Рынок как экономическая модель категория : сущность, функции, принципы и условия функционирования
рынок (как отдельный элемент) - это сложное образование, он имеет свою собственную структуру, для его функционирования и развития необходимы специфические условия.
Исторические условия возникновения рынка были следующими:
Первое условие — общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней обще-ственного разделения труда. Первая из них — отделение скотоводства от земледелия, вторая — выделение ремесла как самостоятель-ной отрасли, третья — возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.
Второе условие — это экономическая обособленность или автономность производителей, возможность или свобода для каждого экономического субъекта стремиться к обеспечению своих частичных интересов и разделение труда между товаропроизводителями. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т. е. хочет получить взамен сво-его товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограничен-ности, обособленно-сти интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, ак-ционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).
Третье условие связано с развитием и углублением общественного разделения труда, в том числе отношений специализации и кооперации производства. На определен-ном развитии натурального хозяйства стало ясно, что любое многочисленное сообщество людей не сможет прожить за счет полного самообеспечения при возраста-ющих потребностях, поэтому различные группы произво-дителей начинают специализироваться на выпуске одного какого-либо продукта, предлагая его в обмен на все остальные необходимые ему для жизни. постепенно такая практика расширяется и приводит к разрушению натураль-ного хозяйства, образованию товарного производства.
Функции рынка
Функция информационная. Через постоянно меняющи-еся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производ-ства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг которые по-ставляются на рынок.
Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатываю-щий колоссальные объемы точечной информации и выдаю-щий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Функция посредническая. Экономически обособлен-ные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного про-изводства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптималь-ного поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
Функция ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количе-ство материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить поку-патель. Следовательно, здесь формируется отражение обществен-ной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благо-даря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребно-стях, конъюнктуре.
Функция регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производ-ство. Рынок дает ответы на вопросы, столь остро поставленные П. Самуэльсоном: что производить? Для кого производить? Как произ-водить? Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, по-ощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспек-тив-ных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.
Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет це-на – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринима-телей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собствен-ные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремиться служить им».
Функция санирующая. Рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще со-циальное расслоение, беспощад-ность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйст-венных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего общественного хозяйства в целом.
Рынок и его структура
Непрерывный процесс обмена продуктами труда и является рынком в его простейшем определении. Необходимость обмена товарами привела к возникнове-нию рынка. Рынок начинает формироваться одновре-менно со становлением товарного производства.
Как совокупность отношений обмена рынок представ-ляет собой единство товарного и денежного обращения. Рынок показывает производителям, что следует произ-водить и в каком количестве. Через рынок потребители воздействуют на производство. Обмен непосредственно связан с распределением и потреблением. В условиях рыночной экономики распределение осуществляется через обмен, т.е. рынок. В этом смысле рынок является саморегулирующейся системой воспроизводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения. Рынок предполагает наличие двух субъектов – продавцов и покупателей. Развитие рынка означает одновременно развитие субъектов рынка – производителей и потребителей. В действительности на рынке действует множество субъектов. Все они выступают в качестве физических и юридических лиц. Физическим лицом рыночных отношений является любой человек, что-либо продающий или покупающий на рынке. В качестве юридических лиц выступают предприятия, наделенные специальными правами, а также государство. Объекты рыночных отношений – это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. В качестве объектов рынка выступают, прежде всего товары, материальные блага и услуги, поступаю-щие на рынок, а также факторы производства – заводы, фабрики, земля (введенная в рыночный оборот), полез-ные ископаемые, финансовые и трудовые ресурсы и т.д.
9. РЦБ: сущ, роль в нац эке и стр-а. РЦБ - система экономических отно-шений, связанных с выпуском и движением ценных бумаг.
Последние выступают материальной формой связи между субъектами рыночных отношений и играют значительную роль в платежном обороте государства.
РЦБ с сопутствующей системой фи-нансовых институтов - это сфера реализации отношений собстве-ти, форм-ия источников экономиче-ского роста, концентрации, а также распределения инвестиционных ресурсов.
Рынок ценных бумаг тесно связан со всеми другими рынками: товарным рынком (через товарные фьючерсы, опционы); природных ресурсов (посредством акций, облигаций, закладных листов); недвижимости (через акции, приватизационные чеки); денежным (с помощью облигаций, векселей, опционов, депозитных сертификатов, банковских акцептов).
Рынок ценных бумаг, как и всякий другой рынок, ха-рактеризуется наличием спроса, предложения и уравновешивающей их цены.
Спрос фор-ют организации и граждане, имеющие свободные денежные сбережения и готовые использо-вать их для покупки ценных бумаг.
Предложение обеспечивают акционерные общества, выпускающие акции и другие ценные бумаги с целью привлечь средства для финансирования своих программ.
Государство и акционерные общества выступают эмитентами, т.е. организациями проводящими выпуск ценных бумаг.
Участников рцб можно разделить на следующие основные группы:
1. Главные участники РЦБ: государ-ство, муниципальные органы, крупнейшие националь-ные и международные компании.
2. Институциональные инвесторы, т.е. различные финансово-кредитные институты, совершающие опера-ции с ценными бумагами;
3. Индивидуальные инвесторы - различные частные лица, в т.ч. владельцы небольших предприятий бизнеса.
4. Профессионалы — брокеры и дилеры. Они имеют доступ к информации, необходимые связи, и это весьма облегчает им возможность проведения операций с ценными бумагами. Действия дилеров и брокеров носят открыто спекулятивный характер.