Тема 17. Налоги и налоговая система страны
Студент должен иметь представление:
субъектах и объектах налогообложения
знать:
структуру налоговой системы
принципы и формы налогообложения в России;
уметь:
различать прямые и косвенные налоги
Понятие налога и налоговой системы. Функции налогов: фискальная и регулирующая. Основные элементы налогообложения: субъекты налога и объекты налога; налоговый период; налоговая база; налоговая ставка; порядок и сроки уплаты налогов. Принципы налоговой системы. Классификация налогов. Виды налогов и сборов в России. Уровни представления налогов и сборов в бюджеты: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ; местные налоги и сборы. Налоговая политика.
Тема 18. Инфляционные процессы и безработица.
Студент должен иметь представление:
о сущности и причинах инфляции
знать:
измерение и показатели инфляции;
виды безработицы
уметь:
различать основные типы инфляции
Инфляция: сущность, виды. Скрытая и открытая инфляция. Причины ее возникновения: внешние и внутренние. Измерение и показатели инфляции. Социально – экономические последствия инфляции. Кривая Филлипса. Антиинфляционная политика государства.
Сущность безработицы. Причины возникновения. Формы безработицы. Уровень безработицы. Фактический и естественный уровень безработицы. Наиболее эффективные способы сокращения безработицы. Характерные особенности безработицы в России.
Тема 19. Микро- и макроэкономические проблемы
Российской экономики
Студент должен иметь представление:
о макроэкономической стабилизации
знать:
рыночный механизм макроэкономического регулирования
уметь:
анализировать возможные варианты решения экономических проблем
Переход от административно- командной к рыночной экономике. Необходимость финансовой стабильности. Подавление высокой инфляции. Создание условий для устойчивого экономического роста. Антимонопольное законодательство.
Отсутствие мощного среднего класса – гаранта стабильного развития общества.
Социально - экономическая политика. Проблема борьбы с бедностью. Безработица и занятость. Теневое предпринимательство в переходной экономике. Сущность и источники теневой экономики.
Состояние и проблемы инвестиционной сферы России.
Тема 20. Доходы населения. Регулирование социально – экономических проблем
Студент должен иметь представление:
о показателях благосостоянии населения;
знать:
располагаемый и реальный доход;
механизм социальной защиты населения
уметь:
использовать кривую Лоренца для характеристики
неравенства в распределении доходов
Понятие дохода. Источники формирования доходов. Современная система распределительных отношений.
Личный доход. Причины неравенства в распределении доходов. Способы измерения неравенства (кривая Лоренца). Основные понятия: «уровень жизни»; «потребительская корзина». Проблема бедности. Распределение доходов и социальная справедливость. Границы и формы участия государства в перераспределении доходов. Средства и механизм социальной защиты населения в условиях рынка. Сдерживание роста безработицы. Развитие отраслей социальной сферы.
Тема 21. Мировое хозяйство. Международное разделение труда. Мировой рынок товаров, услуг и валют
Студент должен иметь представление:
о сущности мирового хозяйства
знать:
международное разделение труда;
международные экономические отношения: сущность и формы
международные валютные отношения
уметь:
различать конвертируемые и неконвертируемые валюты
Сущность и структура мирового хозяйства. Основные формы международных экономических отношений. Особенности их проявления на различных уровнях экономики. Современные тенденции международных экономических отношений.
Международное разделение труда. Специализация и кооперация. Взаимосвязь международного разделения труда и научно – технического прогресса.
Экономическая интеграция. Международные экономические организации
Международная торговля. Внешнеторговый оборот. Свободная торговля. Протекционизм.
Международные валютные отношения. Вывоз капитала. Валютные рынки. Платежный баланс. Валютное регулирование. Цели валютной политики РФ в переходный период.
Тема 22. Основы бизнеса
Студент должен иметь представление:
о коммерческом предпринимательстве
знать:
бизнес: создание новой стоимости;
коммерческий расчет;
функции предпринимателя
уметь:
составлять бизнес – план
Понятие и сущность бизнеса. Концепции бизнеса. Субъекты бизнеса. Виды предпринимательского бизнеса. Среда бизнеса. Усиление общественных связей с развитием бизнеса. Первоначальное накопление капитала.
Понятие предпринимательской фирмы и ее виды. Формы собственности как основа формирования субъектов бизнеса. Цели создания фирмы. Понятие коммерческой и некоммерческой организации.
Роль предпринимателя в создании фирмы. Разработка концепции фирмы. Бизнес – идея как стержень организации деятельности фирмы. Документы, необходимые для создания и деятельности фирмы. Бизнес – план как инструмент управления деятельности фирмы. Менеджмент. Маркетинг. Коммуникации в бизнесе. Имидж фирмы.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1
по теме: «Предмет и метод экономики как науки»**
Вопросы для обсуждения:
- Что изучает экономика?
- Сформулируйте основную проблему экономической теории.
- Какова сущность фундаментальных вопросов, решаемых экономикой: что, как, сколько и для кого производить?
- Охарактеризуйте функции экономической теории и разъясните их взаимосвязь.
- Чем различаются анализ и синтез – как методы изучения экономики?
- В чем сущность маржинального анализа?
- Какова взаимосвязь между микро- и макроэкономикой?
- Какие методы математического анализа используются экономической теорией?
- Каковы взаимоотношения между экономической теорией и политикой? Сформулируйте основные задачи экономической политики.
Тесты:
1)Верны ли следующие утверждения (да, нет):
а) анализ относится к формам умозаключения
б) экономическая наука отличается от естественных наук невозможностью постановки контролируемого эксперимента?
в) экономическая теория и экономическая политика не имеют точек соприкосновения
г) основная цель изучения экономической теории состоит в том, чтобы преуспеть в предпринимательской деятельности.
2) Экономическая теория изучает (да, нет):
а) систему хозяйственного учета на предприятиях
б) причины нарушений графиков движения поездов на железнодорожном транспорте
в) поведение потребителя
3. Микроэкономика изучает:
а) рост цен на потребительские товары в минувшем году
б) государственный бюджет
в) деятельность предприятия по модернизации своего производства
Тема доклада: «Методы экономического исследования».
Рекомендуемая литература:
1. Слагода В.Г. Экономика: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2011 (Глава 1).
2. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: Учебное пособие для сспуз. - М.: Академия, 2003 (Глава 1).
3. Щеглов А.Ф. Обществознание. Экономика / Схемы. Комментарии. Тесты. – М.: Материк – Альфа, 2006. (Схема 1).
4. Для доклада:;Соколова С.В. Основы экономики: Учебное пособие для учащихся учреждений СПО Гриф МО РФ , Издательство:Академия ,2011
Симкина Л.Г. Экономическая теория. / 2-е изд. - СПб: Питер, 2007 (Глава 1).
Семинар 2
по теме: «Эволюция взглядов на предмет экономической науки»
Вопросы для обсуждения:
1) Охарактеризуйте основные этапы становления экономической теории.
2) Дайте характеристику основных школ и направлений развития экономической теории.
3) Оцените заслуги античных мыслителей в становлении экономической науки? Почему Аристотеля называют первым экономистом?
4) Назовите наиболее крупных ученых в области экономики; объясните в чем состоял их вклад в развитие этой науки.
5) Почему меркантилизм называют предисторией политической экономии? Кто является яркими представителями меркантилизма?
6) В чем заключается практическая функция теории физиократов?
7) Предметом исследования, какой из экономических школ, является материальное производство и повышение его эффективности?
8) В основе какого подхода классификации экономической мысли лежит социально – классовое разграничение воззрений ученых ?
9) Какими тремя основными течениями представлено направление вульгарной (буржуазной) политической экономии?
Тесты:
1) Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:
а) меркантилизм
б) физиократы
в) классическая политическая экономия
г) маржинализм
2) Теоретический этап в развитии экономической науки берет свое начало:
а) в период становления рыночной системы хозяйства в Западной Европе (ХVI - XVII вв.)
б) в период античности (Древняя Греция, IV - III вв. до н.э.)
в) в период расцвета рабовладельческих государств на Древнем Востоке
3) Экономическая теория, выражающая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального капитала, - это:
а) меркантилизм
б) теория физиократов
в) марксизм
Тема доклада: «История российской экономической мысли», «Альфред Нобель и Россия».
Рекомендуемая литература:
1. Слагода В.Г. Экономика: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2011 (Глава 1).
2. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: Учебное пособие для сспуз. - М.: Академия, 2003 (Глава 1).
3. Щеглов А.Ф. Обществознание. Экономика. Схемы. Комментарии. Тесты. - М.: Материк – Альфа, 2006. (Схема1).
4. Симкина Л.Г. Экономическая теория / 2-е изд. - СПб: Питер, 2007 (Глава 29).
5. Для доклада: 1) Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для учащихся СПО Гриф МО РФ Академия (Academia) 2012; 2) Интернет-ресурс: Энциклопедия Кругосвет www.krugosvet.ru
Семинар 3
по теме: «Экономические потребности, блага и ресурсы общества. Экономически выбор»
Вопросы для обсуждения:
1) Что такое потребности, от чего они зависят?
2) Дайте классификацию потребностей.
3) Дайте определение экономического блага.
4) Какова связь между потребностями, производством и потреблением? Как вы понимаете безграничность потребностей?
5) Охарактеризуйте закон возвышения потребностей? Раскройте его сущность и механизм функционирования.
6) Что показывает кривая производственных возможностей? В чем суть проблемы выбора?
7) Что такое альтернативная цена?
8) Перечислите известные вам экономические ресурсы. Какова их сущность?
9) Какая проблема возникает в связи с ограниченностью ресурсов?
«Тесты»:
1) Какие экономические ресурсы являются базовыми:
а) природные
б) трудовые
в) материальные
г) финансовые
д) информационные
2) Разграничьте материальные, духовные и социальные потребности:
а) одежда
б) ремонт автомобиля
в) участие в городском субботнике
г) консультация юриста
д) жилье
е) потребность фирмы в автотранспорте
ж) благотворительность
з) удаление апендикса
и) посещение филармонических концертов
к) посещение лекций по архитектуре города.
3) Верны ли следующие утверждения (да, нет):
а) проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей
б) ограниченное благо обязательно является редким
в) график производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами
г) продукты питания не являются ресурсами
Практическое занятие
Задача № 1
- Перед Вами таблица производственных возможностей выпуска военной продукции и гражданских товаров:
Вид продукта | Производственные альтернативы | |||||
А | В | С | Д | Е | F | |
Компьютеры, шт. | ||||||
Книги, млн. шт. |
а) изобразите графические данные о производственных возможностях. Что показывают точки на кривой?
в) начертите кривую производственных возможностей для случая, когда технология производства компьютеров усовершенствовалась, а технология производства книг осталась неизменной.
Тема доклада: «Информационные ресурсы общества: сущность и характерные черты»
Рекомендуемая литература:
1. Слагода В.Г. Экономика: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2011 (Раздел 1 Глава 1.2).
2. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: Учебное пособие для сспуз. - М.: Академия, 2003 (Глава 1).
3. Симкина Л.Г. Экономическая теория / 2-е изд. - СПб: Питер, 2007 (Глава 1).
4. Соколова С.В. Основы экономики: рабочая тетрадь. Учебное пособие для учащихся учреждений начального профессионального образования. Гриф МО РФ Академия (Academia) 2011..
5. Для доклада: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // «СЗ РФ», 31.07.2006, №31(1ч.), ст. 3448;
www.svobodainfo.org – официальный сайт Фонда свободы Информации; (дата обращения 25 декабря 2012г. )
Семинар 4
по теме: «Теория общественного производства»**
Вопросы для обсуждения:
1) Охарактеризуйте сущность общественного производство и его структуру?
2) Что такое материальное производство и каковы его роль в развитии человеческого общества?
3) Что такое нематериальное производство?
4) Что вы понимаете под факторами общественного производства? какие виды доходов они создают?
5) Производительные силы это?
6) Что такое общественное богатство?
7) Охарактеризуйте процесс производства двояко: процесс труда и процесс взаимодействия ресурсов.
10) Может ли считаться добыча полезных ископаемых процессом производства?
11) Что такое расширенное воспроизводство и каковы особенности расширения воспроизводства?
9) Охарактеризуйте экстенсивный тип расширенного воспроизводства.
Тесты:
1) основные факторы производства – это:
а) земля, капитал и предпринимательство
б) собственность и труд
в) деньги и труд
г) труд, земля, капитал и предпринимательство
2) Производство приобретает общественный характер, благодаря:
а) взаимодействию факторов производства
б) определенной системе отношений собственности
в) участию в процессе производства людей
г) вмешательству в экономику со стороны государства
3) К факторам интенсификации производства относится:
а) рост производительности труда
б) расширение производственных площадей
в) увеличение числа занятых в общественном производстве
Тема доклада: «Интенсивное воспроизводство и его безграничность»
Рекомендуемая литература:
1. Слагода В.Г. Экономика: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2011 (Глава 1).
2. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: Учебное пособие для сспуз. - М.: Академия, 2003 (Глава 1).
3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / 2-е изд., изм. – М.: НОРМА, 2007.
4. Для доклада: Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Ключевые вопросы – М: ИНФРА – М, 2000.
Семинар 5.
по теме: «Собственность как основа производственных отношений» **
Вопросы для обсуждения:
- Что такое собственность как экономическая категория?
- Роль собственности в системе общественных отношений
- Что относится к субъектам и объектам собственности?
- Какие виды и формы собственности вы знаете?
- Какова юридическая сторона категории собственности?
- Что такое интеллектуальная собственность?
- Преобразование отношений собственности в России.
- От какой формы собственности зависит благосостояние вашей семьи?
- Сопоставьте преимущества и недостатки частной и общественной собственности.
Тесты:
1) Собственность – это:
а)отношение людей к вещам, закрепленные в юридических законах
б) отношения между людьми по поводу присвоения вещей
в) отношения между общественными классами
г) отношение человека к вещи
2)Собственность реализуется экономически, если объект собственности:
а) приносит доход
б) способен быть источником дохода
в) застрахован от рисков
г) обладает полезными сточки зрения хозяина рисками
3) Субъектом собственности является:
а) Петров И.С., фермер
б) частное страховое общество
в) здание МГУ на Воробьевых горах.
Тема доклада: «Преобразование отношений собственности в России»
Рекомендуемая литература:
1. Слагода В.Г. Экономика: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2011 (Глава 1).
2. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: Учебное пособие для сспуз. М.: Академия, 2003 (Глава 1).
3. Океанова З.К. Основы экономики: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. Изд. 2-е, испр., доп. - Инфра-М М: Форум - 04,
4. Щеглов А.Ф. Обществознание. Экономика/ Схемы. Комментарии. Тесты. – М.: Материк – Альфа, 2006. (Схема 4).
5. Для доклада:
- Основы экономической теории и практика рыночных реформ в России: Учебное пособие для вузов/ Под ред. М.М. Загорулько, О.В. Иншакова, В.Н. Овчинникова / Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 1997.
- Стогов В.Е. Основы экономики и бизнеса. Учебное пособие для учащихся средних профессиональных учебных заведений. Гриф МО РФ ЮНИТИ-ДАНА 2012
Семинар 6
по теме: «Понятие и основные типы экономических систем»
Вопросы для обсуждения:
- Какие типы экономических систем вы знаете и какова их сущность?
- Каковы критерии классификации экономических систем?
- Дайте характеристику традиционной экономики
- Дайте характеристику командной экономики. Приведите примеры.
- Назовите основные черты рыночной экономики.
- Приведите примеры смешанных экономических систем
- Что представляет собой модель экономической системы?
- Какие экономические модели систем преобладают в реальной действительности?
- Укажите характерные черты российской модели переходной экономики.
Тесты:
1) Опыт показывает, что для человечества предпочтительнее экономическая система, в которой:
а) каждый все решает сам
б) что, как и для кого производить решается централизованно
в) рынок сочетается с системой социальной защиты
г) существует свободная, ничем не ограниченная конкуренция
2) Что является наиболее дефицитным в натуральном хозяйстве:
а) товары и услуги
б) деньги
в) время
г) природные ресурсы
3) В административно – командной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться решают:
а) потребители
б) производители
в) государство
г) иностранные инвесторы
Тема доклада: «Экономика СССР как тип командной экономики»
Рекомендуемая литература:
1. Слагода В.Г. Экономика: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2011 (Глава 1).
2. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: Учебное пособие для сспуз. - М.: Изд. центр «Академия», 2003 (Глава 1).