Рынок: понятие, функции, структура и основные субъекты. Схема экономической активности.
Рынок – это структура, с помощью которой взаимодействуют производители и потребители и в результате формируются цены и объемы продаж.
Функции рынка:
1. Стимулирующая (рынок как система прибыль – убытки).
2. Информационная (поставляет информацию не полную и непрямую, но достаточную для выбора).
3. Рынок приспосабливает производство к постоянно изменяющимся потребностям потребителей
4. Ценообразующая (при свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничениями, формируется в результате торгов)
5. Посредническая (обеспечивает прямую связь между производителями и потребителями, позволяя им найти более выгодные варианты купли-продажи)
Структура рынка:
По объекту:
· товаров и услуг
· ресурсов
· финансовый
По территории:
· местный
· региональный внутренний рынок (закрытая экономика)
· национальный
· внешний
По организации:
· организованный (существует инфраструктурное звено (биржа, магазин), оно гарантирует сделку, страхует товар, формирует цену)
· неорганизационный (не отвечает за товар).
По конкурентности:
· совершенной конкуренции(производители и потребители отделены др.от др.)
· несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).
По степени насыщенности товарами:
o Равновесный
o Дефицитный
o Избыточный
Конкуренция– условия, при котором производятся и реализуются товары, услуги.
Основные субъекты рынка:
· Домохозяйство – обособленная экономическая единица, владеющая ресурсами. Цель: максимально удовлетворить потребности.
· Фирма – обособленная Э единица, владеющая частью ресурсов (предпринимательские способности. Цель: максимизация прибыли
· Государство – обособленная экономическая единица, владеющая частью ресурсов.Цель: достижение всеобщего благоденствия.
Функции:
- нарабатывает правила игры (создание правового фона)
- охраняет рынок (антимонополистическая, кредитная, налоговая политики)
- вводит в Э соц. гарантии
- соц. ориентировано перераспределяет ресурсы
- обеспечивает стабильное развитие.
TR – валовая выручка (TR = QP)
Т – нормативное изъятие части налогов субъекта
Tr – трансферты – доходы без обратных требований (субсидии, субвенции, дотации)
Субсидии – доходы, которые государство обеспечивает фирмам при каком-то ЧП.
Субвенции – дополнительные доходы под программы/аукционы от государства
Дотации – доходы, которые государство обеспечивает фирмам, чтобы покрыть разницу между высокими издержками и низкими розничными ценами на товары/услуги.
Спрос и предложение как параметры рынка: понятие, графическое изображение, факторы.
Для того, чтобы говорить о спросе и предложении, нужно допустить следующие абстракции:
· Один товар
· Рынок совершенной конкуренции
· Рациональные субъекты (выбирают лучшую из альтернатив)
· Краткосрочный период
· Взаимосвязь цен и объемов при прочих равных.
Спрос — количество товаров и услуг, кот. домохозяйство желает и может приобрести по всем ценам за определенный период времени.
СМ. ТЕТРАДЬ.
Наклон кривой спроса:
1) Есть эффект дохода => Р >, то покупают <; если P<, то покупают >.
2) Эффект замещения. Если товар дорожает, покупатель приобретает заменитель.
3) Кривая выпукла к началу координат, т.к. действует закон предельной полезности. При увеличении объема потребляемого товара его предельная полезность уменьшается (удовольствие <).
На спрос влияют неценовые факторы:
· Увеличение/сокращение доходов потребителей
Нормальный товар – D изменяется в одном направлении с доходом.
Низший товар – D изменяется в противоположном направлении с доходом.
· Изменение вкусов и предпочтений
· Ожидания относительно цен будущего периода
· Изменение цен товаров-субститутов и комплементов
· Рост и уменьшение числа покупателей на рынке и т.п.
Предложение (S) – количество товаров/услуг, которые фирма готова произвести и реализовать по всем ценам за определенный период времени.
Величина S – количество товара/услуг, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени.
Неценовые факторы:
· Цены ресурсов
· Технология
· Ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики
· Размер Т и субсидий
· Количество продавцов на рынке и т.п.
Изменение величины S – движение точки по кривой S: чем выше цена, тем выше величина предложения, и наоборот.
Изменение в S – сдвиг кривой предложения под влиянием неценовых факторов вправо вниз, либо влево вверх. Цена на товар остается неизменной.