Экономика (общий курс). пк1.
Экономика (общий курс). ПК1.
I.Введение в экономическую теорию
Предмет, метод и функции экономики
Потребности, блага и их классификация
Экономические ограничения. Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей).
Экономические отношения
Понятие, сущность и структура экономической системы общества. Классификация экономических систем.
Основные этапы развития экономической мысли
II. Рынок
Рынок как система экономических отношений. Экономические агенты. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов
Функции и роль рынка в экономике. Система, структура и инфраструктура рынка. Преимущества, недостатки и особенности рынка
III.Основы теории спроса и предложения
Спрос, функция спроса
Предложение, функция предложения
Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие
Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия
Эластичность: общее понятие. Эластичность спроса по цене: понятие, измерение, виды, факторы. Точечная и дуговая эластичность
Взаимосвязь рынков. Перекрестная эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу
Эластичность предложения: понятие, измерение, факторы. Три периода эластичности предложения во времени
IV.Теория потребительского выбора
Полезность блага и потребительский выбор (кардиналистская концепция).
Кривые безразличия и бюджетные ограничения
Оптимум потребителя. Внутренние и угловые решения
Эффект дохода и эффект замещения
Излишек потребителя
I.Введение в экономическую теорию
Предмет, метод и функции экономики
Предмет экономики
Слово "экономика" - греческого происхождения (ойкос - хозяйство, номос - закон), оно означает "законы хозяйствования". Сегодня термин "экономика" используется в двух основных значениях: как синоним слову "хозяйство" - экономика страны, экономика региона, экономика предприятия; как название науки о хозяйствовании.
Согласно современному пониманию, экономика - это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей.
ПРЕДМЕТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЯВЛЯЕТСЯ РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ (домашние хозяйства, фирмы, государство) В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСОВ
Потребности, блага и их классификация
КЛАСИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Потребности весьма многообразны. Выделим из общей классификации потребностей те из них, которые связаны с формированием спроса и фактическим удовлетворением потребностей - потреблением. Эта взаимосвязь особенно четко прослеживается в делении потребностей на абсолютные, действительные, подлежащие удовлетворению и фактически удовлетворяемые.
Абсолютные потребности определяются максимальным объемом освоенных производством благ, которые могли бы быть потреблены обществом, если бы они были в наличии.
Действительные потребности - это потребности, которые могут быть удовлетворены в условиях достигнутого уровня производства, оптимальном ходе производства. Соотношение абсолютных и действительных потребностей характеризует степень удовлетворения обществом своих максимальных потребностей при данном уровне развития и эффективности производства. Подлежащие удовлетворению потребности - это потребности, которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства с учетом отклонений от оптимума. Другими словами, подлежащие удовлетворению потребности - это платежеспособный спрос - совокупность денежных доходов и ресурсов, предъявляемых на рынок.
В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы человека потребности подразделяются на материальные(в пище, одежде, жилище и т. п.), социальные(в общении и т. п.) и духовные (в образовании, искусстве, развлечениях и т. п.). В современной экономической литературе они чаще всего называются первичными, самыми насущными потребностями человека, и вторичными, связанными преимущественно с духовной, интеллектуальной деятельностью человека. Их особенность по отношению к спросу состоит в том, что первичные потребности не могут быть замещены одни другими, удовлетворяется каждая в отдельности. Вторичные потребности могут быть заменены одна другой, от некоторых из них можно временно воздержаться. Отсюда еще происходит разделение потребностей на эластичные и неэластичные. Первые быстро сменяются всякий раз, как только появляются средства, необходимые для их удовлетворения (например. Потребность в питании). Вторые изменяются в течение более продолжительного времени.
Потребности бывают также экономические и неэкономические. Экономические - это те потребности, для удовлетворения которых необходимо производство. Неэкономические - потребности, которые могут быть удовлетворены без приложения труда (например, потребность в воздухе, чтобы дышать). Почти все потребности современного человека выступают как экономические.
Производство благ
Труд и производство благ.Как правило, потребляемые человеком блага в конечном счете имеют трудовое происхождение. Их производство - всегда единство двух сторон: отношений людей к природе и отношений людей друг к другу. Если отвлечься от отношений людей друг к другу, то производство выступит просто как труд. Самое простое определение труда - деятельность человека с целью создания предметов, которые удовлетворяют те или иные его потребности, т.е. создания новых потребительных ценностей (благ). Труд представляет собой единство трех моментов.
Первый из них - предмет труда. Это вещь, которая в ходе трудовой деятельности подвергается заранее намеченному изменению, имеющему целью превратить ее в нужную человеку потребительную ценность. Если человек пилит бревно, то бревно - предмет труда. Предмет труда - и металлическая заготовка, которую токарь обрабатывает на станке.
Средство труда (второй момент труда) есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и при помощи которого он производит заранее намеченное изменение предмета труда. Если взять те же примеры, то в первом из них средство труда - пила, во втором - токарный станок. Простые средства труда нередко именуются также орудиями труда.
Существуют вещи, которые сами не оказывают воздействия на предмет труда, но без которых его преобразование было бы невозможным. Таковы здания мастерских или заводов, светильники, транспортные средства и т.п. Их тоже обычно характеризуют как средства труда. Таким образом, средства труда подразделяются на активные и пассивные. Последние можно было бы назвать также условиями труда. Но различие между активными средствами труда и пассивными важно лишь в чисто техническом отношении. В социально-экономическом смысле они суть одно целое, что оправдывает использование для их обозначения одного единого термина.
Различие предметов и средств труда носит не абсолютный, а относительный характер. Когда землю пашут и боронят, тогда она предмет труда. Но когда ее засеяли, - она уже средство труда. Теперь она - вещь, которую человек поместил между собой и зерном и при помощи которой он воздействует на зерно с тем, чтобы это зерно дало начало новому растению и новым зернам.
Третий момент труда - собственно труд как сознательная, целесообразная деятельность человека по использованию средств труда для совершения заранее намеченного изменения предмета труда.
Труд есть деятельность человека. Но в результате труда в объективном мире происходит изменение вещей: предмет труда превращается в отличный от этого предмета продукт труда. Рассматриваемый с точки зрения его результатов труд выступает как производительный труд, как производство в самом узком смысле слова, а предмет труда и средства труда (включая условия труда) - как средства производства.
Средства производства представляют собой один из факторов производства; другой его фактор - рабочая сила. Чтобы процесс производства имел место, необходимо соединение средств труда с рабочей силой.
Таблица 2.1.
Возможности | Пушки, тыс. шт. | Масло, млн. кг |
A | ||
B | ||
C | ||
D | ||
E | ||
F |
На основе представленных данных можно построить график производственных возможностей, который иначе еще называют кривой трансформации (см. рис. 2.1).
Экономический смысл трансформации состоит в том, что общество должно осуществить технологический выбор в экономике, определить необходимый объем производства каждого блага и обеспечить соответствующее распределение ресурсов.
Множество точек на кривой производственных возможностей отражает те состояния в экономике ( A, B, C, D, E, F), когда обеспечивается полное использование имеющихся ресурсов и достигается наибольший выпуск благ.
В случае неполного использования имеющихся в распоряжении у общества ресурсов (в случае безработицы или неполной загрузки производственных мощностей) соотношение между производством благ задается точкой (например, X ), которая оказывается расположенной ближе к началу координат (по сравнению с точками на кривой трансформации). При таком варианте возможно увеличение выпуска этих благ за счет более полного задействования ресурсов.
Производство благ в объемах сверх тех, которые заданы кривой производственных возможностей, в точках, расположенных выше кривой (например, Y ), невозможно, т.е. выйти за ее рамки на данном уровне развития производительных сил нельзя.
На основе анализа кривых трансформации, если они построены для разных стран, можно судить об их производственном потенциале.
Здесь следует также заметить, что не исключается переход с более низкой к более высокой кривой производственных возможностей, который становится возможным в результате применения новых технологий и техники, научных открытий и изобретений.
По форме графика можно видеть экономические последствия (своего рода «цену») принятия решения о пропорциях производства благ. В данном случае цена не всегда выражается в деньгах, но она всегда отражает альтернативную стоимость, или вмененные издержки (издержки отвергнутых возможностей).
Под альтернативной стоимостью (вмененными издержками) понимают то количество благ одного вида, от которого следует отказаться (отдать, «принести в жертву»), чтобы получить определенное количество благ другого вида (более предпочтительных).
В нашем примере, чтобы увеличить производство масла от 0 до 1 млн. кг, нужно отказаться от производства 1 тыс. пушек (их производство уменьшится с 15 до 14), т.е. вот эта 1 тыс. пушек – и есть альтернативная стоимость (вмененные издержки).
Для увеличения производства масла еще на 1 млн. кг, т.е. с 1 до 2 млн. кг, уже придется отказаться от производства 2 тыс. пушек (14 тыс. – 12 тыс.) и т.д. Последнее приращение объема производства масла (с 4 млн. кг до 5 млн. кг) потребует отказаться от 5 тыс. пушек (5 тыс. – 0 тыс.).
Таким образом, за каждый дополнительный миллион килограммов масла обществу придется платить все большую «цену» в виде непроизведенных пушек.
Аналогичная закономерность действует и в обратном направлении, т.е. при переходе от производства масла к производству пушек. Отказ от каждого последующего миллиона килограмма масла будет выражаться во все меньшем приросте производства пушек.
Приведенные примеры являются иллюстрацией действия закона возрастающих вмененных издержек: производство дополнительных единиц одного блага влечет за собой жертвование возрастающим количеством единиц другого блага.
Каждая экономическая система сталкивается с необходимостью совершать определенные основные виды выбора. Среди них наиболее важны следующие; какие товары производить, как их следует производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого предназначены результаты этой работы.
Цена выбора – это отказ от какого-то экономического блага, которыйописывается с помощью понятий ”альтернативная стоимость (ценность) ” или “ альтернативные издержки ”.
Альтернативная стоимость (ценность) — в экономике — наилучшая из упущенных в результате выбора конкретного варианта альтернатива.
Альтернативные издержки– это количество одного блага, которыми необходимо пренебречь или пожертвовать ради увеличения производства другого блага.
Проблема выбора означает наличие множества допустимых решений, между которыми нужно делать выбор. В сфере экономики она связана с тем, что, во-первых, каждый ресурс может быть применен для удовлетворения различных потребностей и, во-вторых, различной может быть также технология его использования. Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблемы выбора наилучшего варианта, при котором обеспечивается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.
Стремление найти лучшее решение является выражением принципа рациональности или рационального поведения. Различают полную и ограниченную рациональность. Полная рациональность – допущение о том, что люди полностью используют доступную им информацию, рассчитывая, как наилучшим образом достичь своих целей. Ограниченная рациональность – это форма рациональности, которая предполагает, что некоторые экономические субъекты не станут заниматься длительными расчетами, необходимыми для определения полной рациональности, чтобы добиться максимизации полезности или прибыли, но вместо этого предпочтут руководствоваться разнообразными эмпирическими правилами, определяющимися сложностью той ситуации, в которой они оказались. Другими словами, это допущение о том, что люди намерены выбирать такие варианты, которые наилучшим образом соответствуют их целям, но они располагают ограниченными возможностями в получении и обработке информации.
Экономическая рациональность означает, что каждый экономический агент стремится к достижению поставленной цели и рассчитывает сравнительные издержки выбора средств ее достижения. Например, потребитель должен распределить свои потребности, выделить первоочередные, соизмерить свои предполагаемые расходы с ожидаемыми доходами. Относительно потребления основополагающий принцип экономики – принцип оптимизации – заключается в том, что люди стремятся выбирать наилучшие структуры потребления из числа тех, которые могут себе позволить. Производитель должен решить, что именно произвести, в каком количестве и качестве, как (т.е. какую применить технологию), рассчитать величину ожидаемой прибыли и соотнести ее с затратами. Не менее сложные проблемы существуют на уровне государства (см., в частности, противоречия экономических целей общества).
Таким образом, критерием рационального экономического поведения является эффективность, т.е. рациональность основывается на выборе из множества альтернативных вариантов того, который может принести максимальную выгоду (результат) с минимальными затратами по сравнению с другими.
В общем понимании эффективность есть количественное отношение полученного результата (эффекта) к осуществленным затратам ресурсов (факторов производства) для его получения:
Эффективность = | Результаты производства (продукт) |
Затраты факторов производства |
Оценка эффективности осуществляется в различных показателях – натуральных и денежных, но это всегда отношение, всегда относительная, а не абсолютная величина.
Анализ экономической эффективности возможен на разных уровнях, в особенности микро- и макроэкономическом. Однако указанный общий принцип сопоставления затрат и результатов является неизменным.
Конкретные способы (показатели) оценки эффективности деятельности отдельных хозяйствующих субъектов и функционирования национальной экономики в целом будут детально рассмотрены далее в соответствующих разделах экономической теории («Микроэкономика» и «Макроэкономика»). При этом для более полного представления об уровне эффективности хозяйственной деятельности проводится анализ общих, средних и предельных экономических величин.
С точки зрения всей экономики эффективным будет считаться такое состояние, когда наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества при данных ограниченных ресурсах. Отсюда экономическая эффективность хозяйственной системы – это состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека (субъекта), не ухудшая при этом положение другого члена общества. Такое состояние называется Парето-эффективностью.
Экономические отношения
В процессе осуществления хозяйственной (производственной) деятельности между людьми объективно (т.е. независимо от их воли и желания) складываются определенные отношения, устанавливаются связи, контакты.
Как уже отмечалось выше, общественное производство, которое является формой выражения хозяйственной деятельности людей, характеризуется двумя сторонами:
- взаимодействием людей, хозяйствующих субъектов с природой (естественными факторами и условиями производства, с техникой, посредством которой человек воздействует на природу);
- взаимодействием людей, их групп, коллективов друг с другом.
Обе стороны деятельности имеют экономическую целесообразность, количественное и качественное экономическое выражение.
Следует иметь в виду, что экономические и производственные отношения неравнозначны. По объему и содержанию экономические отношения шире, богаче производственных. Если экономические отношения охватывают весь комплекс отношений в ходе хозяйственной деятельности людей, то производственные – лишь социально-экономическое звено отношений в системе общественного производства.
Экономические отношения образуют сложную систему. Их можно классифицировать по ряду оснований:
- в зависимости от фазы воспроизводства выделяются отношения непосредственно производства, распределительные отношения, отношения обмена и отношения потребления;
- в зависимости от форм собственности и хозяйствования выделяют экономические отношения государственного сектора, частные экономические отношения, экономические отношения домохозяйств, малого бизнеса и т.д.;
- в зависимости от уровня (масштабов) реализации различают межгосударственные и внутригосударственные экономические отношения, которые, в свою очередь, подразделяются на отношения между государством и бизнесом (предприятиями, фирмами), государством и домашними хозяйствами, бизнесом и домашними хозяйствами;
- по сферам протекания хозяйственной деятельности различают экономические отношения в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле, сфере услуг, народном образовании, культуре и т.д.
Экономические отношения могут рассматриваться в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова они включают отношения, характеризующие социально-экономический тип общественного производства (т.е. социально-экономические отношения, основу которых составляют отношения собственности). В широком смысле слова в них наряду с социально-экономическими включаются организационно-экономические отношения, связанные с организацией производства и характеризующие его состояние независимо от социально-экономической формы (разделение, специализация и кооперация труда, централизация, концентрация и комбинирование производства).
Экономические отношения в обществе проявляются через экономический интерес. Слово «интерес» (от лат. « interest ») означает «важно», «имеет значение». В основе интересов лежат потребности людей. Многообразие человеческих потребностей обусловливает большое число интересов. Они могут быть духовными, нравственно-этическими, религиозными, социальными, национальными, профессиональными, экономическими и т.д.
Экономические интересы реализуются через определенные мотивы деятельности. Мотив – это внутреннее побуждение человека к действию.
Таким образом, потребности вызывают у людей интересы (интерес, иначе, – это осознанная потребность), которые в свою очередь формируют мотивы действий.
При возникновении экономического интереса индивид или хозяйствующий субъект определяет возможные последствия предполагаемого действия, оценивая два фактора:
- относительную полезность получаемого блага, настоятельность своей потребности в нем;
- масштабы издержек (затрат времени и других ресурсов), необходимых для получения блага.
Сопоставляя оценки, экономический субъект определяет эффективность действия. Его экономический интерес состоит в максимизации полезности или минимизации издержек для получения оптимального набора благ. Следование экономическому интересу предполагает, что индивид или хозяйствующий субъект обладает определенной свободой выбора вариантов своего поведения или своей деятельности.
Существующие в обществе интересы противоречивы: личные интересы не всегда согласуются с коллективными, а коллективные – с общественными. В основе таких различий лежит разный комплекс необходимых к удовлетворению потребностей. Пожалуй, особенно ярко противоречия интересов проявляются в экономике. Иногда поведение экономического субъекта характеризуется как оппортунистическое. Оно представляет собой следование своим экономическим интересам любыми способами, в том числе обманным путем.
В обществе создаются механизмы реализации экономических интересов в форме стимулов. Если мотив – это внутреннее состояние личности, то стимул – внешний побудительный фактор.
Стимулы могут выступать в виде заработной платы, премий, налоговых льгот, различий в пенсионном обеспечении и т.д. Стимулы могут носить и неэкономический характер (моральное стимулирование, административное воздействие).
Действия (деятельность) данного экономического субъекта, предпринимаемые им для реализации своих целей, предполагают принятие им определенных решений и их последующее исполнение. При этом экономическое поведение учитывает два взаимосвязанных ключевых ограничения экономики: экономические блага редки, а ресурсы ограничены. Поэтому общество должно использовать свои ресурсы эффективно с тем, чтобы максимально удовлетворить свои безграничные потребности.
II. Рынок
Спрос, функция спроса
Спрос (Demand) показывает какое количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить в данный момент времени по каждой предложенной на рынке цене.
Следует различать термины «спрос» и «величина спроса».
Величина спроса – это количество товара, которое потребители хотят и могут себе позволить (готовы) приобрести по данной конкретной цене. Следует отметить важное условие, что под спросом мы понимаем только то количество товара, которое способен приобрести покупатель. Таким образом, мы всегда говорим о платежеспособном спросе.
Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: обычно чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.
Экономисты называют спросом количественную величину, меняющуюся в зависимости от разных условий, называемых факторами спроса .
На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:
- Цена данного товара (Р);
- Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Р s , Р c );
- Текущие доходы потребителей ( I );
- Вкусы и предпочтения потребителей ( Z );
- Объективные (внешние) условия потребления ( N );
- Информация о рынке и товаре, в том числе и реклама ( Inf );
- Запасы товара ( R );
- Период времени, в том числе и сезонность потребления ( T );
- Ожидания потребителей (Е).
Спрос, конечно, зависит от многих переменных, и здесь перечислены лишь основные факторы.
Зависимость спроса от различных факторов называется функцией спроса:
Q d = f (Р, Р s 1 … Р s n , Р c 1 …Р c m , I , Z , N , Inf , R, T, E ), где Q d - объем спроса.
В наиболее простом случае функцию спроса выражают исключительно от цены на товар, как от основного фактора, влияющего на спрос:
Q d = f ( P )
Линейную функцию спроса (т.е. когда она представлена в виде прямой на графике) математически можно записать следующим образом:
, где
a – максимально возможный спрос на рынке на данный товар,
b – зависимость изменения спроса от изменения цены (одновременно отражает и угол наклона кривой спроса),
p – цена на товар.
Знак «минус» показывает, что функция спроса имеет убывающий вид.
Функция спроса может быть представлена и в табличной форме в виде шкалы спроса. Например, спрос на товар можно представить следующим образом:
Цена товара, руб. | ||||
Количество товара, шт. |
Также спрос и, соответственно, функцию спроса можно выразить графически:
Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса - это изменение величины спроса при изменении цен, т.е. количества товара, которое готовы приобрести покупатели. Изменение спроса – это смещение самой кривой спроса, преимущественно оно отражает влияние неценовых факторов (исключением является изменение цен на связанные товары). Например, увеличение доходов потребителей вызывает смещение кривой спроса вправо.
Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:
- снижение цены увеличивает число покупателей,
- расширяет их покупательную способность,
- делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара.
Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению спроса (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает).
Взаимосвязь цены и спроса можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f ( Q ) – это обратная функция спроса. Линейная функция спроса будет выглядеть, как
.
Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене.
Индивидуальный и совокупный (рыночный) спрос. Совокупный спрос на рынке складывается из индивидуального спроса множества покупателей. Причем под индивидуальным спросом может приниматься как спрос отдельного потребителя, так и спрос на одном из рынков данного товара (например, региональном). Предположим, что спрос на некоторый товар складывается из индивидуального спроса трех потребителей, тогда совокупный спрос можно представить как:
Нетипичное поведение величины спроса выражается в том, что цена увеличивается и это вызывает рост величины спроса. В экономической теории отмечены несколько эффектов, когда спрос ведет себя нетипично.
Эффект Гиффена. При повышении цен на товары первой необходимости, опасаясь дальнейшего роста цен, население с низким уровнем дохода начинает покупать эти товары в большем количестве, создавая запас на будущее. Таким образом, чем выше цена на товар, тем больше величина спроса на него. Это явление впервые описано в середине XIX века, когда под угрозой голода в Ирландии люди отреагировали на рост цены картофеля увеличением спроса на него.
Эффект Веблена (1899 г.). Этот эффект выражается в показном потреблении престижных товаров. Повышение цен на некоторые престижные товары и услуги не делает их менее привлекательными для тех, кто покупает не столько сам товар, сколько престиж, связанный с обладанием этим товаром (например, покупка дорогого автомобиля, одежды в модном бутике, обед в дорогом ресторане). Однако эффект Веблена может иметь под собой и рациональную основу: цена товара может отождествляться с его ценой, при этом потребитель начинает остерегаться покупки товаров по низким ценам. Этот эффект наиболее активно используется в маркетинге: создание модных престижных и дорогих брендов также основано на эффекте Веблена.
Рис. 2.6.3.1. Рыночное равновесие
Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.
Pe = PD = PS – равновесная цена;
Qe = QD = QS - равновесный объем производства.
Предполагается, что рынок сам по себе стремится к равновесию и что рыночное равновесие устойчиво. При любом отклонении рынок стремится вернуться в состояние равновесия. Ив ситуации неудовлетворенного спроса (дефицита) и ситуации избыточного предложения спрос и предложение, взаимодействуя друг с другом, приводят рынок к равновесию.
Существует два подхода к анализу установления равновесной цены: Леона Вальраса и Альфреда Маршалла.
- Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объемах спроса и предложения.
Рис. 1.3.2 Рыночное равновесие (подход Л. Вальраса)
Если на рынке избыток предложения (при цене Р1), то в результате конкуренции продавцов происходит понижение цены до Рe и избыток исчезает.
Если же существует избыток спроса или дефицит (при цене Р2), конкуренция покупателей повышает цены и приводит к исчезновению избытка.
- Главным в подходе А.Маршалла является разность цен Р1 и Р2.
Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены.
Рис. 1.3.3. Рыночное равновесие (подход А. Маршала).
По версии Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.
Эффект замещения.
Эффект замещения – это изменение структуры потребления в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.
Графически зависимость между спросом на данный товар и на другие товары можно выразить так (ç). Если рассмотреть спрос на отдельный товар, то данный эффект выражается классической кривой спроса.
Нужно учитывать, что степень влияния эффекта замещения определяется наличием товаров-субститутов.
Эффект дохода
Эффект дохода – это изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.
Эффект дохода графически выражается сдвигом кривой индивидуального спроса вправо, но это характерно только для нормальных или качественных товаров.
Для нормальных товаров общий эффект воздействия на спрос складывается из эффекта замещения и эффекта дохода, которые действуют в одном направлении.
Как определить, в какой мере увеличение спроса вызвано эффектом дохода, а в какой – эффектом замещения?
Для этого используем графическую модель Дж. Хикса.
R1 – бюджетная линия, точка С1 – точка равновесие потребителя. Если снижается Рх, то R1 поворачивается против часовой стрелки к R2; при этом R2 встречается с новой кривой безразличия U2, и С2 – точка нового потребительского равновесия. Проекция точек C1 и С2 на ось Ох означает движение спроса на товар Х при снижении цены.
Для того, чтобы разделить эффект дохода и эффект замещения проведем прямую R3 параллельно R2 так, чтобы R3 касалась U1. Проекция точки C3 на ось Ох разделит эффект замещения и эффект дохода.
В зависимости от реакции покупателя на рост реального дохода все товары делятся на три группы:
1. нормальные товары
2. товары низкого качества
3. товары Гиффена
Предположим, что Х – некачественный товар. Эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположном направлении. Эффект дохода снижает эффект замещения. В результате общий эффект воздействия на спрос есть разность между эффектом замещения и эффектом дохода:
В этом случае общий эффект не так значителен, что означает достаточно низкую эластичность спроса по цене:
Если низкокачественный товар занимает большое место в бюджете потребителя, то снижение Рх приводит к тому, что отрицательный эффект дохода перекроет положительный эффект замещения и общий эффект выразится в снижении спроса на товар Х:
Это характерно для товаров Гиффена. Таким образом, товар Гиффена – это товар, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена:
Кривая «цена-потребление»
Кривая индивидуального спроса на товар х.
(х – нормальное благо)
Рыночный спрос – это общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене товара.
Кривая рыночного спроса получается в результате горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса на товар х.
Излишек потребителя
Согласно теории предельной полезности, цена товара определяется полезностью его последней единицы, выраженной в денежной форме, а все остальные единицы товара продаются по одной и той же цене. Однако предельная полезность каждой предшествующей единицы товара больше уплаченной цены. Этот выигрыш потребителя, обусловленный превышением полезности приобретенных единиц товара на его ценой, называется излишком потребителя.
Излишек потребителя –избыток, который экономический субъект готов заплатить за товар (т.е. за полезность) сверх того, что он платит обыкновенно.
Предельный излишек потребителя (MCS) –избыток полезности от потребления дополнительной единицы товара (MU) над уплаченной ценой.
Например, если цена блага 20р., а потребитель готов за него платить 25р., то предельный излишек потребителя составит 5р.
MCS = MU –Р
Общий излишек потребителя –превышение общей полезности субъекта от потребле