Практическое применение модели спроса и предложения. Государственные меры воздействия на рынок и их последствия.

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:

1. свои расходы,

2. налогообложение,

3. регулирование

4. государственное предпринимательство.

Гос. регулирование:

Государство устанавливает max и min Р (P max < Pe, P min > Pe).

Недостатки:

- дефицит è очереди, талоны, карточки;

- появление/рост теневой Э

- модификация рынка

Плюсы:

- обычно выигрывает определенная партия (предвыборная компания, партия у власти)

- выиграют те, кто хранит по Рmax (не бедняки, а продавцы, политики, те, кто печатает карточки и т.п.)

Рmin устанавливается на рынках труда и сельхоз продукции.

Практическое применение модели спроса и предложения. Государственные меры воздействия на рынок и их последствия. - student2.ru Рынок труда

Плюсы:

- снижение конфликтности в обществе

- труд для фирмы становится дорогим è поиск новых технологий, внедрение научного труда è прогресс

- повышение конкуренции между работниками (квалификация, мобильность)

Недостатки:

- формируется слой институциональной безработицы

- рост расхода бюджета на поддержание безработных

- модификация рынка

Гос. Расходы:

Считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят изгосударственных закупок (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). и трансфертных платежей.

Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров.

Трансфертные платежи изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления.

Государственное предпринимательство

осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д.

№7 Теория потребительского выбора (общая характеристика).

Объект – потребление и обмен.

Субъект – домохозяйство (он суверенный, имеет право выбора и отвечает за свой выбор,

выбирает лучшее из альтернатив, имеет ограничения в бюджете, цены на товар, время,

безопасность, предложение товара). Цель – максимилизация совокупной полезности.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР— решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги).Марженалисты рассматривают предельную и

совокупную полезность.

Потребительское поведение— процесс формирования спроса потребителей на

разнообразные товары и услуги. Потребительское поведение отдельных покупателей формирует совокупный спрос, определяет объем производства товаров и услуг и их

предложение на рынках.

Определяющими факторами потребительского поведения служат предпочтения потребителей, их доходы (бюджеты) и цены на товары (услуги).

Потребительское предпочтение— процесс сравнения определенного ассортиментного набора

потребительских товаров и услуг с точки зрения их полезности. При этом имеется в виду

рациональное поведение каждого потребителя. Это означает, что каждый потребитель имеет

индивидуальную шкалу предпочтений.

Полезностьюназывают удовлетворение, которое получают потребители от потребления того

или иного товара (услуги).

Различают полезность общую и предельную.

Общая полезность— удовлетворение, связанное с потреблением определенного вида товара

(услуги).

Предельная полезность— прирост общей полезности в результате приобретения

дополнительной единицы определенного вида товара (услуги).

Принцип максимизации полезности:приобретая набор товаров (услуг), каждый потребитель

должен распределить свой денежный доход таким образом, чтобы полезность, полученная от

последней денежной единицы, израсходованной на приобретение того или иного товара (услуги),

была одинаковой.

Кривые

№8 Эластичность спроса и валовая выручка фирмы. Коэффициент эластичности.

Эластичность спроса – это количественная характеристика спроса.

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.

Прямой коэффициент эластичности спроса показывает как изменяется величина спроса (%) при изм.цены данного товара на 1%.СМ.ТЕТРАДЬ.

Факторы эластичности:

1. наличие (отсутствие) товаров заменителей. Чем больше товаров заменителей, тем эластичнее спрос.

2. время. Чем продолжительнее период роста цены, тем эластичнее спрос.

3. ранг товара.

4. зависит от доли расходов на этот товар в бюджете потребителей, чем выше доля, тем выше коэффициент.

Коэффициент перекрестной эластичности – показывает как изменяется величина спроса на данный товар, при изменениицены другого товара на 1%.

К = 0 если товары не заменители

К > 0 если они заменяют др.др. (СУБСТИТУТЫ)

К < 0 если дополняют др.др. (комплементы)

Коэффициент эластичности по доходам – показывает на сколько % изменитсявеличина спроса при измененииспроса на 1%.

Факторы эластичности спроса по доходам:

1. зависит от того к какой группе относится данный товар.

a. Продовольственные 0<k<1

b. Промышленные 1<k<3 до 10 и более товаров особого престижа.

c. Товары представительского класса k>3

2. Уровень дохода.

Совокупная (валовая) выручка производителей – произведение количества проданной продукции на ее цену TR = P * Q, где TR – совокупная валовая выручка, Р – цена товара, Q – его количество.

№9 Природа экономических издержек. Экономическая прибыль.

Издержки – цена выбора (альтернативная стоимость), т. к. :

* рес-сы редки и имеют ценность

* цена на рес-сы складывается рыночным путем в процессе выбора

* потребитель должен признать затраты фирм.

Экономические издержки – те доходы, которые фирма вынуждена обеспечивать владельцам ресурсов, чтобы отвлечь ресурсы от другого альтернативного использования.

Издержки:

1. внешние (явные) бухгалтерские затраты фирмы на чужие ресурсы.

2. внутренние (неявные) – упущенная выгода, т.е тот доход, который фирма могла бы получить, если бы свои ресурсы использовала вне фирмы, не у себя.

Виды внутренних С.:

1. безусловная З/П в том случае если предприниматели заняты трудом.

2. безусловная аренда, если у предпринимателя есть собственная земля.

3. безусловные проценты, если у фирмы есть собственный физ.капитал.

4. нормальная прибыль–минимальная плата, необходимая для удержания предпринимательского таланта лица в рамках данного предприятия.

Внешние+внутренние С. =экономические С. (они всегда выше чем бухгалтерские).

Прибыль – превышение валовой выручки над С.

Бухгалтерская прибыль = TR (выручка ф.) – С внешние

Эк.прибыль = доход – эк.С.(С бухг. и С внутр.)

Безвозвратные С. – С., которые общество никогда не возмещает. Их нельзя допускать, если они допущены нельзя принимать их во внимание.

№10 Издержки в краткосрочном периоде. Динамика валовых, средних и предельных издержек.

Краткосрочный период – период, когда большая часть факторов производства остается постоянной, фиксированной, и для того чтобы увеличить (сократить) объем производства фирма может изменить только 1 фактор производства.

Количественные характеристики С.

Издержки в краткосрочном периоде:

· Постоянные – те расходы фирм, которые не связаны с объемом выпуска (налоги на имущество, з/п охраннику)

· Переменные – те, которые связаны с объемом выпуска (расходы на электричество, сырье, з/п рабочего персонала)

ТС=FC+VC (совокуп. издержки)

В долгосрочном периоде все С переменные (т.к. все ресурсы переменные)

Виды внутренних С (СМ.ТЕТРАДЬ):

1. ТС. валовые – затраты фирмы на данный объем товаров и услуг, при данном объеме выпуска (фирмы считают валовые С, чтобы сравнить с валовой прибылью)

a. постоянные (TFC) - не связаны с объемом выпуска (возникают тогда, когда производство еще не начато)

график С и Q (горизонталь)

b. переменные (TVC) – динамика обусловлена действием закона убывания предельной производительности.

2. АС. средние - затраты фирмы на ед. продукции при данном объеме выпуска (себестоимость)

AC=TC/Q

AC=AVC+AFC

a. Постоянные

b. Переменные

3. МС. предельные - затраты фирмы на еще 1доп.ед.продукции.

MC=∆TC:∆Q, где ТС - совокупные издержки.

Предельный доход(MR) – это дополнительный доход, который можно получить, если произведешь и реализуешь еще 1 доп. ед. продукции. График общей модели С (МС, АС, AVC)

Золотое правило выбора объема производства:MC = MR (золотое правило выбора Q).

Наши рекомендации