В соответствии с ГОС СПО по специальности 030503 (51) Правоведение

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

Кафедра философии и социально – гуманитарных дисциплин

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов Юридического колледжа

(специальность 030503 (51) Правоведение

среднего профессионального образования)

Москва

Учебно – методический комплекс по учебной дисциплине «Основы экономики» для специальности 030503 (51) «Правоведение» среднего профессионального образования (Базовый уровень). – М.: Российская академия правосудия.

ОДОБРЕНА Соответствует Государственным требованиям к минимуму содер-

Учебно – методическим жания и уровню подготовки выпускников по специальности советом 030503(51) «Правоведение» среднего профессионального

образования

ФГБОУ ВПО Российская

академия правосудия Кафедра философии и социально – гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВПО Российская академия правосудия

протокол от 27 марта 2013 года № 8

Автор: Ершова Н. А., кандидат экономических наук, доцент кафедры философии и социально – гуманитарных дисциплин

Рецензент: Крапчин И.П., профессор, доктор экономических наук

Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, Москва, Новочеремушкинская ул., д. 69-А

©Ершова Н.А., 2013

©Российская академия правосудия, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ..

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………………………………..

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ……………………………………..

ПРОГРАММА ……………………………………………………………………………………..

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ……………

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНЫХ АТТЕСТАЦИЙ ……………..

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ……………………………………………………….

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ ……………………………………………………………………………………………

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ………………………………………………

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………….

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. О5 Основы экономики

В соответствии с ГОС СПО по специальности 030503 (51) Правоведение

Экономика и ее основные проблемы; микроэкономика; ресурсы; механизмы рыночного ценообразования; конкуренция; экономические основы деятельности фирмы; антимонопольное регулирование; доходы населения; регулирование социально-экономических проблем;

макроэкономика; структура экономики страны; финансы; денежно-кредитная и налоговая системы; инфляционные процессы; безработица; проблемы экономического роста, микро- и макроэкономические проблемы российской экономики, международное разделение труда; мировой рынок товаров, услуг и валют; основы бизнеса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно – методический комплекс предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учебного заведения среднего профессионального образования, ведущего подготовку студентов по специальности 030503 «Правоведение».

Становление в стране отношений «развивающегося рынка» предъявляет новые, более жесткие требования к уровню подготовки специалиста в области экономики. Настоящий учебный курс ставит своей основной целью формирование у студентов современного экономического мышления, необходимого для понимания многообразия экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе. Особый акцент делается на системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономики. Это является основой для принятия квалифицированных и ответственных решений в будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

а) иметь представление:

- о закономерностях функционирования рыночных механизмов на микро- и макроуровнях и методах государственного регулирования экономики;

- об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектах в рыночной экономике;

- о приоритетных направлениях развития национальной экономики и перспективах;

б) знать:

- общие положения экономической теории;

- основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета

- механизмы ценообразования, формы оплаты труда;

- основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- сущность денежно – кредитной, налоговой и социальной политики проводимой в обществе органами государственной власти Российской Федерации в период «развивающегося рынка»;

- валютно-финансовый механизм внешнеэкономической деятельности

в) уметь:

- использовать специальную экономическую терминологию и лексику;

- владеть методикой самостоятельного научного анализа событий и явлений в отечественной и зарубежной экономике;

- самостоятельно собирать необходимую и актуальную экономическую информацию;

- использовать и оформлять ссылки на научные труды, монографии, периодическую справочно - аналитическую литературу.

В соответствии с учебным планом прохождения дисциплины студентами предусмотрено в течении 4-го семестра. На ее изучение отводится 64 часа аудиторных занятий.

Основная форма обучения в сетке расписания – лекции. Кроме того, 32 часа аудиторных занятий отводится на проведение семинаров и практических занятий.

Итоговой формой контроля по дисциплине является экзамен. В качестве формы текущего контроля возможно проведение письменного тестирования по ключевым темам курса.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общий объем
Аудиторные занятия:
Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа
Форма итогового контроля Экзамен

Тематический план учебной дисциплины

№ п./п. Темы дисциплины Количество аудиторных часов
лекции семинары
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ    
1. Предмет иметод экономики как науки -
Эволюция взглядов на предмет экономической науки -
Экономические потребности, блага и ресурсы общества. Экономический выбор
Теория общественного производства -
Собственность как основа производственных отношений -
Понятие и основные типы экономических систем
Раздел II. МИКРОЭКОНОМИКА    
Рынок, его структура и функции. -
Механизмы рыночного ценообразования. Закон спроса и предложения
Конкуренция и монополия. Антимонопольное регулирование -
Теория потребительского поведения -
Экономические основы деятельности фирмы (предприятия). Затраты и результаты
Рынок факторов производства
Раздел III. МАКРОЭКОНОМИКА
Структура экономики страны. Общая характеристика макроэкономических показателей
Проблемы экономического роста. Экономические циклы -
Финансы. Финансовая систем страны
Денежно – кредитная система
Налоги и налоговая система страны
Инфляционные процессы и безработица -
Микро- и макроэкономические проблемы российской экономики. -
Доходы населения. Регулирование социально-экономических проблем -
Мировое хозяйство. Международное разделение труда. Мировой рынок товаров, услуг и валют
Основы бизнеса -
  Всего по курсу

ПРОГРАММА

Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

Раздел II МИКРОЭКОНОМИКА

Раздел III МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 13. Структура экономики страны. Общая характеристика макроэкономических показателей

Студент должен иметь представление:

о национальной экономике и национальном богатстве

знать:

модель экономического оборота доходов и расходов

в национальном хозяйстве;

основные макроэкономические показатели

уметь:

различать номинальный и реальный ВНП

Структура экономики страны. Секторы национальной экономики. Кругооборот продуктов, доходов и расходов в национальной экономике. Запасы и потоки в макроэкономике.

Система национальных счетов (СНС): сущность и структура.

Основные макроэкономические показатели. Валовый национальный продукт (ВНП)

Валовый внутренний продукт (ВВП). Методы исчисления ВВП: по доходам и расходам.

Чистый внутренний продукт (ЧВП), национальный доход (НД), личный доход, располагаемый доход. Номинальные и реальные макроэкономические показатели.

Макроэкономическое равновесие. Классическая и Кейнсианская модель макроэкономического равновесия

Тема 14. Проблемы экономического роста. Экономические циклы

Студент должен иметь представление:

о цикличности развития экономики

знать:

фазы экономического цикла;

показатели экономического роста и развития

уметь:

различать типы экономических кризисов

Экономическое развитие и его уровень. Факторы и темпы роста

Экстенсивный и интенсивный типы роста производства. Виды интенсификации производства: трудосберегающая, капиталосберегающая, всесторонняя.

Цикличность развития как экономическая закономерность. Экономические циклы. Трехцикличная схема колебательных процессов в экономике: короткие, средние и длинные циклы. Фазы экономического цикла. Границы и возможные отрицательные последствия экономического роста. Типы экономических кризисов. Особенности современного экономического кризиса.

Последствия экономического роста: альтернативные взгляды. Государственное регулирование экономического роста.

Тема 15. Финансы. Финансовая система страны

Студент должен иметь представление:

о государственных финансах

знать:

финансовая система: функции, структура;

госбюджет – доходная и расходная части

уметь:

объяснять причины существования государственного долга

Сущность и функции финансов. Финансовая система России и ее структура. Государственные финансы – часть финансовой системы страны: госбюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий, финансы социальных общественных фондов.

Государственный бюджет, функции, структура ( источники доходной части, расходная часть бюджета, бюджетный баланс, внебюджетные фонды). Бюджетный дефицит и источники его покрытия. Финансовая политика.

Государственный долг: причины образования, виды, и меры по его сокращению

Тема 16. Денежно – кредитная система

Студент должен иметь представление:

о сущности денежно-кредитной (монетарной) политики

знать:

денежная масса и ее измерение;

кредитно – банковская система, ее структура и функции

принципы и формы налогообложения в России;

уметь:

различать прямые и косвенные налоги

Деньги и их функции. Денежная масса. Причины и источники увеличения денежной массы в экономике. Денежная система и ее агрегаты. Денежный рынок. Банковская система как организационная форма денежного рынка.

Кредит и его формы. Кредитная система. Основные принципы функционирования банковской системы. Центральный банк и его функции. Основные направления и методы денежно-кредитной политики Центрального банка. Коммерческие банки. Банковская прибыль. Особенности денежно-кредитной политики в России.

Российской экономики

Студент должен иметь представление:

о макроэкономической стабилизации

знать:

рыночный механизм макроэкономического регулирования

уметь:

анализировать возможные варианты решения экономических проблем

Переход от административно- командной к рыночной экономике. Необходимость финансовой стабильности. Подавление высокой инфляции. Создание условий для устойчивого экономического роста. Антимонопольное законодательство.

Отсутствие мощного среднего класса – гаранта стабильного развития общества.

Социально - экономическая политика. Проблема борьбы с бедностью. Безработица и занятость. Теневое предпринимательство в переходной экономике. Сущность и источники теневой экономики.

Состояние и проблемы инвестиционной сферы России.


Тема 20. Доходы населения. Регулирование социально – экономических проблем

Студент должен иметь представление:

о показателях благосостоянии населения;

знать:

располагаемый и реальный доход;

механизм социальной защиты населения

уметь:

использовать кривую Лоренца для характеристики

неравенства в распределении доходов

Понятие дохода. Источники формирования доходов. Современная система распределительных отношений.

Личный доход. Причины неравенства в распределении доходов. Способы измерения неравенства (кривая Лоренца). Основные понятия: «уровень жизни»; «потребительская корзина». Проблема бедности. Распределение доходов и социальная справедливость. Границы и формы участия государства в перераспределении доходов. Средства и механизм социальной защиты населения в условиях рынка. Сдерживание роста безработицы. Развитие отраслей социальной сферы.

Тема 21. Мировое хозяйство. Международное разделение труда. Мировой рынок товаров, услуг и валют

Студент должен иметь представление:

о сущности мирового хозяйства

знать:

международное разделение труда;

международные экономические отношения: сущность и формы

международные валютные отношения

уметь:

различать конвертируемые и неконвертируемые валюты

Сущность и структура мирового хозяйства. Основные формы международных экономических отношений. Особенности их проявления на различных уровнях экономики. Современные тенденции международных экономических отношений.

Тема 22. Основы бизнеса

Студент должен иметь представление:

о коммерческом предпринимательстве

знать:

бизнес: создание новой стоимости;

коммерческий расчет;

функции предпринимателя

уметь:

составлять бизнес – план

Понятие и сущность бизнеса. Концепции бизнеса. Субъекты бизнеса. Виды предпринимательского бизнеса. Среда бизнеса. Усиление общественных связей с развитием бизнеса. Первоначальное накопление капитала.

Понятие предпринимательской фирмы и ее виды. Формы собственности как основа формирования субъектов бизнеса. Цели создания фирмы. Понятие коммерческой и некоммерческой организации.

Роль предпринимателя в создании фирмы. Разработка концепции фирмы. Бизнес – идея как стержень организации деятельности фирмы. Документы, необходимые для создания и деятельности фирмы. Бизнес – план как инструмент управления деятельности фирмы. Менеджмент. Маркетинг. Коммуникации в бизнесе. Имидж фирмы.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1

по теме: «Предмет и метод экономики как науки»**

Вопросы для обсуждения:

  1. Что изучает экономика?
  2. Сформулируйте основную проблему экономической теории.
  3. Какова сущность фундаментальных вопросов, решаемых экономикой: что, как, сколько и для кого производить?
  4. Охарактеризуйте функции экономической теории и разъясните их взаимосвязь.
  5. Чем различаются анализ и синтез – как методы изучения экономики?
  6. В чем сущность маржинального анализа?
  7. Какова взаимосвязь между микро- и макроэкономикой?
  8. Какие методы математического анализа используются экономической теорией?
  9. Каковы взаимоотношения между экономической теорией и политикой? Сформулируйте основные задачи экономической политики.

Тесты:

1)Верны ли следующие утверждения (да, нет):

а) анализ относится к формам умозаключения

б) экономическая наука отличается от естественных наук невозможностью постановки контролируемого эксперимента?

в) экономическая теория и экономическая политика не имеют точек соприкосновения

г) основная цель изучения экономической теории состоит в том, чтобы преуспеть в предпринимательской деятельности.

2) Экономическая теория изучает (да, нет):

а) систему хозяйственного учета на предприятиях

б) причины нарушений графиков движения поездов на железнодорожном транспорте

в) поведение потребителя

3. Микроэкономика изучает:

а) рост цен на потребительские товары в минувшем году

б) государственный бюджет

в) деятельность предприятия по модернизации своего производства

Тема доклада: «Методы экономического исследования».

Рекомендуемая литература:

1. Слагода В.Г. Экономика: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2011 (Глава 1).

2. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: Учебное пособие для сспуз. - М.: Академия, 2003 (Глава 1).

3. Щеглов А.Ф. Обществознание. Экономика / Схемы. Комментарии. Тесты. – М.: Материк – Альфа, 2006. (Схема 1).

4. Для доклада:;Соколова С.В. Основы экономики: Учебное пособие для учащихся учреждений СПО Гриф МО РФ , Издательство:Академия ,2011

Симкина Л.Г. Экономическая теория. / 2-е изд. - СПб: Питер, 2007 (Глава 1).

Семинар 2

по теме: «Эволюция взглядов на предмет экономической науки»

Вопросы для обсуждения:

1) Охарактеризуйте основные этапы становления экономической теории.

2) Дайте характеристику основных школ и направлений развития экономической теории.

3) Оцените заслуги античных мыслителей в становлении экономической науки? Почему Аристотеля называют первым экономистом?

4) Назовите наиболее крупных ученых в области экономики; объясните в чем состоял их вклад в развитие этой науки.

5) Почему меркантилизм называют предисторией политической экономии? Кто является яркими представителями меркантилизма?

6) В чем заключается практическая функция теории физиократов?

7) Предметом исследования, какой из экономических школ, является материальное производство и повышение его эффективности?

8) В основе какого подхода классификации экономической мысли лежит социально – классовое разграничение воззрений ученых ?

9) Какими тремя основными течениями представлено направление вульгарной (буржуазной) политической экономии?

Тесты:

1) Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:

а) меркантилизм

б) физиократы

в) классическая политическая экономия

г) маржинализм

2) Теоретический этап в развитии экономической науки берет свое начало:

а) в период становления рыночной системы хозяйства в Западной Европе (ХVI - XVII вв.)

б) в период античности (Древняя Греция, IV - III вв. до н.э.)

в) в период расцвета рабовладельческих государств на Древнем Востоке

3) Экономическая теория, выражающая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального капитала, - это:

а) меркантилизм

б) теория физиократов

в) марксизм

Тема доклада: «История российской экономической мысли», «Альфред Нобель и Россия».

Рекомендуемая литература:

1. Слагода В.Г. Экономика: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2011 (Глава 1).

2. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: Учебное пособие для сспуз. - М.: Академия, 2003 (Глава 1).

3. Щеглов А.Ф. Обществознание. Экономика. Схемы. Комментарии. Тесты. - М.: Материк – Альфа, 2006. (Схема1).

4. Симкина Л.Г. Экономическая теория / 2-е изд. - СПб: Питер, 2007 (Глава 29).

5. Для доклада: 1) Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для учащихся СПО Гриф МО РФ Академия (Academia) 2012; 2) Интернет-ресурс: Энциклопедия Кругосвет www.krugosvet.ru

Семинар 3

по теме: «Экономические потребности, блага и ресурсы общества. Экономически выбор»

Вопросы для обсуждения:

1) Что такое потребности, от чего они зависят?

2) Дайте классификацию потребностей.

3) Дайте определение экономического блага.

4) Какова связь между потребностями, производством и потреблением? Как вы понимаете безграничность потребностей?

5) Охарактеризуйте закон возвышения потребностей? Раскройте его сущность и механизм функционирования.

6) Что показывает кривая производственных возможностей? В чем суть проблемы выбора?

7) Что такое альтернативная цена?

8) Перечислите известные вам экономические ресурсы. Какова их сущность?

9) Какая проблема возникает в связи с ограниченностью ресурсов?

«Тесты»:

1) Какие экономические ресурсы являются базовыми:

а) природные

б) трудовые

в) материальные

г) финансовые

д) информационные

2) Разграничьте материальные, духовные и социальные потребности:

а) одежда

б) ремонт автомобиля

в) участие в городском субботнике

г) консультация юриста

д) жилье

е) потребность фирмы в автотранспорте

ж) благотворительность

з) удаление апендикса

и) посещение филармонических концертов

к) посещение лекций по архитектуре города.

3) Верны ли следующие утверждения (да, нет):

а) проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей

б) ограниченное благо обязательно является редким

в) график производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами

г) продукты питания не являются ресурсами

Практическое занятие

Задача № 1

  1. Перед Вами таблица производственных возможностей выпуска военной продукции и гражданских товаров:
Вид продукта Производственные альтернативы
А В С Д Е   F
Компьютеры, шт.
Книги, млн. шт.

а) изобразите графические данные о производственных возможностях. Что показывают точки на кривой?

в) начертите кривую производственных возможностей для случая, когда технология производства компьютеров усовершенствовалась, а технология производства книг осталась неизменной.

Тема доклада: «Информационные ресурсы общества: сущность и характерные черты»

Рекомендуемая литература:

1. Слагода В.Г. Экономика: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2011 (Раздел 1 Глава 1.2).

2. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: Учебное пособие для сспуз. - М.: Академия, 2003 (Глава 1).

3. Симкина Л.Г. Экономическая теория / 2-е изд. - СПб: Питер, 2007 (Глава 1).

4. Соколова С.В. Основы экономики: рабочая тетрадь. Учебное пособие для учащихся учреждений начального профессионального образования. Гриф МО РФ Академия (Academia) 2011..

5. Для доклада: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // «СЗ РФ», 31.07.2006, №31(1ч.), ст. 3448;

www.svobodainfo.org – официальный сайт Фонда свободы Информации; (дата обращения 25 декабря 2012г. )

Семинар 4

по теме: «Теория общественного производства»**

Вопросы для обсуждения:

1) Охарактеризуйте сущность общественного производство и его структуру?

2) Что такое материальное производство и каковы его роль в развитии человеческого общества?

3) Что такое нематериальное производство?

4) Что вы понимаете под факторами общественного производства? какие виды доходов они создают?

5) Производительные силы это?

6) Что такое общественное богатство?

7) Охарактеризуйте процесс производства двояко: процесс труда и процесс взаимодействия ресурсов.

10) Может ли считаться добыча полезных ископаемых процессом производства?

11) Что такое расширенное воспроизводство и каковы особенности расширения воспроизводства?

9) Охарактеризуйте экстенсивный тип расширенного воспроизводства.

Тесты:

1) основные факторы производства – это:

а) земля, капитал и предпринимательство

б) собственность и труд

в) деньги и труд

г) труд, земля, капитал и предпринимательство

2) Производство приобретает общественный характер, благодаря:

а) взаимодействию факторов производства

б) определенной системе отношений собственности

в) участию в процессе производства людей

г) вмешательству в экономику со стороны государства

3) К факторам интенсификации производства относится:

а) рост производительности труда

б) расширение производственных площадей

в) увеличение числа занятых в общественном производстве

Тема доклада: «Интенсивное воспроизводство и его безграничность»

Рекомендуемая литература:

1. Слагода В.Г. Экономика: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2011 (Глава 1).

2. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: Учебное пособие для сспуз. - М.: Академия, 2003 (Глава 1).

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / 2-е изд., изм. – М.: НОРМА, 2007.

4. Для доклада: Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Ключевые вопросы – М: ИНФРА – М, 2000.

Семинар 5.

по теме: «Собственность как основа производственных отношений» **

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое собственность как экономическая категория?
  2. Роль собственности в системе общественных отношений
  3. Что относится к субъектам и объектам собственности?
  4. Какие виды и формы собственности вы знаете?
  5. Какова юридическая сторона категории собственности?
  6. Что такое интеллектуальная собственность?
  7. Преобразование отношений собственности в России.
  8. От какой формы собственности зависит благосостояние вашей семьи?
  9. Сопоставьте преимущества и недостатки частной и общественной собственности.

Тесты:

1) Собственность – это:

а)отношение людей к вещам, закрепленные в юридических законах

б) отношения между людьми по поводу присвоения вещей

в) отношения между общественными классами

г) отношение человека к вещи

2)Собственность реализуется экономически, если объект собственности:

а) приносит доход

б) способен быть источником дохода

в) застрахован от рисков

г) обладает полезными сточки зрения хозяина рисками

3) Субъектом собственности является:

а) Петров И.С., фермер

б) частное страховое общество

в) здание МГУ на Воробьевых горах.

Тема доклада: «Преобразование отношений собственности в России»

Рекомендуемая литература:

1. Слагода В.Г. Экономика: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2011 (Глава 1).

2. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: Учебное пособие для сспуз. М.: Академия, 2003 (Глава 1).

3. Океанова З.К. Основы экономики: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. Изд. 2-е, испр., доп. - Инфра-М М: Форум - 04,

4. Щеглов А.Ф. Обществознание. Экономика/ Схемы. Комментарии. Тесты. – М.: Материк – Альфа, 2006. (Схема 4).

5. Для доклада:

- Основы экономической теории и практика рыночных реформ в России: Учебное пособие для вузов/ Под ред. М.М. Загорулько, О.В. Иншакова, В.Н. Овчинникова / Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 1997.

- Стогов В.Е. Основы экономики и бизнеса. Учебное пособие для учащихся средних профессиональных учебных заведений. Гриф МО РФ ЮНИТИ-ДАНА 2012

Семинар 6

по теме: «Понятие и основные типы экономических систем»

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие типы экономических систем вы знаете и какова их сущность?
  2. Каковы критерии классификации экономических систем?
  3. Дайте характеристику традиционной экономики
  4. Дайте характеристику командной экономики. Приведите примеры.
  5. Назовите основные черты рыночной экономики.
  6. Приведите примеры смешанных экономических систем
  7. Что представляет собой модель экономической системы?
  8. Какие экономические модели систем преобладают в реальной действительности?
  9. Укажите характерные черты российской модели переходной экономики.

Тесты:

1) Опыт показывает, что для человечества предпочтительнее экономическая система, в которой:

а) каждый все решает сам

б) что, как и для кого производить решается централизованно

в) рынок сочетается с системой социальной защиты

г) существует свободная, ничем не ограниченная конкуренция

2) Что является наиболее дефицитным в натуральном хозяйстве:

а) товары и услуги

б) деньги

в) время

г) природные ресурсы

3) В административно – командной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться решают:

а) потребители

б) производители

в) государство

г) иностранные инвесторы

Тема доклада: «Экономика СССР как тип командной экономики»

Рекомендуемая литература:

1. Слагода В.Г. Экономика: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2011 (Глава 1).

2. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: Учебное пособие для сспуз. - М.: Изд. центр «Академия», 2003 (Глава 1).

Раздел 2 МИКРОЭКОНОМИКА

Семинар 7

по теме: «Рынок, его структура и функции»**

Вопросы для обсуждения:

  1. Охарактеризуйте условия возникновения товарного производства.
  2. Раскройте наиболее общее определение «рынка».
  3. Каковы условия возникновения рынка?
  4. Дайте классификацию рынков.
  5. Какие функции выполняет рынок?
  6. Как рынок собирает информацию о потребностях потребителя?
  7. Что такое инфраструктура рынка? Назовите ее основные элементы
  8. Назовите субъекты и объекты рыночного хозяйства.
  9. В чем состоит преимущества рынка и каковы его негативные стороны?

Тесты:

1) Условиями существования товарного производства являются:

а) общественное разделение труда

б) наличие рынка и денег

в) экономическая обособленность производителя

г) наличие излишков продуктов

2) Механизм распределения в рыночной экономике основывается прежде всего:

а) надействии налоговой системы

б) действии закона предложения

в) конкуренции

г) действии закона предельной полезности

3) Рыночная организация экономики издавна служит обществу, так как:

а) в ней нет недостатков

б) эта система с наименьшими издержками производства

в) она преодолевает монополизм

г) все ответы верны

Тема доклада: «Исторический процесс развития товарного производства и обмена»

Рекомендуемая литература:

1. Слагода В.Г. Экономика: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ – ИНФРА – М, 2011 (Раздел 2, глава 2.1.).ю

2. Щеглов А.Ф. Обществознание. Экономика / Схемы. Комментарии. Тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006.(Схема 7).

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов / 2-е изд., изм. – М.: НОРМА, 2007.

4. Для доклада: История экономики: Учебник/Под ред. О.Д. Кузнецова – М.:ИНФРА-М, 2002.

- Стогов В.Е. Основы экономики и бизнеса. Учебное пособие для учащихся средних профессиональных учебных заведений. Гриф МО РФ ЮНИТИ-ДАНА 2012

Семинар 8

по теме: «Механизмы рыночного ценообразования. Закон спроса и предложения»

Вопросы для обсуждения:

1) Перечислите основные элементы рыночного механизма? Дайте их характеристику.

2) Чем отличаются понятия спрос и потребность?

3) Какие факторы влияют на величину спроса и величину предложения?

4) Какие неценовые факторы влияют на изменение спроса?

5) Назовите неценовые факторы, влияющие на предложение.

6) Что такое рыночное равновесие?

7) Каковы последствия нарушения рыночного равновесия?

8) Охарактеризуйте ценовую эластичность спроса и предложения?

9) Что показывает перекрестный коэффициент эластичности?

Тесты:

1) Спрос – это:

а) количество требуемого товара

б) ряд цен и ряд количества продуктов

в) платежеспособность населения

г) все ответы верны

2) Эластичный спрос означает:

а) минимальное изменение цены при максимальном изменении величины спроса

б) максимальное изменение цены при минимальном изменении величины спроса

в) максимальное изменение цены при минимальном изменении цены

г) минимальное изменение величины спроса при максимальном изменении цены.

3) Закон спроса предполагает:

а) снижение цены товара приведет к снижению объема покупок

б) рост объема покупок не повлияет на уровень цены товара

в) рост цены товара приведет к снижению объема покупок

г) все ответы верны.

Темы рефератов: «Рыночное равновесие»; «Практическое применение анализа эластичности спроса и предложения»

Рекомендуемая литература:

1. Слагода В.Г. Экономика: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2011 (Глава 1).

2. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории: Учебное пособие для сспуз. - М.: Академия, 2003 (Глава 1).

3. Щеглов А.Ф. Экономика / Схемы. Комментарии. Тесты. – М.: Материк – Альфа, 2006. (Схема 7).

4. Симкина Л.Г. Экономическая теория. / 2-е изд. - СПб: Питер, 2007 (Глава 3).

5. Для доклада: Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Ключевые вопросы – изд., доп. и пере

Наши рекомендации