ТЕМА 2. Общие проблемы экономического развития. 18

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 5

ТЕМА 1. Экономическая теория: предмет, метод, функции……..…………………....6

1.1. История становления экономической теории как науки. Основные экономичяеские школы (теории)........................................................................................6

1.2. Объект, предмет, структура и функции экономической теории. 11

1.3. Метод изучения экономических явлений и процессов. Экономические категории и законы 16

ТЕМА 2. Общие проблемы экономического развития. 18

2.1. Потребности и ресурсы.. 19

2.2. Воспроизводство и экономический рост. 23

2.3. Воспроизводственные социально-экономические системы.. 24

Тема 3. Товарное производство и его роль в экономическом развитии общества 25

3.1. Натуральное и товарное хозяйство. 25

3.2. Основные категории и законы товарного хозяйства. 28

3.2.1. Товар и закон стоимости. 28

3.2.2. Деньги и законы денежного обращения. 31

ТЕМА 4. Рыночные механизмы и законы функционирования товарного хозяйства 33

4.1. Рынок, его содержание, функции и структура. 33

4.2. Конкуренция и монополия. 34

4.3. Законы спроса и предложения. Цена спроса, цена предложения и равновесная цена 38

4.4. Ценовая эластичность спроса и предложения. 40

ТЕМА 5. Рыночная экономика: содержание, основные субъекты и закономерности их поведения 43

5.1. Организация рыночной экономики и ее основные субъекты.. 43

5.2. Теории и законы поведения экономических субъектов в рыночной экономике. 46

5.2.1. Закономерности поведения потребителей. 46

5.2.2. Закономерности поведения производителей. 47

5.2.3. Государство в рыночной экономике. 50

Тема 6. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов. 53

6.1. Особенности формирования спроса, цен и доходов на рынках факторов производства 53

6.2. Рынок капитала, процент и предпринимательский доход. 54

6.3. Рынок труда и заработная плата. 57

6.4. Рынок природных ресурсов и рента. 58

Тема 7. Технологические, институциональные и экономические основы

Функционирования предприятия. 61

7.1. Предприятие, его признаки и функции. 61

7.2. Организационно-правовые формы предприятий в России и порядок их создания 62

7.3. Планирование работы предприятия. Бизнес-план. 65

7.4. Оценка результатов деятельности предприятия. 67

Тема 8. Макроэкономическое равновесие и его обеспечение. 70

8.1. Макроэкономика и основные макроэкономические показатели. 70

8.2. Теории (модели) макроэкономического равновесия. 75

8.2.1. Экономическое равновесие и экономическая динамика. 75

8.2.2. Классическая теория макроэкономического равновесия. 76

8.2.3. Кейнсианская теория макроэкономического равновесия. 78

8.2.4.Монетаристская теория макроэкономического равновесия. 79

8.3. Основные «инструменты» макроэкономического анализа. 80

8.3.1. Кривые совокупного спроса и предложения и графики их взаимодействия. 80

8.3.2. Коэффициенты средней и предельной склонности

к потреблению и сбережению.. 86

8.3.3. Показатели эффективности использования инвестиций

и мультипликатор инвестиционных расходов. 87

8.3.4. Парадокс бережливости. 90

ТЕМА 9. Денежно-кредитная система и монетарная политика государства. 91

9.1. Особенности современных денег. 91

9.2. Кредитная система и банки. 93

9.3. Спрос и предложение на денежном рынке. 96

9.4. Ценные бумаги на рынке кредитных ресурсов. 97

9.5. Способы регулирования денежного рынка. 99

ТЕМА 10. Финансовая и налоговая системы.. 101

10.1. Содержание финансов. Виды и структура бюджетов. 101

10.2. Бюджетный дефицит и государственный долг. 103

10.3. Налоги и налоговая политика. 105

ТЕМА 11. Инфляция и социальная политика в рыночной экономике. 109

11.1. Понятие, измерение, виды, причины и механизмы инфляции. 109

11.2. Социально-экономические последствия инфляции. 110

11.3. Содержание социальной политики и оценка ее результативности. 112

11.4. Доходы в рыночной экономике, показатели их распределения и механизмы перераспределения. 113

ТЕМА 12. Международные аспекты экономического развития. 115

12.1. Мировое хозяйство и формы мировых экономических связей (отношений) 115

12.2. Внешний рынок и проблемы регулирования внешней торговли. 116

12.3. Мировая валютная система и валютный рынок. 119

ТЕМА 13. Проблемы экономического роста. 123

13.1. Экономический рост: определение, измерение, типы, источники и границы.. 123

13.2. Циклический характер развития рыночной экономики. Содержание основных фаз экономического цикла. 125

13.3. Причины возникновения экономических кризисов. Типы экономических циклов и их материальная основа. 127

Рекомендуемый библиографический список. 130

ВВЕДЕНИЕ

Один из самых известных экономистов XX в., оказавших наибольшее влияние на хозяйственную жизнь общества, Джон Мейнард Кейнс писал: «Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной практике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям». Следовательно, курс общей экономической теории должен быть посвящен в первую очередь изучению инструментов анализа. Реализуя данный принцип, материал лекций сгруппирован вокруг важнейших концепций, составляющих базисный набор интеллектуальных инструментов, которыми пользуются экономисты:

– в темах 1 и 2 дается краткий обзор основных экономических школ (теорий); определяется объект, предмет и метод изучения экономической теории; рассматриваются общие проблемы экономического развития – потребности, ресурсы, воспроизводственные социально-экономические системы;

– в темах 3 и 4 анализируется товарное производство и общие категории и законы, выражающие его сущность (труд, товар, деньги, закон стоимости и законы денежного обращения); раскрывается содержание рынка и рыночных механизмов, обеспечивающих поступательное развитие товарного хозяйства (конкуренция, монополия, спрос, предложение, цена);

– в темах 5-7 представлены конкретные аспекты функционирования рыночной экономики: основные субъекты и закономерности их поведений; рынки факторов производства и формирование факторных доходов; технологические, институциональные и экономические основы работы предприятий;

– в темах 8 – 11 рассматриваются проблемы национального хозяйства в целом: теории и «инструменты» макроэкономического равновесия; роль денежно-кредитной и бюджетно-налоговой систем в рыночной экономике; влияние инфляции и социальной политики на экономическое положение граждан и государства;

– в темах 12 и 13 освещаются международные экономические отношения, анализируются противоречивые проблемы экономического роста, циклический характер развития рыночной экономики, обращается внимание на особенности эволюции российской экономики.

Главная цель данных лекций состоит в том, чтобы студенты приобрели навык думать так, как думают экономисты.

МЕТОД, ФУНКЦИИ

Теории как науки.

Экономической теории

Производство как объект изучения экономической теории представляет собой общественный процесс создания экономических благ или процесс приспособления предметов и сил природы для удовлетворения потребностей людей. Исследуя производственную жизнь общества, экономическая теория рассматривает ее как единую целостную систему, которая имеет внешнюю и внутреннюю структуру.

В основе внешней структуры (или устройства) современного производства лежит процесс развития общественного разделения труда. Посредством разделения труда формируются определенные сферы деятельности людей, между которыми происходит обмен результатами труда в форме продуктов или услуг. В соответствии со сложившейся системой разделения труда, современная экономическая наука делит общественное производство на две крупные сферы: 1)материальное производство, которое объединяет отрасли, производящие товары (промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство и прочие отрасли, создающие товары); 2) нематериальное производство, которое объединяет отрасли, оказывающие услуги (транспорт, связь, торговля, жилищное и коммунальное хозяйство, управление, здравоохранение, образование, наука, культура и искусство, финансы, кредит, страхование, социальное обслуживание и др.).

С точки зрения внутреннего устройства производство имеет две взаимосвязанные стороны: отношение людей к природе и взаимоотношения людей между собой. Одна сторона отражает материальное содержание процесса производства и образует производительные силы общества. Другая – отражает общественные связи людей в производстве и образует производственные отношения. Производительные силы и производственные отношения в своем единстве образуют общественный способ производства, который выражает экономический строй общества.

Производительные силы и производственные отношения имеют свою собственную структуру.

Производительные силы – это система личных и вещественных элементов производства, с помощью которых происходит получение пригодных к потреблению продуктов и услуг. Производительные силы включают в себя следующие элементы: 1) предметы труда– вещества или комплекс веществ, на которые человек воздействует в процессе труда. Все предметы труда делятся на естественные или данные природой (руда, лес, уголь) и сырьевые или созданные трудом (зерно, мука, доски, металл); 2) средства труда – вещества или комплекс веществ, с помощью которых человек воздействует на предметы труда. Все средства труда делятся на активные и пассивные. Активные – прямо и непосредственно воздействуют на предметы труда и образуют костно-мускульную систему производства (молоток, топор, станок). Пассивные – прямо не воздействуют на предметы труда, а служат для их хранения, транспортировки, естественной трансформации (склады, бочки, дороги, каналы). Одна и та же вещь в зависимости от выполняемой функции может быть и предметом и средством труда. Предметы и средства труда вместе образуют средства производства, которые и являются вещественным фактором производства; 3) личным фактором производства являются люди, имеющие профессиональную подготовку и способные осуществлять процесс труда.

В процессе использования вещественных элементов производительных сил люди создают продукты и услуги, которые являются результатом производства и разделяются на продукты производственного назначения (средства производства) и предметы личного потребления. При этом между людьми возникают разного рода отношения – экономические, технологические, организационные, управленческие, психологические и другие, образующие в своей совокупности производственные отношения. Экономическая теория избрала предметом своего изучения экономические отношения, возникающие в производстве. Под производством нередко понимают лишь процесс создания продуктов (услуг). Однако производство без потребления бессмысленно, а потому производство представляет собой единство процессов создания, распределения, обмена и потребления продуктов и услуг. Следовательно, экономические производственные отношения – это отношения, которые возникают между людьми в процессе создания и последующего движения продукта, т. е. его распределения, обмена и потребления.

Основой экономических производственных отношений являются отношения собственности. Собственность есть отношение между людьми по поводу присвоения и использования результатов производства. Она имеет экономическое и юридическое содержание. Экономически отношения собственности проявляются через систему экономических интересов – личных, коллективных, территориальных, национальных. Юридически собственность проявляется в форме определенных прав – пользования, владения, распоряжения. Отношения собственности исторически складывались в двух основных формах – частной и общественной, внутри каждой из которых возникали разные виды, закрепляемые юридическим правом.

Экономические отношения – это всегда отношения между разными собственниками. В производстве – это работодатели (собственники вещественных факторов производства) и наемные работники; в распределении – собственники разных ресурсов (труда, капитала, земли, предприимчивости); в обмене – продавцы и покупатели; в потреблении – индивидуальные или коллективные (совместные) пользователи имущества.

Таким образом, производственные экономические отношения и отношения собственности тесно взаимосвязаны, притом в такой степени, что последние составляют главное содержание первых. На этих отношениях, как на скелете, строится все человеческое общество со всем богатством и разнообразием других общественных связей. Поэтому будет логичным вывод о том, что наука, изучающая отношения собственности, изучает анатомию человеческого общества, и такой наукой является политическая экономия.

Политическая экономия как наука носит фундаментальный характер, однако предмет ее ограничен. Она, к примеру, изучает стоимостные отношения, но не занимается калькуляцией себестоимости; изучает отношения между трудом и капиталом, но не занимается формами организации труда; изучает суть кредитных отношений, но не занимается банковскими счетами и т.п. Этими и подобными им проблемами занимаются другие крупные направления в экономической науке, входящие в общую экономическую теорию, – микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика (мегаэкономика или интерэкономика).

Микроэкономиказанимается анализом деятельности отдельных экономических субъектов, играющих значительную роль в развитии экономики. Такими субъектами являются фирмы или предприятия, различные учреждения, домохозяйства. Изучая поведение отдельных экономических субъектов, микроэкономика объясняет, кем и как принимаются решения относительно того, что, сколько и когда производить, по каким ценам покупать и продавать, почему цены на товары или ресурсы определенного вида повышаются или понижаются и т.п. На этом основании многие экономисты считают, что микроэкономика изучает теоретические основы бизнеса.

Макроэкономика изучает национальную экономику как единое целое. Она анализирует богатство нации и методы его оценки, показатели занятости, динамики цен, закономерности налоговой и бюджетной политики государства, взаимоотношения между различными секторами экономики и другие подобные им проблемы.

Строго говоря, провести четкую границу между микро– и макроэкономикой нельзя, как и нельзя их изучать в отрыве от политэкономии. Изучая тот или иной раздел экономической теории, следует понимать, что в каждом случае изучается лишь часть (аспект) целостного явления или процесса. Например, изучая безработицу, политэкономия выясняет ее причины и формы, а влияние безработицы на положение работников, фирм и экономическую ситуацию в стране изучают соответственно микро– и макроэкономика. Значит у политэкономии, микро– и макроэкономики есть один предмет, который изучается ими с разных сторон или позиций, а потому они являются составными частями единой науки – экономической теории.

По мере того как национальная экономика через международное разделение труда устанавливает и развивает связи с экономикой других стран, расширяются и границы предмета экономической теории. Она начинает изучать и межгосударственные экономические отношения в различных их проявлениях.

Поэтому в целом общая экономическая теория состоит из четырех структурных частей (политическая экономия, микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика), каждая из которых изучает определенный срез экономических отношений, что позволяет получить целостное представление об их содержании, формах, динамике, влиянии на результаты производства, распределения и потребления.

Наконец, чтобы окончательно определить содержание предмета экономической теории, следует ответить на вопрос: «А почему в обществе существуют отношения собственности?» Отношения эти возникают там и тогда, где необходимые для производства ресурсы имеются в ограниченном количестве. Если бы ресурсы были не ограничены, то по поводу их использования не возникало бы никаких отношений.

И лишь теперь можно сказать, что экономическая теория есть наука о производственных (экономических) отношениях между людьми в условиях ограниченных ресурсов. Она изучает всю совокупность экономических отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг между людьми как экономическими субъектами; она изучает закономерности и тенденции развития экономики на всех уровнях: домохозяйств, предприятий, государств, а также межгосударственных экономических связей.

В процессе изучения своего предмета экономическая теория выполняет ряд функций:

1. Теоретико-познавательная функция, которая является общей для всех наук. Как и другие науки, экономическая теория не ограничивается простым описанием фактов, а выясняет суть процессов и явлений, вскрывает законы (правила), управляющие хозяйственной жизнью общества.

2. Методологическая функция состоит в том, что экономическая теория выступает в качестве теоретического фундамента для сложного комплекса конкретных экономических дисциплин: отраслевых (экономика торговли, промышленности, строительства и др.), функциональных (кредит, финансы, маркетинг и др.), межотраслевых (статистика, экономическая география, менеджмент).

3. Критическая функция, содержание которой сводится к тому, что все изучаемые явления рассматриваются с позиции их достоинств и недостатков, и лишь после этого даются оценки целесообразности или нецелесообразности их использования.

4. Практическая функция, позволяющая на основе анализа накопившихся проблем формулировать определенные выводы и рекомендации, которые могут быть использованы для разработки конкретной экономической политики фирм или государственных органов.

И процессов.

ТЕМА 2. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Потребности и ресурсы

Общественное производство создает товары и услуги, необходимые для удовлетворения потребностей людей. Для осуществления производства требуются соответствующие ресурсы. Потребности и ресурсы образуют взаимосвязанную систему. Решение всех экономических проблем в обществе опирается именно на взаимосвязь потребностей и ресурсов.

Под потребностями понимаются желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность. Потребности людей многообразны, а их перечень практически безграничен. В экономике все множество полезных товаров и услуг подразделяют на инвестиционные товары (средства производства) и потребительские товары, которые в свою очередь делят на товары первой необходимости и предметы роскоши. В своей совокупности потребности полностью удовлетворить невозможно, хотя отдельно взятую потребность удовлетворить можно. В каждый данный момент времени существует объективная граница максимально возможного удовлетворения потребностей. Эту объективную границу ставят ресурсы.

Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком факторы, которые используются для производства товаров и услуг. Структурно экономические ресурсы делятся: 1) на материальные, к которым относятся земля (природа) и капитал; 2) трудовые, включающие в себя рабочую силу (труд) и предпринимательскую способность (предприимчивость).

К понятию «земля» относятся все естественные ресурсы: пахотные земли, леса, луга, полезные ископаемые, водные ресурсы.

Капитал, или инвестиционные ресурсы, включает все произведенные трудом средства, используемые для создания товаров и услуг.

Термином «труд» обозначают все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг.

Предприимчивость – это исключительная способность очень немногих людей по-новому комбинировать имеющиеся ресурсы и получать за счет этого дополнительную выгоду.

Экономические ресурсы, ставшие элементами производства, называют факторами производства. Все экономические ресурсы обладают одним общим свойством: количество их ограничено. Эта ограниченность относительна и означает, что ресурсов в каждый данный момент времени, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей в обществе. Собственники ресурсов продают их пользователям, получая доход в определенной форме. Доход от земли называют рентой, от капитала – процентом, от труда – заработной платой, от предпринимательства – прибылью. Так как все ресурсы ограничены, то общество должно использовать их наиболее рациональным способом, то есть получить от них максимальное количество полезных товаров и услуг. Чтобы этого добиться, надо обеспечить: 1) полную занятость ресурсов; 2) полный объем производства. Под полной занятостью понимают использование всех пригодных для производства ресурсов. Пригодность ресурса для использования устанавливается законодательством страны. Полный объемпроизводства означает, что ресурсы следует использовать таким способом, при котором они дают наибольший прирост объема производства, а добиться этого можно только при целевом использовании ресурсов.

Инструментами, с помощью которых можно оценить рациональность использования ресурсов, служат таблицы и кривые (графики) трансформации или производственных возможностей. Оценка рациональности использования ресурсов осуществляется при следующих допущениях: 1) экономика функционирует в условиях полной занятости и достигает полного объема производства; 2) имеющиеся факторы производства постоянны по количеству и качеству, но могут использоваться на разные цели; 3) в краткосрочном периоде технология производства не меняется; 4) экономика производит лишь два вида продукта, к примеру, роботы (средство производства) и хлеб (предмет потребления).

Так как общий объем наличных ресурсов всегда ограничен, то ограничена и способность экономики производить роботы и хлеб. Поскольку ограниченные ресурсы применяются целиком, то всякое увеличение производства одного продукта требует сокращения другого (табл.1).

Таблица 1

Таблица 2

Воспроизводственные

Основные категории и законы

Товарного хозяйства

Товар и закон стоимости

В товарном хозяйстве, в отличие от натурального, продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена или продажи. Но продать или обменять можно лишь то, что может быть полезным для другого человека, причем не для конкретно определенного, а для любого. При этом покупатель обращает внимание не только на полезность продукта для себя, но и на то, сколько стоит продукт. Продукт, который изначально производится для продажи, является товаром.

Товар, являясь продуктом труда, во-первых, есть вещь (услуга) полезная для других лиц, и, во-вторых, вещь, которая служит носителем определенной стоимости. Следовательно, товар как экономическая категория – это вещь (услуга), произведенная трудом и обладающая двумя свойствами: потребительной стоимостью или полезностью и стоимостью или количеством труда, затраченным на его создание. Эти два свойства товара породили в XVIII в. две противоположные теории: «полезности» и «трудовой стоимости», которые до сих пор продолжают спор о том, что же лежит в основе определенного уровня цены – полезность или стоимость?

Потребительная стоимость товара отличается от потребительной стоимости продукта, предназначенного для собственного потребления, тем, что она удовлетворяет потребности не производителя, а общества, т.е. является носителем общественных требований к товару (к его качеству, моде, вкусам, привычкам потребителей и т.п.). Одновременно потребительная стоимость товара является носителем определенного количества стоимости (труда), затраченного на создание товара, т.е. стоимость товара является общественно приемлемой мерой затрат труда на его производство.

Товар, следовательно, в двояком отношении выступает общественным явлением: с одной стороны, он носитель типичных для общества потребительских свойств вещи (общественной потребительной стоимости), а с другой – носитель общественной меры затрат труда на его создание (стоимости). Если произведенная вещь не соответствует этим требованиям, то ее невозможно будет продать без убытка, а значит, такая вещь не станет товаром.

Если потребительная стоимость – это внешнее, визуально наблюдаемое свойство товара, то его стоимость, напротив, – внутреннее, внешне неосязаемое свойство. Обнаружить стоимость можно лишь в процессе обмена одного товара на другой. Способность товаров к обмену называют меновой стоимостью. Меновая стоимость – это количественная пропорция, в которой определенное количество одного товара обменивается на определенное количество другого товара. В обмене участвуют товары с различными потребительскими свойствами, причем в разных пропорциях. Но если разные потребительные стоимости все же обмениваются, то в основе их обмена есть что-то общее, соизмеряющее их ценность. Общим для всех товаров является заключенная в них стоимость, а меновая стоимость есть лишь форма проявления стоимости.

Двойственная природа товара, как единства стоимости и потребительной стоимости, объясняется двойственной природой труда, создающего товар, что впервые было доказано К.Марксом. В силу общественного разделения труда каждый производитель специализируется на выпуске определенного вида продукта (хлеб, одежда, обувь), затрачивая соответствующего вида труд (пекарь, портной, сапожник). Эту сторону трудовых затрат К. Маркс назвал конкретным трудом.

Конкретные виды труда качественно различны, количественно несоизмеримы и значит, не могут служить основой обмена. Базой обмена может служить лишь качественно однородной труд, присущий любому виду конкретного труда. Такой формой затрат труда одинаковой для всех товаропроизводителей является расходование мускульной, нервной, интеллектуальной, психической и иной энергии человека, которую можно рассматривать как затрату труда вообще, независимо от его конкретного вида. Эту сторону трудовых затрат К.Маркс назвал абстрактным трудом, создающим стоимость товара.

Абстрактный труд, как общий или одинаковый для всех производителей расход энергии человека, является качественно однородным и количественно соизмеримым, а так как он создает стоимость, то и все товары обмениваются как определенные количества стоимости. При этом стоимость имеет не только свою субстанцию или первооснову (абстрактный труд), не только форму проявления (меновая стоимость), но и меру своей величины – рабочее время.

Рабочее время – это естественная мера величины стоимости. Но индивидуальные затраты рабочего времени на производство одноименного товара разными производителями не могут быть одинаковыми, а следовательно, измерить общественный уровень затрат, т.е. стоимость товара, индивидуальным рабочим временем невозможно. Величина стоимости товара определяется общественно необходимым рабочим временем (ОНРВ), которое складывается у производителей, обладающих наиболее распространенными (типичными) условиями производства и соответствующим им уровнем производительности и интенсивности труда. Такие производители (предприятия) производят основную массу товаров данного вида, а потому их индивидуальные затраты рабочего времени проявляются на рынке в процессе обмена как общественно необходимые. Величина стоимости товара регулируется законом стоимости, который, таким образом, регулирует и структуру общественного производства.

Согласно закону стоимости, производство и обмен товаров при уравновешенном спросе и предложении должны осуществляться на основе ОНРВ или общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ). Это значит, что через стоимость проявляются только ОНЗТ, каким бы ни был уровень индивидуальных затрат. Иначе говоря, закон стоимости сводит любое фактически израсходованное рабочее время на создание товара к общественно необходимой величине. При совпадении спроса и предложения закон стоимости устанавливает равенство между фактическими, общественно необходимыми затратами и ценой товара.

Закон стоимости действует как относительно отдельного товара, так и относительно всей массы товаров данного вида. Для отдельного товара ОНРВ формируется под влиянием условий его производства (технология, организация, производительность, интенсивность труда). ОНРВ для совокупности товаров данного вида (к примеру, мясные изделия) выражает ту долю всего труда общества, которая требуется для производства такого количества товаров, которое необходимо для покрытия общественной потребности в нем.

Последствия действия закона стоимости в обоих случаях будут разными. Для отдельного товара отклонение фактических затрат от общественно необходимых скажется на финансовом положении производителя (фирма может иметь нормальную прибыль, убытки или сверхприбыль). Относительно всей массы товаров данного вида можно сказать, что, если разделение труда между разными группами товаров осуществлено в соответствии с общественными потребностями, то товары будут продаваться по ценам, равным стоимости. Если такого соответствия нет, то цены будут отклоняться от стоимости вверх или вниз.

Обе эти формы проявления закона стоимости действуют в единстве, а закон при этом выполняет три присущие ему функции: регулирует структуру общественного производства во взаимодействии с законом спроса и предложения; дифференцирует производителей по уровню доходов на богатых и бедных; стимулирует развитие производительных сил и повышение производительности труда.

Действие закона стоимости проявляется не в самом производстве, а в обмене, на рынке через ценовые, денежные механизмы.

Конкуренция и монополия

Рынок как система регулирования общественного производства представляет собой определенное сочетание двух механизмов – стихийного или конкурентного и организационно-группового или монопольного.

Основой конкурентного механизма является участие в обмене множества самостоятельных, независимых производителей с разными условиями производства качественно однородных товаров. Монопольный механизм предполагает наличие узкой группы производителей конкретного товара, элементы ценового сговора, заранее согласованные действия немногих производителей (продавцов) на рынке. Рыночный механизм, где происходит оптимальное сочетание конкуренции и монополии, обеспечивает соответствие структуры производства структуре общественных потребностей, стимулирует внедрение новой техники и технологии, вознаграждает лучших производителей и разоряет худших.

Существуют разные определения конкуренции: 1) конкуренция – это процедура открытия, с помощью которой добываются новые знания; 2) конкуренция – это форма организации взаимодействия экономических агентов, позволяющая им экономить ограниченные ресурсы; 3) конкуренция – это общественная форма соперничества, борьбы между субъектами рыночного хозяйства за достижение своих экономических целей.

Основным способом конкуренции является ценовой. Ценовая конкуренция – это борьба между рыночными субъектами за получение дополнительной выгоды путем сокращения затрат и снижения цен. По мере развития товарного производства ценовая конкуренция дополняется неценовой, основными способами которой служат повышение качества продукции, создание товаров-заменителей, реклама, послепродажное обслуживание товаров, внедрение удобных для покупателей форм торговли.

Конкуренция существует в производстве и на рынке. Формами производственной конкуренции являются внутриотраслевая и межотраслевая. Рыночная конкуренция бывает совершенной и несовершенной.

Внутриотраслевая конкуренция происходит между предприятиями, создающими одинаковую или сходную продукцию. В процессе ее выявляется общественная или рыночная стоимость товаров, которая обычно совпадает с индивидуальной стоимостью товаров, произведенных при общественно-нормальных условиях. Такими условиями обладают предприятия, выпускающие большую часть товаров данного вида. В результате внутриотраслевой конкуренции предприятия с более совершенными условиями производства получают дополнительную прибыль и развиваются, а предприятия с устаревшими условиями производства несут убытки и разоряются. Таким образом, происходит экономия ресурсов, стимулируется научно–технический прогресс, повышается производительность труда, снижаются цены товаров и услуг.

Межотраслевая конкуренция – это борьба между предприятиями разных отраслей за проникновение в сферы наиболее прибыльного вложения капиталов. Она выражается в переливе (перемещении) капиталов из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с более высокой нормой прибыли. В ходе межотраслевой конкуренции капитал с помощью рынка ценных бумаг направляется в отрасли, продукция которых пользуется повышенным спросом, а цены высокие, и уходит из тех отраслей, где спрос на продукцию незначителен, а цены низкие. В итоге межотраслевая конкуренция создает некоторое динамическое равновесие в экономике, обеспечивающее получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, в какую сферу деятельности он вложен.

В иных формах конкуренция проявляется на рынке. В зависимости от сочетания рыночных признаков (количество продавцов и покупателей, степень дифференциации продукта, наличие крупных и мелких фирм, уровень контроля над ценами, доступность экономической информации, условия входа на рынок и выхода из него) различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции, а последние подразделяют на рынки монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.

Монополию как противоположность конкуренции можно рассматривать двояко. Во-первых, под монополией понимается такая ситуация на рынке, при которой покупателям противостоит один продавец (производитель) товара или услуги. В этом случае монополистом может оказаться небольшое предприятие (например, городские службы теплосетей, водоканала, и т.п.), а крупная фирма может и не быть монополистом (к примеру, «ВАЗ», «ГАЗ» и др.). Во-вторых, монополией может быть крупная фирма, которая занимает господствующее положение в определенной сфере национального хозяйства (например, «Газпром», «МПС» и др.). Но в любом случае монополист может навязать свою волю другим субъектам при осуществлении рыночных операций.

С позиции экономического содержания необходимо различать три вида монополий: естественную, искусственную или закрытую, случайную или открытую, различия между которыми достаточно условны.

Естественная монополия возникает в отраслях и сферах деятельности, в которых долгосрочные средние издержки минимальны в том случае, когда одна фирма обслуживает весь рынок. Сферой такой деятельности являются городские коммунальные предприятия, трубопроводы, железные дороги, электроэнергетика и др.

Закрытая монополия возникает под влиянием внеэкономических факторов: административное вмешательство государст<

Наши рекомендации