Предложение. Закон предложения. Детерминанты предложения. Эластичность предложения в различных временных периодах.
Предложение (S – supply) – это та сторона рыночного процесса, которая характеризует непосредственную взаимосвязь между рыночной ценой товара и его количеством, производимым и предлагаемым к продаже. Поэтому предложение можно определить как количество определенного товара, который производители хотят и могут произвести и предложить к продаже на рынке по каждому возможному уровню цен в определенный период времени.
Уровень цен и объем продукции, количество его продаж изменяются однонаправлено: чем выше цена, тем больший объем товара будет поступать на рынок, и наоборот. Эта взаимосвязь называется законом предложения и графически представлена на рис. 3.7.
В этом случае предложение рассматривается как функция одного фактора – цены данного товара: Qs = f(Pх), а все другие детерминанты не рассматриваются. Вследствие изменения цены данного товара происходит изменение объема (величины) предложения, которое вызывает передвижение на неизменной кривой предложения от одной точки к другой.
Рис. 3.7. Кривая предложения
Но предложение, как и спрос, является функцией множества факторов:
QS= f(Pх, Pa, Pb, …, K, X, N, E),
где QS- предложение данного товара; Pх, Pa, Pb- цены данного и всех других товаров (включая ресурсы на производство данного товара); K- уровень технологии; X- деятельность государства; N- число продавцов; E- ожидания производителей.
Неценовые детерминанты предложения влияют на поведение предложения аналогично влиянию неценовых детерминант спроса. Они изменяют предложение, т. е. сдвигают кривую предложения вправо или влево (рис. 3.8). Таким образом под воздействием неценовых детерминант происходит изменение предложения.
Рис. 3.8. Изменение кривой предложения
под влиянием неценовых детерминант
Неценовыми детерминантами предложения являются:
1) изменение цен на ресурсы;
2) изменение технологий производства;
3) изменение цен других товаров;
4) изменение политики государства в области налогов и дотаций;
5) изменение количества продавцов на рынке;
6) улучшение условий продаж за счет рекламы, маркетинга.
Предложение, как и спрос, обладает эластичностью. Однако в экономической теории и практике рассчитывают и анализируют только один вид эластичности предложения - по цене, так как влияние других факторов менее определенно и не поддается точному учету.
Эластичность предложения по цене (ценовая эластичность предложения) характеризует чувствительность (степень реакции) производителей товаров к изменению цен на них и выражает степень воздействия цены на изменение величины предложения. Она измеряется посредством коэффициента ценовой эластичности предложения, который очень похож на коэффициент ценовой эластичности спроса, только в числителе «процентное изменение количества спрашиваемого товара» заменяется на «процентное изменение количества предлагаемого товара»:
,
где – коэффициент эластичности предложения по цене; ∆SX– процентное изменение величины предложения; ∆PX – процентное изменение цены; Q1,P1– соответственно первоначальная величина предложения и первоначальная цена; Q2,P2– величина предложения и цена после изменения (см. рис. 3.7).
Коэффициенты ценовой эластичности предложения всегда принимают положительное значение, так как выражают прямую связь между ценой и величиной предложения товара.
Предложение подобно спросу может обладать различной эластичностью (рис. 3.9–3.11).
Главным фактором, влияющим на ценовую эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, чтобы отреагировать на изменение цены товара. Предложение товаров тем эластичнее, чем длиннее период времени, которым располагают производители для того, чтобы приспособиться к изменению цены. Это объясняется необходимостью перераспределения ресурсов в пользу производства тех товаров, спрос на которые возрос, что и привело к росту цен на них, за счет отвлечения ресурсов от производства товаров, спрос на которые снизился, что, соответственно, привело к падению их цен.
При анализе влияния фактора времени на ценовую эластичность предложения обычно проводят различия между кратчайшим, краткосрочным и долгосрочным рыночными периодами.
Рис. 3.9. Эластичное Рис. 3.10. Предложение Рис. 3.11. Неэластичное
предложение (Е> 1) c единичной предложение (Е< 1)
эластичностью (Е = 1)
Кратчайший период времени настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены на данный товар. Коэффициент ценовой эластичности предложения в этом случае будет равен нулю, а кривая предложения будет совершенно неэластичной и займет вертикальное положение (рис. 3.12,а). В этом случае изменяется только кривая спроса и увеличивается рыночная цена данного товара.
Краткосрочный период времени недостаточен для того, чтобы производители смогли изменить все имеющиеся у них ресурсы. Это прежде всего касается производственных мощностей, которые остаются постоянными, но все же их можно более интенсивно использовать, наращивая другие ресурсы (сырье, материалы, труд).
В этом случае кривая предложения займет классическое положение и отреагирует на изменение цены (рис. 3.12,б). Обратите внимание на то, что в этом временном периоде вследствие изменения предложения цена на данный товар изменяется меньше, чем в кратчайшем периоде, где нет никакой ответной реакции предложения на изменение спроса.
Долгосрочный период достаточно продолжительный и дает возможность производителям изменить всю комбинацию факторов производства с целью приспособления к требованиям изменения рыночной ситуации. Отдельные производители могут расширить (или сократить) свои производственные мощности. Производство и, соответственно, предложение товара может измениться и за счет появления новых производителей, которых привлечет возросшая цена, а также вследствие прекращения выпуска товара некоторыми старыми производителями, на решение которых повлияет уменьшение цены. Такие изменения предложения означают еще более активную реакцию со стороны производителей на изменение цены товара и приводят к изменению (смещению) положения кривой предложения (рис. 3.12,в); первоначальная кривая предложения S0 и кривая предложения S1 после изменения цены товара.
а б в |
Рис. 3.12. Линии предложения в различных временных периодах:
а – кратчайший период; б – краткосрочный период;
в – долгосрочный период
Обратите внимание на то, что новая кривая предложения S1 обладает большей эластичностью по отношению к цене. Более того, активные действия производителей (и вследствие этого смещение кривой предложения) приводят к изменению рыночной цены, которая принимает значение, большее первоначального (P0), но меньшее, чем если бы реакция производителей не была столь активной и не выразилась бы в изменении всей комбинации ресурсов, в том числе и производственных мощностей (P2<P1).
Временной фактор изменения эластичности объясняет перемещения, перелив экономических ресурсов и инвестиций, рост совокупных издержек производства. Поэтому в конкурентной рыночной экономике предложение не может долго оставаться неэластичным, но и не может быть бесконечно эластичным из-за переливов инвестиций. По этой причине растущий спрос приводит к росту выпуска товаров, насыщающему спрос и не позволяющему ценам стремительно расти.
Практическая значимость ценовой эластичности предложения состоит в возможности осуществления прогнозирования состояния рынков отдельных товаров, что возможно как для отдельных производителей, так и для осуществления анализа и составления программ экономического развития каждой страны в целом.
9. Бухгалтерский и экономический подходы к определению издержек и прибыли фирмы. Краткосрочный период деятельности фирмы. Постоянные, переменные и валовые издержки, их содержание и графическая интерпретация.
Краткосрочным периодом считается период времени, недостаточный для изменения производственных мощностей фирмы, т. е. количества станков и оборудования. В этот период фирма может лишь изменить интенсивность их использования и решить вопрос о том, как наилучшим образом организовать производство на имеющихся фиксированных производственных мощностях. Краткосрочный период имеет разную продолжительность в различных отраслях.
В краткосрочном периоде отдельные факторы производства (производственные здания, станки, оборудование, земля, услуги высших менеджеров и специалистов) не изменяются вследствие изменения объема производства, поэтому они называются постоянными факторами (FF– fixedfactor), а затраты на их приобретение (амортизация, рентные платежи, страховые взносы, жалование высшему управляющему персоналу) – постоянными издержками (FC – fixedcosts). Другие факторы (сырье, материалы, топливо, энергия, транспортные услуги, трудовые ресурсы) изменяются в зависимости от изменения объема производства, поэтому они называются переменными факторами (VF – variablefactor), а затраты на их приобретение – переменными издержками производства (VC – variablecosts). Вместе постоянные и переменные образуют общие издержки производства (TC – totalcosts).
Для анализа деятельности фирмы большое значение имеют средние и предельные издержки фирмы. Средние издержки (AC – averagecosts) отражают затраты фирмы на производство единицы продукции, и именно они используются для сравнения с ценой, которая всегда указывается в расчете на единицу продукции.
Концепция предельных издержек в современной экономической теории имеет особое значение. Предельные (добавленные) издержки (MC – marginalcosts) показывают увеличение общих расходов фирмы, связанных с увеличением продукции на одну дополнительную единицу. Таким образом, предельные издержки показывают те затраты, которые фирме придется осуществить в случае производства дополнительной единицы продукции, и, наоборот, сэкономленные средства, если фирма не будет производить эту дополнительную единицу продукции. На основе анализа именно величины предельных издержек осуществляется выбор оптимального объема производства фирмы.
Представление о различных издержках фирмы в краткосрочном периоде дает табл. 4.2.
Таблица 4.2
Издержки производства фирмы
в краткосрочном периоде
Издержки | Название издержек | Обозначение издержек | Расчет издержек |
На весь выпуск продукции | Общие постоянные | TFC | – |
Общие переменные | TVC | – | |
Общие | TC | TC = TFC + TVC | |
На единицу продукции в среднем | Средние постоянные | AFC | AFC = TFC/Q |
Средние переменные | AVC | AVC = TVC/Q | |
Средние общие | ATC | ATC = TC/Q ATC = AFC + AVC | |
На одну дополнительную единицу | Предельные | МС | МС = DTC/DQ |
Если ограничить все применяемые для производства факторы капиталом (постоянный фактор, цена 1000 денежных единиц) и трудом (переменный фактор, цена 250 денежных единиц), то издержки производства фирмы можно представить в виде табл. 4.3.
Используя данные табл. 4.3, можно графически изобразить издержки производства фирмы (рис. 4.1, 4.2).
Рис. 4.1. Общие издержки фирмы
На основе табл. 4.3 и графиков (см. рис. 4.1, 4.2) можно произвести анализ издержек производства фирмы в краткосрочном периоде, при этом выявляются следующие закономерности.
1. Общие постоянные издержки (TFC) не изменяются при изменении объема производства, поэтому они изображены на рис. 4.1 в виде горизонтальной линии.
2. Общие переменные издержки (TVC) изменяются с увеличением объема производства, поэтому и общие, валовые издержки (TC) фирмы по мере роста объема производства также возрастают. Кривые TVC и TC имеют постоянно восходящий характер (см. рис. 4.1). Значения TFC, TVC, TC определяются для каждого конкретно заданного объема производства.
3. Средние постоянные издержки (AFC) с ростом объема производства постоянно уменьшаются, поэтому кривая AFC имеет нисходящий характер (см. рис. 4.2).
4. Кривые МС, AVC и АТС сначала опускаются вниз (см. рис. 4.2), а затем идут вверх. Это означает, что предельные, средние переменные и средние общие издержки фирмы в силу действия эффекта разделения труда и специализации до определенного значения понижаются, а затем в силу действия закона убывающей предельной производительности переменного ресурса (труда) при неизменности величины постоянного ресурса (капитала) начинают повышаться.
5. Кривая МС пересекает кривые AVC и ATC в точках их наименьшего значения, соответственно в точках A и B (см. рис. 4.2).
Из всех показателей издержек особое значение имеют средние общие издержки, так как при экономическом анализе важно учитывать, что фирма должна обязательно возмещать все свои издержки, поэтому сравнение цены осуществляется именно с этими издержками (АТС). Кривая АТС (см. рис. 4.2) имеет вид вогнутой кривой, нижняя точка которой (точка В) характеризует минимальную величину средних общих издержек на производство продукции. Таким образом, если исходить только из одного критерия деятельности фирмы –минимизации издержек производства, то фирма оптимизирует свою деятельность в нижней точке кривой АТС. Отсюда оптимальный объем производства составит 76 штук (см. табл. 4.3), а оптимальное количество работников, занятых в производстве – четыре человека.
Следует отметить, что анализ издержек производства фирмы дает возможность определить благоприятные и неблагоприятные для ее деятельности уровни рыночных цен. В связи с этим весь график средних и предельных издержек (см. рис. 4.2) разделим на три поля.
Первое поле характеризуется низким уровнем цен (0 <P< 11,9 – минимального значения AVC в точке А). При таких ценах фирма не сможет даже возмещать свои переменные издержки, поэтому будет вынуждена прекратить свою деятельность.
Второе поле (11,9 <P< 26,3 – минимального значения АТС в точке В) называется полем неустойчивого положения фирмы, где она может возместить только свои переменные издержки. Таким образом, фирма не возмещает ценой все свои издержки и стремится найти более эффективное альтернативное направление своей деятельности. Наименьшее значение AVC (точка А) называют критической низкой ценой. Она показывает наименьшее значение цены, при котором фирма может возмещать только свои переменные издержки и ей не имеет смысла продолжать свою деятельность, поэтому критическая низкая цена фактически является ценой закрытия фирмы.
Третье поле (P ≥ 26,3) является наиболее благоприятным для фирмы и называется полем безубыточности фирмы. Наименьшее значение АТС (точка В) называют долгосрочной критической ценой. Она показывает наименьшее значение цены, при котором фирма может работать безубыточно, т. е. покрывать все издержки производства.
Если рыночная цена устанавливается выше долгосрочной критической цены, то фирма начинает получать прибыль или, нарастив объем выпуска продукции (например, для увеличения своей доли на рынке), будет функционировать, возмещая свои экономические издержки и получая нормальную прибыль.