Природные ресурсы и экологические проблемы
1. Степень доступности и ограниченность природных ресурсов.
2. Открытая и закрытая система.
3. Спрос и предложение на рынке природных ресурсов.
4. Природные условия.
5. Реальные и потенциальные ресурсы.
6. Специфика земельных ресурсов.
Литература
Основная
* Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2010.
Дополнительная
Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие / Под ред. И.И. Столярова. – М.: Дело, 2001.
Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А.В. Сидорович. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997.
Курс экономической теории: Учебник. – 5-е изд. / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2002.
Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов / Под ред. Г.П. Журавлёвой и Н.Н. Мильчаковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
Серегина С.В. Роль государства в экономике. – М.: Дело и Сервис, 2002.
Тамбовцев В.Л. Государство и переходная экономика: Пределы управляемости. – М., 1997.
Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.
Семинар 12 (2 часа)
Школы и направления экономической теории
1. Неоклассическая теория: А.Маршалл, А.Пигу. теория равновесной цены.
2. Австрийская школа: теория предельной полезности.
3. Теория Дж.М.Кейнса: теория эффективного спроса.
4. Монетаризм: М.Фридман. стимулирование экономического роста с помощью денежной эмиссии.
5. Экономика предложения: кривая Лаффера.
6. Неолиберализм: чикагская, лондонская, фрайбургская школы.
Литература
ОСНОВНАЯ
* Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2010.
Дополнительная
Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А.В. Сидорович. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997.
Курс экономической теории: Учебник. – 5-е изд. / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2002.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2 т. – М., 2001.
Сажина М. А., Чибиков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001.
Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов / Под ред. Г.П. Журавлёвой и Н.Н. Мильчаковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
Семинар 13 (2 часа)
Труд и предпринимательская способность
1. Спрос на труд и его предложение в условиях совершенной конкуренции.
2. Понятие трудовых ресурсов и трудового потенциала.
3. Заработная плата.
4. Экономическая природа спроса фирмы на труд.
5. Влияние демографических, географических и производственных факторов на предложение рабочей силы.
6. Теоретические подходы к рынку труда: неоклассики, кейнсианцы, монетаристы, марксисты, институционалисты, контрактная модель, концепция гибкого рынка.
Литература
ОСНОВНАЯ
* Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2010.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А.В. Сидорович. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997.
Курс экономической теории: Учебник. – 5-е изд. / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2002.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2 т. – М., 2001.
Сажина М. А., Чибиков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001.
Семинар 14 (2 часа)
Безработица
1. Занятость и безработица.
2. Уровень и продолжительность безработицы.
3. Типы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая.
4. Естественная и вынужденная безработица.
5. Параметры, определяющие уровень естественной безработицы: миграционные и демографические факторы; различия в темпах экономического роста по секторам; влиятельность профсоюзов и страхование и др.
6. Измерение уровня естественной безработицы.
Литература
ОСНОВНАЯ
* Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2010.
Дополнительная
Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А.В. Сидорович. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997.
Курс экономической теории: Учебник. – 5-е изд. / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2002.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2 т. – М., 2001.
Сажина М. А., Чибиков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001.
Семинар 15 (2 часа)
Теория ренты
1. Понятие земли как особого средства производства.
2. Полный собственник и собственник по потреблению.
3. Понятие ренты.
4. Чистая экономическая рента.
5. Дифференциальная рента 1 и дифференциальная рента 2.
6. Квазирента и монопольная рента.
Литература
ОСНОВНАЯ
* Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2010.
Дополнительная
Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А.В. Сидорович. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997.
Курс экономической теории: Учебник. – 5-е изд. / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2002.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2 т. – М., 2001.
Сажина М. А., Чибиков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001.
Семинар 16 (2 часа)
Инвестиции
1. Понятие инвестиции и инвестиционной деятельности.
2. Анализ инвестиций: анализ динамики инвестиций, анализ структуры инвестиций, анализ доходности.
3. Проектный анализ.
4. Направления проектного анализа: технический, коммерческий, институциональный, социально-культурный, анализ окружающей среды, финансовый анализ, экономический анализ.
5. Техника проектного анализа.
6. Разновидности капитала и инвестиций.
Литература
ОСНОВНАЯ
* Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2010.
Дополнительная
Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие / Под ред. И.И. Столярова. – М.: Дело, 2001.
Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А.В. Сидорович. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997.
Курс экономической теории: Учебник. – 5-е изд. / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2002.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2 т. – М., 2001.
Сажина М. А., Чибиков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001.
Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов / Под ред. Г.П. Журавлёвой и Н.Н. Мильчаковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
Серегина С.В. Роль государства в экономике. – М.: Дело и Сервис, 2002.
Семинар 17 (2 часа)
Специфика макроэкономики
1. Понятие макроэкономики.
2. Особенности макроэкономики.
3. Система национальных счетов.
4. Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП).
5. Способы исчисления ВНП.
6. Конечный и промежуточный продукт.
Литература
ОСНОВНАЯ
1. Мировая экономика. Учебник/ Под. ред. Булатова А.С. М.: Юристъ, 2010.
2. Киреев А. Международная экономика. В 2-х ч. М.: Международные отношения, 1998.
3. Экономика. Учебник/ Под. ред. Булатова А.С. М.: БЕК, 2000.
Дополнительная
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 1998.
2. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
3. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. В.Е.Рыбалкина. М.: 1998.
4. Овчинников Г.П. Международная экономика: Учеб. пособие. СПб: 1998.
5. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций. М.: Гардарика, 1998.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИю ДИСЦИПЛИНЫ
Работа студента над курсом экономики слагается из следующих элементов: самостоятельное изучение разделов и тем курса по учебникам и учебным пособиям с последующей самопроверкой и решением типовых задач; индивидуальные консультации (очные и письменные); посещение лекций; сдача зачета и экзамена по всему курсу.
Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа с книгой
Начинать изучение курса в целом или темы семинарского занятия необходимо с рассмотрения его содержания по программе, затем приступить к рассмотрению отдельных тем. Сначала знакомятся с содержащимися в данной теме вопросами, их последовательностью, а затем уже приступают к изучению содержания темы. При первом чтении необходимо получить общее представление об излагаемых вопросах. При повторном чтении необходимо параллельно вести конспект, в который заносить все основные понятия и закономерности рассматриваемой темы, зависимости и их выводы; впервые встретившиеся термины с краткими пояснениями их сущности. По возможности старайтесь систематизировать материал, представляйте его в виде графиков, схем, диаграмм, таблиц - это облегчает запоминание материала и позволяет легко восстановить его в памяти при повторном обращении. Не старайтесь наполнить конспект отдельными фактами и цифрами, их всегда можно отыскать в соответствующих справочных материалах. Вникайте в сущность того или иного вопроса - это способствует более глубокому и прочному усвоению материала.
Переходить к изучению новой темы следует только после полного изучения теоретических вопросов, выполнения самопроверки и решения задач по предыдущей теме.
Самопроверка
Закончив изучение темы, ответьте на вопросы для самопроверки, которые акцентируют внимание на наиболее важных вопросах темы. При этом старайтесь не пользоваться конспектом или учебником. Частое обращение к конспекту показывает недостаточное усвоение основных вопросов темы. Необходимость частого обращения к учебнику показывает неумение правильно конспектировать основные понятия и закономерности темы. Внесите коррективы в конспект, который впоследствии поможет при повторении материала в период подготовки к экзамену.
Выполнение упражнений
Для более прочного усвоения теоретического материала после самопроверки необходимо выполнить упражнения и ответить на вопросы тестов по пройденной теме.
Консультации
При возникновении затруднений при изучении теоретической части курса, ответов на вопросы для самопроверки или решении задач, следует обращаться за письменной или устной консультацией к преподавателю в институт. При этом необходимо точно указать вопрос. вызывающий затруднение, место в учебнике, где он разбирается.
Практические занятия (семинары)
Для более глубокого изучения курса экономики проводятся практические занятия (семинары) на которых обсуждаются и углубленно изучаются наиболее трудно усваиваемые темы.
Лекции
В период сессии студентам читаются лекции, на которых рассматриваются наиболее важные темы и разделы курса, а также рассматриваются вопросы, недостаточно полно или точно освещенные в учебной литературе или вызывающие затруднения у большого числа студентов.