Почемугосударствоифирмывсвоейценовойполитикедолжныучитыватьтеориюэластичности?
В экономике многие переменные взаимосвязаны: изменение одной влечет за собой и изменение другой. Например, изменение цены товара ведет к изменению величины спроса на него. В связи с этим возникает задача количественного измерения таких взаимосвязей. В частности нам недостаточно просто констатировать, что величина спроса на товар, вероятно, возрастет в связи с падением его цены; необходимо с максимальной точностью определить степень увеличения спроса при заданном снижении цены.
В решении подобных задач нам помогает теория эластичности. Эластичность отражает степень реакции одной переменной (например, спроса) на изменение другой переменной (например, цены). В этой связи нам прежде всего необходимо определиться с вопросом, в каких единицах исчислять изменения цены и спроса. Первое, что здесь приходит в голову - измерять цену в рублях, а спрос - в физических единицах (штуках, килограммах, и т.д.). Это позволит посмотреть, на сколько единиц изменяется спрос при изменении цены на Х руб.
Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм и правительства.
Ценовая политика фирм. В своей ценовой политике фирмы должны предусмотреть реакцию покупателей на изменеме цен на свой товар. Изменение объёма продаж влияет на объём выручки и финансовое положение продавца.
1.При эластичном спросе снижение цены вызывает такое увеличение объёма продаж, которое ведёт к увеличению общей выручки;
*при спросе единичной эластичности прирост объёма продаж при снижении цены таков, что общая выручка остаётся неизменной;
2.При неэластичном спросе снижение цены ведёт к столь малому увеличению продаж, что объём общей выручки уменьшается.
Т.о. , знания об эластичности спроса нужны и продавцу и покупателю, чтобы оптимизировать своё поведение на рынке. Если фирма знает спрос на свой товар и его эластичность, она может определить, по какой цене следует продавать товар, чтобы обеспечить максимальную выручку.
налоговая политика государства. Налоги включаются в цену продаваемого товара, и , следовательно влияют на равновесную цену. В целом результаты введения новых налогов при разной степени эластичности спроса и предложения сведены вместе в таблице:
Чем выше эластичность предложения | Чем выше эластичность спроса |
Выше рост цен | Ниже рост цен |
Сильнее падение объёма | Сильнее падение объёма |
Меньше налоговые поступления | Меньше налоговые поступления |
Меньше потери производителя | Больше потери производителя |
Больше потери потребителя | Меньше потери потребителя |
Экономика –это наука об основах хозяйственной жизнедеятельности общества.
Предельная полезность –это полезность, которую человек получает от использования еще одной дополнительной единицы блага.
Полезность –мера удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров или услуг.
НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) –совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового изделия или технологии.
Модернизация –1) обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества; 2) процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения развития.
Спекуляция –покупка какого-либо товара в расчёте перепродать его на том же рынке по более высокой цене через какой-то промежуток времени.
Арбитражирование –это деятельность, целью которой является получение прибыли путем покупки товара на одном рынке и последующей продажи этого товара на другом по более высокой цене.
Фундаментальные вопросы экономики:1) какие блага производить и в каких количествах? 2) как производить блага, т.е. из каких ресурсов и по какой технологии? 3) для кого производить блага и когда?
Приватизация –передача или продажа принадлежащих государству предприятий в частную собственность.
Потребление –процесс использования результатов производства для удовлетворения личных или производственных потребностей.
Распределение –процесс определения доли, пропорции, в которой каждый субъект, принимавший участие в производстве продукта, присваивает часть результата этого производства.
Обмен –процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому; форма опосредованной рыночной связи производителей и потребителей.
Мезоэкономика –раздел экономической науки, занимающий среднее положение между макроэкономикой и микроэкономикой.
Альтернативная стоимость –цена замены одного блага другим.
Производственные возможности –возможности общества по производству благ.
Кривая производственных возможностей –это кривая, которая показывает различные комбинации максимальных объемов производства нескольких товаров или услуг, которые могут быть созданы при полной занятости и использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.
Рентабельность –показатель эффективности единовременных и текущих затрат.
Облигация –ценная бумага, представляющая собой долговое обязательство государства, корпорации, банка и т.п., дающее владельцу право на получение годового дохода в виде процента или выигрыша в специальном тираже.
Экономическая система –совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, распределения доходов и потребления в рамках определенной географической территории.
Смешанная экономика –система, характеризующаяся ценовым механизмом передачи информации, частной собственностью на ограниченные ресурсы, свободой предпринимательства и государственным контролем над экономическими процессами и содействием экономическому росту, сочетанием добровольного сотрудничества индивидов и стихийных порядков с централизованным содействием предпринимательству.
Рыночная экономика –форма экономической организации, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей.
Централизованная экономика –экономика, управляемая централизованно, государственными органами, на основе директивных планов и программ, прямого подчинения нижестоящих органов вышестоящим, при государственной собственности на средства производства.
Конкуренция –экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и благодаря этому получение максимальной выгоды.
Агрегирование –1) укрупнение экономических показателей посредством их объединения в группу; 2) рассмотрение рынка как однородной среды, в которой используются единые маркетинговые приемы.
Положительные внешние эффектывозникают в случаях, когда деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим.
Отрицательные внешние эффекты возникают в случаях, когда деятельность одного экономического агента вызывает издержки других.
Экстерналии –это ущерб или выгода от производства какого-либо блага, который приходится нести людям или фирмам, непосредственно не участвующих в купле-продаже этого блага.
Интерналии -это выгода или ущерб, получаемые участниками сделки, которые не были оговорены при заключении сделки.
Общественные блага -блага, обладающие признаками: неисключения (практически невозможно исключить человека из круга потребителей блага), неконкурентности в потреблении ( потребление блага одним человеком не уменьшает возможности потребления другими), неделимости ( благо нельзя разложить на отдельные единицы).
Страхование –это особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей или организаций и их интересов от различного рода опасностей.
Спрос –это желание и возможность потребителя купить продукт в определенное время в определенном месте.
Предложение –количество товара, которое готов продать производитель по рыночной цене.
Дефицит –термин, означающий недостачу, недостаточность; в экономике различают: в макроэкономике - товарный дефицит (превышение совокупного спроса над совокупным предложением), бюджетный дефицит (превышение расхода бюджетов над доходами), дефицит торгового баланса (превышение импорта над экспортом), дефицит платежного баланса ( общая несбалансированность платежного баланса государства); в микроэкономике – нехватка какого-либо ресурса.
Избыток –излишек, остаток, количество чего – либо, превышающее потребность.
Рынок –система экономических отношений по поводу предпринимательской деятельности на основе многообразных форм собственности и обмена ее результатами.
Инновация –процесс создания, разработки новой техники, технологии, научных исследований, а также процесс инвестирования, создания, разработки и ее практического внедрения.
Либерализация –политика государства по снижению таможенных пошлин и устранению нетарифных барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.
Субсидия –денежные средства, безвозмездно предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим и физическим лицам.
Тренд –направление преимущественного движения показателей.
Функции денег:1) мера стоимости; 2) средство обращения; 3) средство платежа; 4) средство накопления; 5) мировые деньги; 6) средство формирования сокровищ.
«Невидимая рука рынка» -термин, раскрывающий механизм функционирования мировой экономики в капиталистических условиях.
Девальвация –снижение официального курса валюты; метод стабилизации валюты после инфляции.
Коэффициент эластичности –величина, показывающая влияние изменения цены на величину спроса. EQp = ( Q/Q) / ( P/P).
Капитал –определенная сумма благ в виде материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых в качестве ресурса в дальнейшем производстве.
Предельные издержки –издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции относительно фактических или расчетных объемов производства.
Монополия –рыночная структура, предполагающая существование одной фирмы – монополиста, являющейся единственным продавцом продукта, не имеющего близкого аналога.
Монополистическая конкуренция –структура рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяющие товары и услуги.
Неценовая конкуренция –метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.
Стагфляция –(отстагнация + инфляция) это ситуация, в которой экономический спад и депрессивное состояние экономики (стагнация и рост безработицы) сочетается с ростом цен (инфляция).
Стагнация -явление в экономике страны, представляющее собой застой, отсутствие прироста в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в торговом обороте.
Эффект масштаба производства –1) соотношение между изменением объемов используемых ресурсов и изменением соответствующих производственных результатов; 2) экономический эффект, связанный со снижением средних издержек производства при укрупнении размеров предприятия.
Бартер -способ торговли, состоящий в обмене товарами и услугами без использования денег.
Олигополия –рынок, на котором доминируют несколько крупных фирм; доступ на рынок затруднен; имеются ограничения в доступе к информации.
Эффективность –отношение результата производства к затратам.
Естественная монополия –вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства.
Процент - ссудная плата, которую заемщик должен вносить за пользование кредитом, ссуженными деньгами или материальными ценностями.
Заработная плата –сумма денежных и материальных ценностей, выдаваемая работнику для личного потребления по результатам труда.
Деньги –особый предмет (вещь), выполняющий ряд функций в сфере товарно-денежных отношений, деньгами может являться любая вещь, принимаемая продавцами как плата за товары и услуги.
Рента -1) доход, получаемый владельцем от использования земли, имущества, капитала, не требующий от владельца осуществления предпринимательской деятельности, затраты дополнительных усилий. Такой доход может быть получен, например, от сдачи земли или помещений в аренду, предоставления кредита; 2) денежная сумма, выплачиваемая ежегодно застрахованному лицу по страховому полису со стороны страхового общества.
Патернализм –благоприятное отношение к экономическим законам и мерам, призванным контролировать действия людей, отдающих предпочтение своему собственному благу.
Экономический рост –увеличение реального ВНП или ЧНП за некоторый период времени на душу населения.
Учетная ставка –процентная ставка, по которой учитываются денежные потоки будущих инвестиционных проектов.
Ликвидность –1) активы, которые можно быстро превратить в наличность при необходимости их использования в качестве средства платежа; 2) способность компании своевременно выполнять свои обязательства, выражающаяся в доверии к ней бизнес-сообщества; 3) емкость рынка и его способность функционировать эффективно без заметного нарушения сложившегося уровня цен.
Дефляция –постоянное снижение общего уровня цен на товары и услуги.
Инфляция –рост общего уровня цен на товары и услуги как результат обесценения бумажных денег и снижения их покупательной способности.
Опцион –1) контракт, который дает право (не являясь обязательством) купить или продать товар, ценные бумаги или иностранную валюту по фиксированной цене в любое время в течение оговоренного срока; 2) право высокопоставленных служащих компании на приобретение акций компании.
Фрикционная (временная) безработица- безработица, связанная с переходом работника с одного места работы на другое.
Циклическая безработица -безработица, обусловленная низким спросом на рабочую силу, что обычно имеет место во время экономического спада или кризиса.
Структурная безработица –долгосрочная безработица, вызванная кризисным состоянием отдельных отраслей промышленности и технологическими изменениями.
Экспорт –продажа и последующий вывоз товаров, услуг или капитала за границу.
Импорт- ввоз и реализация в стране товаров иностранного производства, в результате чего происходит отток из страны иностранной валюты.
Валовой внутренний продукт (ВВП) –это исчисленная в рыночных ценах совокупная стоимость конечного продукта, созданного в течение года внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих как резидентам (гражданам данной страны), так и нерезидентам.
Валовой национальный продукт (ВНП) –это рыночная стоимость конечного продукта, созданного с помощью факторов производства, принадлежащих только резидентам, хотя применяемых и на территории других стран.
Чистый национальный доход –результат, получаемый вычитанием потреблённого основного капитала из ВНП.
Личный доход -денежный доход работника, складывающийся из заработной платы и дополнительных платежей, включая дивиденды, проценты, ренту, премии, трансферты.
Национальный доход -исчисленная в денежном выражении стоимость вновь созданного в стране в течение года совокупного продукта, представляющая доход, приносимый всеми факторами производства (землей, трудом, капиталом, предпринимательством).
Располагаемый доход –личный доход, фактически доступный для расходования.
Экономический цикл –периодически повторяющиеся на протяжении ряда лет подъемы и спады в экономике.
Совокупный спрос –это совокупный объем экономических благ, который готовы приобрести домохозяйство, бизнес и государство при всех уровнях цен.
Совокупное предложение –показатель предложения на макроуровне, отражает общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено при разных уровнях цен.
Фискальная политика –государственное регулирование совокупного спроса путем планируемых изменений государственных расходов и налогов.
Банковская система –совокупность разных видов взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма.
Государственный долг –общий размер задолженности государства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме бюджетных дефицитов прошлых лет за минусом бюджетных излишков.
Государственный (федеральный) бюджет –ведущее звено финансов государства, план доходов и расходов государства, с его помощью государство, в основном, осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение ВНП.
Протекционизм –политика государства с целью обеспечения наилучших условий для производителей своих стран на внутреннем рынке и ограждения их от конкуренции импортёров.
Налоги –обязательные платежи физических лиц (населения) и юридических лиц, взимаемые государством.
Диверсификация –вложение средств в различные отрасли экономики.
Валовая добавленная стоимость –разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением.
Чистая добавленная стоимость –разность между валовой добавленной стоимостью и стоимостью потреблённого основного капитала.
Добавленная стоимость –часть стоимости товаров, услуг, приращенная непосредственно на данном предприятии, в данной фирме.