и необходимости управления этим долгом.

Государственный долг состоит из двух частей: внешний долг и внутренний долг.

Управление государственным долгомвключает в себя совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий займов, определением курсов облигаций и т.д.

Классификация займов по различным критериям:

1) по месту размещения: внутренние и внешние;

2) по праву эмиссии: займы центрального правительства и займы местных органов власти;

3) по срокам погашения: текущие, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, бессрочные;

4) по методам размещения: добровольные и принудительные;

5) по доходности: процентные и лотерейные.

Погашение займовявляется важной составляющей управления государственным долгом и осуществляется в следующих формах:

1) рефинансирование– выпуск новых займов в целях рассчитаться с держателями облигаций старых займов;

2) конверсия– изменение размеров номинального процента (обычно уменьшение) в целях снижения государственных расходов, связанных с выплатой процента по долгу. Она может осуществляться в трех формах:

- принудительная, когда кредитор обязан обменять облигации старого займа на облигации нового с пониженной процентной ставкой;

- добровольная, когда кредитор имеет право согласиться на новые условия либо получить данную государству в долг сумму обратно;

- факультативную, когда кредитор имеет право согласиться или отказаться от изменений условий займа;

3) банкротство– аннулирование займа или отказ государства от его уплаты из-за отсутствия средств.

Как внешний, так и внутренний долг для страны является тяжким бременем. Внешний долг вынуждает отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, идти на экономические и политические уступки кредиторам. Внутренний долг для своего обслуживания заставляет отвлекать значительные средства госбюджета, повышать ставки налогов, что снижает вложения в НИОКР, инвестиции, значительно уменьшает социальные расходы государства и усиливает социальную напряженность в обществе. Выступая как конкурент на финансовом рынке, государство путем увеличения своих заимствований поднимает ставку процента и вытесняет частных заемщиков (эффект вытеснения).

Наши рекомендации