Предприятий в России и порядок их создания
Любая хозяйственная деятельность (производственная, коммерческая, финансовая, посредническая и др.) осуществляется в определенной организационно-правовой форме. Под правовой формой предприятия понимают комплекс юридических и хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также отношения между предприятием и другими субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти. Выбор такой формы зависит от сферы деятельности, наличия стартового капитала, а также от оценки ее преимуществ и недостатков с позиции: 1) уровня сложности образования; 2) способности к росту капитала; 3) меры ответственности; 4) управляемости и контроля; 5) длительности существования; 6) тяжести налогообложения.
C 1–го января 1995 года выбор форм хозяйствования и порядок их учреждения в России регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и соответствующими федеральными законами. В соответствии с ГК РФ хозяйственная деятельность может быть индивидуальной и коллективной. Гражданин вправе заниматься хозяйственной деятельностью с момента его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Индивидуальное предпринимательство основано на единоличной собственности и направлено на получение личного дохода (прибыли). Индивидуальный предприниматель, как физическое лицо, осуществляет хозяйственную деятельность от своего имени и на свой риск, несет полную и неограниченную ответственность за полученные результаты, а его доходы облагаются налогом.
Коллективная хозяйственная деятельность осуществляется юридическими лицами. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету. Основными субъектами хозяйственной деятельности выступают юридические лица. Права, обязанности, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридических лиц регламентированы статьями 48–65 ГК РФ.
Все юридические лица в зависимости от целей деятельности делятся на две группы: коммерческие и некоммерческие. Коммерческие организации (предприятия) ставят в качестве основной цели получение прибыли, которая распределяется между учредителями (после уплаты налогов). Некоммерческие организации не преследуют цель в виде получения прибыли, но если она возникает, то ее нельзя распределять между учредителями, а можно использовать лишь на развитие организации.
Перечень и характеристика всех юридических форм хозяйствования даются в следующих статьях ГК РФ:
Коммерческие организации
1. Хозяйственные товарищества (ст.66–86), в том числе: а) полное товарищество (ст.69–81); б) товарищество на вере или коммандитное товарищество (ст. 82–86).
2. Хозяйственные общества (ст.66–68 и 87–106), в том числе: а) общество с ограниченной ответственностью (ст.87–94); б) общество с дополнительной ответственностью (ст.95); в) акционерное общество открытое и закрытое (ст.96–104); г) дочерние и зависимые общества (ст.105–106).
3. Производственные кооперативы (ст.107–112).
4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст.113–115 и 294–300), в том числе: а) на праве хозяйственного ведения (ст.114); б) на праве оперативного управления или федеральное казенное предприятие (ст.115).
Некоммерческие организации
1. Потребительские кооперативы (ст.116).
2. Общественные и религиозные организации (ст.117).
3. Фонды (ст.118–119).
4. Учреждения (ст.120).
5. Объединения юридических лиц (ст.121–123).
6. Товарищества собственников жилья (ст.291).
Согласно ГК РФ каждое предприятие должно пройти государственную регистрацию в органах юстиции. Для регистрации предприятия (в зависимости от учреждаемой формы) необходимо представить полный или частичный перечень следующих документов: заявление учредителя, устав предприятия, договор учредителей, свидетельство об уплате государственной пошлины.
Товарищества создаются и действуют только на основе учредительного договора, так как представляют собой объединение лиц, которые непосредственно участвуют в деятельности товарищества и несут полную имущественную ответственность по своим обязательствам.
Общества создаются и действуют на основании устава и учредительного договора; они представляют собой объединение капиталов (имущества), что не требует от участника общества участия в его деятельности. В связи с этим формируется определяемый уставом орган управления обществом, а также устанавливается мера ответственности каждого из участников общества.
Производственные кооперативы и унитарные предприятия создаются и действуют на основании уставов. Некоммерческие организации могут действовать на основе общих положений об организациях определенного вида.
Планирование работы предприятия.
Бизнес-план
Известно, что в командной экономике советского типа существовала система централизованного планирования, при которой предприятие получало сверху задание или план о том, что и сколько производить, кому и по каким ценам продавать продукцию, где и почем получать ресурсы, как распределять и использовать полученную прибыль. Такая жесткая регламентация работы предприятий не оставляла места для свободы, творчества, инициативы работникам и руководителям предприятий. Поэтому, когда в России начался переход от командной к рыночной экономике, то многие посчитали, что пришел конец ненавистному планированию. Но при этом вдруг стало абсолютно ясно, что работать на рынок без плана практически невозможно, как и невозможно принять ни одного экономически грамотного решения. Оказалось, что в большинстве компаний промышленно развитых стран с рыночной экономикой широко распространена практика составления планов развития фирм.
Планирование является частью системы управления фирмой. В условиях рынка планирование – это непрерывно-циклический процесс, имеющий целью привести возможности фирмы в соответствие с теми факторами рынка, которые не поддаются регулированию и контролю. Любая фирма, определяя перспективы развития, должна: поставить цели; дать оценку своего текущего состояния и оценку факторов окружающей среды, влияющих на положение дел в фирме; определить стратегию привлечения и использования ресурсов; дать описание программ, событий, действий, необходимых для достижения целей; и, исходя из этого, осуществлять стратегическое, среднесрочное и краткосрочное планирование.
Как всякий управленческий процесс планирование в условиях рынка может быть эффективным только в том случае, если базируется на достаточно обоснованных предположениях, основанных на анализе как можно большего массива всесторонней информации. Однако по ряду фактов, событий, влияющих на положение дел в фирме, получить информацию в принципе невозможно. К таким событиям можно отнести непредсказуемые потери рабочего времени из-за забастовок, появление новых видов продукции и услуг, внедрение в производство конкурентами принципиально новых видов ресурсов, техники, технологии и т.п. Поэтому планирование в фирме основывается на неполных данных, а следовательно, планы должны содержать определенные резервы для возможных изменений программ и для снижения риска банкротства.
Из-за неполноты исходных данных фирменное планирование осуществляется на основе маркетингового подхода. Суть этого подхода заключается в том, что все технико-технологические, коммерческие и финансовые мероприятия, намечаемые фирмой к исполнению, рассматриваются комплексно, то есть в тесной связи ее торговой деятельности с внутренней структурой, контактами с поставщиками ресурсов и потребителями готовой продукции. Этот же подход лежит в основе составления бизнес-планов.
На Западе, а часто уже и в России, каждое коммерческое предприятие начинается с бизнес-плана. Бизнес-план – это специфический плановый документ, описывающий все основные стороны развития будущего предприятия или проекта и одновременно представляющий эту информацию заинтересованным лицам вне предприятия, то есть потенциальным инвесторам (банкам, инвестиционным и венчурным компаниям).
Структурно бизнес-план включает следующие разделы: 1) резюме или обобщение; 2) описание продукта или услуги; 3) оценка рынка сбыта;4) характеристика конкурентов; 5) стратегия маркетинга; 6) план производства; 7) организационный план; 8) юридический план; 9) оценка риска и страхование; 10) финансовый план; 11) стратегия финансирования.
Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает каким образом ее руководители собираются реализовать поставленные цели и задачи и в первую очередь повышение прибыльности работы. Бизнес-план – постоянно обновляющийся документ. В него вносятся все изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где действует фирма, а также в экономике в целом. Поэтому составление и осуществление бизнес-плана – это непременное условие успешной работы предприятия.
Оценка результатов
Деятельности предприятия
Результаты деятельности фирмы отражаются в большом числе показателей, которые можно объединить в группы, характеризующие экономический потенциал фирмы, эффективность ее деятельности, конкурентоспособность, финансовое положение.
Экономический потенциал фирмы характеризуют ее активы, основной и оборотный капитал, собственный и заемный капитал, производственные мощности, объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также объем продаж и величина прибыли.
Эффективность хозяйственной деятельности можно оценить довольно большим числом абсолютных и относительных показателей. В первую очередь это показатели эффективности использования ресурсов (см. тему 2): производительность труда и трудоемкость продукции; материалоотдача и материалоемкость; капиталоотдача и капиталоемкость; общая эффективность производства. Далее – рассмотренные в темах 5 и 6 показатели прибыли и рентабельности (нормы прибыли). При этом, оценивая эффективность хозяйственной деятельности фирмы, можно рассчитывать рентабельность продаж, всего капитала, собственного капитала и т.д.
Конкурентоспособность фирмы напрямую связана с конкурентоспособностью ее продукции. Поэтому увеличение объема продаж, загрузки производственных мощностей, капиталовложений в производство, появление на рынке новых видов продукции – все это свидетельствует о повышении конкурентоспособности фирмы. И, конечно, о росте конкурентоспособности говорит положительная динамика показателей прибыли и рентабельности, уменьшение числа рекламаций и другие показатели.
Финансовое положение фирмы характеризуется платежеспособностью, прибыльностью, эффективностью использования активов и собственного капитала, ликвидностью.
Платежеспособность фирмы – это ее способность оплатить все свои внешние обязательства (долги), используя собственные активы:
Ликвидность – это способность вовремя оплатить предстоящие долги (обязательства). Коэффициент ликвидности определяется по формуле
Выбор и использование тех или иных показателей диктуется целями анализа, которые определяются руководством фирмы. Но следует отметить, что для установления реального положения дел фирмы желательно провести анализ ее баланса и основных показателей за достаточно длительный промежуток времени, хотя бы 2–3 года.