Условие равновесия на рынке товаров и услуг
Общее экономическое равновесие означает согласованное развитие всех сфер экономической системы. Равновесие подразумевает соответствие общественных целей и экономических возможностей. Цели и приоритеты общественного развития меняются, изменяются потребности в ресурсах, следовательно, происходят изменения в пропорциях, возникает необходимость в обеспечении нового равновесного состояния.
Экономическое равновесие предполагает такое состояние хозяйства, когда используются все экономические ресурсы страны. Конечно, при этом должны сохраняться резервы мощностей и нормальный уровень занятости. Но в равновесной экономике не должно быть ни изобилия простаивающих мощностей, ни избыточной продукции, ни чрезмерного перенапряжения в применении ресурсов. Равновесие означает, что общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления.
Условием общего равновесия в экономике служит рыночное равновесие, равновесие спроса и предложения на всех остальных рынках.
Рынок товаров и платных услуг представляет собой систему экономических отношений между продавцами и покупателями по поводу движения товаров и услуг, которые удовлетворяют потребительский и инвестиционный спрос макроэкономических субъектов. Важным условием функционирования товарного рынка является экономическая свобода его субъектов. Они должны иметь право свободно выбирать отрасль производства, тип продукции, распоряжаться ею, устанавливать связи, вести собственную финансовую политику в соответствии с действующим законодательством и т.п. Степень экономической свободы определяется формой собственности. Жизнеспособный развитый рынок требует наличия как частной, так и государственной собственности на средства и результаты производства. Однако нужно еще достаточное количество экономически независимых субъектов рынка, когда есть возможность выбора партнера, создание конкурентной среды. Конкуренция обеспечивает (вместе с другими факторами) эффективное регулирование товарного рынка. Конкуренция выполняет ряд функций: регулирования, распределения, мотивации. Функция регулирования заключается в том, что в условиях конкуренции механизм рынка гарантирует переливание факторов производства в отрасли, на продукцию которых существует наибольший спрос. Функция распределения означает, что достигнутое в условиях конкуренции рыночное равновесие определяет доходы предприятий, которые в дальнейшем перераспределяются между домашними хозяйствами и другими предприятиями и учреждениями. Функция мотивации заключается в том, что конкуренция создает для предприятий стимулы для экономии затрат, внедрение прогрессивных технологий.
В экономической теории существует понятие совершенной конкуренции. Считается, что конкуренция является совершенной, если ни один из продавцов или покупателей не в состоянии существенно повлиять на цену товара. Совершенная конкуренция достигается при следующих условиях: наличие большого количества продавцов и покупателей отдельного товара, однородность товара с точки зрения покупателей, отсутствие входных барьеров для вступления в отрасль нового производителя, существование возможности для свободного выхода из отрасли. Входными барьерами могут быть: исключительное право заниматься данным видом деятельности; юридические барьеры (лицензирование экспорта и т.д.); экономические преимущества крупного производства, высокие расходы на рекламу; полная информированность всех участников рынка о ценах и их изменениях; рациональное поведение всех участников рынка, которые заботятся о собственных интересах. Совершенная конкуренция в современной практике встречается редко. Противоположностью рынка с совершенной конкуренцией является монополизированный рынок. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасли и чем меньше товаров-заменителей данного товара. Основными проявлениями монополизма на товарном рынке является вымывание «дешевого» ассортимента, навязывание потребителям производителями выгодных для себя условий поставок: объемов, сроков, создание искусственного дефицита производимой монополистами продукции. Таким образом, монополист формирует удобную и выгодную для себя структуру рынка, что разрушает, деформирует рыночные отношения, а прибыль, полученная монополистом, имеет инфляционный характер.
Проявлением монополизации является также ценовая дискриминация, когда предприятие-монополист продает одинаковые товары или услуги разным покупателям по разным ценам в зависимости от их платежеспособности. Ценовая дискриминация возникает, если предприятие-монополист контролирует производство и цены или может определить отдельные группы товаров с различным уровнем эластичности спроса от цены.
Однако, как совершенная конкуренция, так и чистая монополия являются крайними вариантами рыночных структур. Для современного рынка характерно синтез конкуренции и монополии в виде олигополии. Олигополия представляет собой такую рыночную структуру, когда в отдельно взятой отрасли экономики доминируют несколько крупных корпораций, которые конкурируют между собой. При этом существуют высокие входные барьеры в отрасль для других производителей. Таким образом, складывается ситуация, когда внешняя конкуренция практически отсутствует, но сохраняется в пределах самой олигополистичной структуры.
Характерными чертами олигополии являются: небольшое количество предприятий в отрасли. Чаще всего их количество не превышает десяти. В связи с этим выделяют «жесткую» (когда на рынке данного товара господствуют 2-3 крупных предприятия) и «расплывчатую» олигополии (когда на рынке господствуют 6-7 предприятий); наличие высоких входных барьеров в отрасль, что связано с экономией, которая возникает у крупных предприятий (это так называемый эффект масштаба), владением патентами, контролем за сырьевыми ресурсами, высокими расходами на рекламу; взаимозависимость, которая проявляется в том, что каждое предприятие (при условии их небольшого количества) обязано учитывать реакцию конкурентов при формировании своей экономической политики.
Именно поэтому государство ограничивает монополизацию, защищая конкуренцию. Для этого применяются различные антимонопольные меры, в том числе признание действий отдельных предприятий противозаконными в таких случаях: явная монополизация рынка, когда доля отельного производителя в общем объеме продаж превышает 35%; фиксирование цен; слияние предприятий,.
Конкуренция играет важную роль в становлении равновесия на товарном рынке. Конкурентная борьба вынуждает производителей искать пути снижения себестоимости своей продукции с целью максимизации прибыли и таким образом стимулирует внедрение ресурсосберегающих технологий, непрерывного научно-технического прогресса. Равновесие на товарном рынке достигается, когда совокупный спрос равен совокупному предложению (модель «АD-AS»),когда инвестиции равны сбережениям (модель «изъятия-инъекции»), когда совокупные расходы национальной экономики равны ВВП (модель «затраты-выпуск»). Макроэкономическая теория изучает построение этих моделей. Но для анализа национальной экономики важно обратить внимание на некоторые особенности достижения равновесия на товарном рынке.
Процесс формирования равновесия на рынке товаров может рассматриваться на разных уровнях, причем ему можно дать единую графическую интерпретацию - так называема «Модель Маршала» или «Крест Маршала» (см. рис. 1.1.)
Рис. 1.1 «Модель Маршала» или «Крест Маршала»
Равновесие рынка отдельного товара и динамики его параметров - цены, прибыли и объема товарной массы - представляет собой частичное равновесие (т.е. равновесие по отдельному товару). Общее равновесие рассматривается как совокупность частичных равновесных состояний на каждом рынке товаров.
Механизм установления частичного равновесия предопределяется действием факторов спроса и предложения. На макроэкономическом уровне установление равновесия происходит в результате совокупного спроса и совокупного предложения.
Как известно, существуют ценовые и неценовые факторы совокупного спроса. Остановимся на ценовых: эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортной закупки.
Анализируя эти эффекты, следует подчеркнуть, что эффект процентной ставки влияет на совокупный спрос через изменение прежде всего спроса на инвестиционные товары, для оплаты которых нужно брать деньги в кредит. Это изменяет спрос на инвестиции. Предприятия реагируют изменением объемов производства, источником расширения которого являются инвестиции. Например, уменьшение производства приводит к сокращению спроса на рабочую силу, растет безработица, уменьшаются доходы домашних хозяйств, что влияет на уменьшение потребительского спроса. Следовательно, эффект процентной ставки действует через инвестиционный спрос на потребительский, вместе они составляют большую долю совокупного спроса и поэтому обусловливают его смену. И наоборот, эффект богатства вызывает сначала изменение потребительского спроса домашних хозяйств, а значит, и изменение сбережений. Вследствие этого изменяется и инвестиционный спрос, а также весь совокупный спрос.
Анализируя макроэкономическое равновесие товарного рынка необходимо учитывать следующие методологические принципы (положения):
Предположим, что производитель, действующий на товарном рынке, расширяет производство и продажи. Тогда он неизбежно обращается к рынку средств производства, рынку рабочей силы, рынку денег и ценных бумаг. При этом он может рассчитывать только на то количество оборудования, материалов, рабочей силы, которое можно приобрести на соответствующих рынках.
В рамках микроэкономического анализа рынок рассматривался обособленно, т.е. исходя из предположения, что он не связан с другими рынками. Однако ясно, что предприниматель, действующий на микроуровне, одновременно является элементом всей рыночной системы, т.е. тем самым он вовлечен в макроэкономические процессы.
Во-вторых, для расширения производства товаров требуются инвестиции, получение которых возможно из различных источников (использование собственной прибыли, получение кредитов, эмиссия ценных бумаг).
На принятие решения об использовании прибыли или привлечении заемных средств влияет норма процента. Например, если ожидаемая предпринимателем норма прибыли по его проекту превышает норму банковского процента, то он будет заинтересован в осуществлении своих инвестиционных намерений. Аналогичные сопоставления проводятся и в случае с кредитованием и эмиссией ценных бумаг: чем выше норма процента (удорожание кредита и обслуживание обращения ценных бумаг), тем менее выгодными оказываются инвестиции.
В-третьих, по всем вариантам получения инвестиций логично сформулировать зависимость инвестиционного спроса от нормы процента I. При любых вариантах финансирования инвестиций действует правило: чем выше норма процента, тем ниже инвестиционный спрос, и наоборот. Данная зависимость изображается как кривая инвестиционного спроса. (См. рис. 1.2.)
Рис. 1.2. Кривая инвестиционного спроса
Указанная зависимость действует как тенденция. Конечно, возможны случаи, когда инвестиционный спрос слабо зависит от изменения ставки процента. Например, если открылась перспектива освоения нового рынка с непредсказуемыми границами спроса, то предприниматель рискнет вложить туда капитал, несмотря на условия предоставления кредита. Он даже может нести убытки, надеясь в будущем компенсировать их доходами. Однако эти отдельные случаи редки и не отменяют отмеченной закономерности.
В-четвертых, для установления равновесия на товарных рынках (AD=AS) необходимо, чтобы инвестиционный спрос, предъявляемый предпринимателями, был бы в полном объеме удовлетворен предполагаемыми сбережениями: I(i)=S(Y).
Здесь следует напомнить, что инвестиционный спрос предполагает продолжение сбережений, которые могут стать инвестициями. Спрос на инвестиции предлагают предприниматели, а сбережения предлагают домашние хозяйства, которые руководствуются разными мотивами. Производители, формируя инвестиционный спрос, ориентируются на ожидаемые доходы в будущем. Владельцы денежных доходов, исходя из их величины в настоящем, распределяют свои средства на текущее потребление и сбережение, ориентируясь на текущие цены, норму процента и т.д. В итоге сбережения и инвестиции могут не совпадать.
Таким образом, чтобы рынки потребительских и инвестиционных товаров, а также рабочей силы одновременно находились в равновесии, необходимо соблюдение четырех условий:
1. Объем производства потребительских товаров и услуг должен быть равен сумме расходов населения и государства на потребительские товары и услуги. Помимо равенства в денежном выражении должно соблюдаться равенство потребностей и производства по каждой значимой группе товаров (пищи, одежды, обуви, тепла, света, услуг связи и т.п.) в натуральной форме.
2. Сумма средств, инвестируемых предприятиями и государством, должна быть равна сумме сбережений. При этом одновременно должно соблюдаться равенство производства инвестиционных товаров и потребностей в них в натуральной форме.
3. Объем экспорта должен быть равен расходам на его покупку иностранцами, а объем импорта - расходам на его приобретение потребителями и инвесторами своей страны. В случае равенства суммы экспорта и импорта чистый экспорт равен нулю.
4. Число людей, предъявляющих к продаже свою рабочую силу, должно быть равно числу рабочих мест. При этом стоимость необходимого продукта, потребляемого наемными работниками, должна быть равна фонду их заработной платы за исключением налогов.