Равновесие на товарном рынке.
Равновесие на товарном рынке.
Рынок товаров находится в состоянии равновесия, если при действующем уровне цен величина предполагаемого выпуска продукции (Y) равна величине совокупного спроса.
Для того чтобы графически показать равновесие на товарном рынке, необходимо наряду с графическим изображением совокупного спроса (кривая AD) построить график совокупного предложения (AS) в тех же координатах. На рисунке 9.6 график совокупного предложения (AS) представляет собой кривую, показывающую общий объём производства отечественных товаров и услуг (ЧНП = Y), предлагаемых производителями при различных уровнях совокупного спроса. Кривая ASстроится из начала координат под углом в 450. По достижении потенциального уровня выпуска (Y*) кривая AS превращается в вертикаль.
Рис. 9.6
Механизм приведения к равновесию.
AD AS
AD = С + I
е А
В
I
450
Y2 Ye Y1 Y* Y
Уровень цен=const.
Равновесный уровень выпуска (Ye) – это такой объём производства, при котором величина совокупного спроса AD равна выпуску продукции Y.
На рисунке 9.6 представлен механизм приведения к равновесию.В точке А величина совокупного спроса меньше уровня выпуска (AD < Y1). Это значит, что производится больше продукции, чем могут выкупить потребители и фирмы (при данном уровне цен). У производителей начинают расти товарно-материальные запасы по сравнению с запланированным уровнем, что послужит для них сигналом к сокращению производства (стрелка, направленная влево).
В точке В величина совокупного спроса больше уровня выпуска (AD > Y2), следовательно, производители отметят сокращение товарных запасов по сравнению с запланированным уровнем, что послужит сигналом для увеличения производства (стрелка, направленная вправо).
В точке е величина совокупного спроса в точности равна уровню выпуска (AD = Yе), следовательно, запасы производителей находятся на запланированном уровне, и они не будут ни сокращать, ни наращивать объем выпуска. Это и есть точка равновесия на товарном рынке, а Yе – равновесный уровень выпуска.
Колебания в уровнях дохода (выпуска), а не колебания уровня цен приводят экономику в равновесие, которое возможно при любом уровне доходов. В этом суть кейнсианского механизма приведения к равновесию.
Теперь мы можем выяснить, от каких факторов зависит равновесный уровень выпуска (доходов).
В точке е: Y = C + I,
Y = MPC * Y + I,
Y = I * = I *
1. При прочих равных условиях равновесный уровень доходов (выпуска) определяется уровнем чистых планируемых инвестиций: чем выше уровень I, тем выше равновесный уровень выпуска (доходов).
2. Если задан уровень инвестиций, то равновесный уровень доходов (выпуска) определяется величиной МРС: чем больше MPC, тем выше равновесный уровень выпуска (доходов).
Потребление и сбережения в кейнсианской модели
То при росте располагаемого дохода увеличивается и потребление, и сбережения. Поэтому в экономике существуют определенные поведенческие коэффициенты, которые Кейнс назвал «предельной склонностью к потреблению» и «предельной склонностью к сбережению».
Предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume - mpc) - это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) потребление при росте (сокращении) дохода на единицу:
, очевидно, что 0< mpc<1.
Предельная склонность к сбережению (marginal propensity to save - mps) - это коэффициент, который показывает, на сколько увеличатся (уменьшатся) сбережения при росте (сокращении) дохода на единицу:
(0< mps<1)
Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1:
Автономным потреблением - С
Таким образом, кейнсианская функция потребления имеет вид:
На рис.9.1.(а) представлен график функции потребления Кейнса:
Тангенс угла наклона функции потребления равен предельной склонности к потреблению, которая в краткосрочном периоде является постоянной величиной и определяется национальными особен-ностями страны. Чем больше mpc, тем наклон функции потребления больше (кривая более крутая). Сдвиг кривой может быть обусловлен изменением величины автономного потребления (С), при увеличении которого кривая сдвигается вверх.
Функция сбережений Кейнса имеет вид:
В кейнсианской модели сбережения (как и потребление) являются функцией только располагаемого текущего дохода и не зависят, например, от ставки процента
График функции сбережений представлен на рис.9.1.(б). Тангенс угла наклона функции сбережений равен предельной склонности к сбережению. Чем больше mps, тем наклон функции сбережений больше (кривая более крутая). Сдвиг кривой происходит при изменении величины автономного потребления (С), при увеличении которого кривая сдвигается вниз.
из функции потребления Кейнса следовало, что по мере роста дохода доля потребления в доходе падает, а доля сбережений в доходе - растет. Долю потребления в доходе (т.е. отношение величины потребления к величине дохода) Кейнс назвал средней склонностью к потреблению (average propensity to consume - apc), а долю сбережений в доходе (т.е. отношение величины сбережений к величине дохода) - средней склонностью к сбережению (average propensity to save - aps): (0< apc < 1); (0< aps < 1)
Поскольку mpc в потребительской функции Кейнса - величина постоянная, а аpc по мере роста дохода падает, то соотношение mpc и apc в потребительской функции Кейнса графически можно представить следующим образом:Эмпирические данные подтвердили зависимость, выведенную Кейнсом. Обработка бюджетных обследований семей показала, что семьи с большим доходом потребляли больше и сберегали большую часть дохода, чем семьи с меньшим доходом. Исследование коротких временных рядов (2-5 лет) также подтверждало гипотезы Кейнса и в те годы, и в современных условиях.
Так, например, функция потребления
для США имела вид: | C = 47.6+0.73Yd | |
для Германии 1985-1990 гг.: | С = 280 + 0.63 Y | |
а для России 1992-1995 гг. (в постоянных ценах): | С = 0.66 + 0.6735 Y | |
Однако в 1946 г. вышла книга основоположника системы национальных счетов Саймона Кузнеца “Национальный продукт с 1869 года”, в которой автор показывает, что фактические данные по США за более продолжительный период времени (т.е. анализ длинных временных рядов - у Кузнеца с 1869 г. по 1930 г.) не подтверждают вывод Кейнса о падении средней склонности к потреблению по мере роста дохода, т.е. противоречат “основному психологическому закону”. Оказалось, что в долгосрочном периоде предельная склонность к потреблению и средняя склонность к потреблению равны: mpc LR = apc (по данным Кузнеца ), и средняя склонность к потреблению (доля потребления в доходе) есть величина постоянная (apc = const). Это означает, что mpc в краткосрочном периоде и mpc в долгосрочном периоде, равная apc, отличаются по величине. И существуют две функции потребления: краткосрочная и долгосрочная. При этом долгосрочная кривая потребления более крутая, чем краткосрочная (mpc LR > mpc SR).
Этот феномен получил в экономической литературе название «загадки Кузнеца». Действительно, если исходить из гипотезы Кейнса о падении apc с ростом дохода, то можно прийти к выводу, что в долгосрочном периоде потребление стремится к нулю и неизбежен кризис перепроизводства. В соответствии с теорией потребления Кейнса получалось, что экономика США после войны должна была впасть в состояние глубокой депрессии. Однако этого не произошло. И этому требовались теоретические объяснения.
Объяснению «загадки Кузнеца» были посвящены дальнейшие исследования функции потребления. Их основу составил учет фактора времени. Наибольшего успеха добились американские экономисты, будущие лауреаты Нобелевской премии Ф.Модильяни, создавший теорию жизненного цикл, и М.Фридман, разработавший концепцию постоянного (перманентного) дохода. Обе концепции базируются на теории межвременного выбора известного американского экономиста И.Фишера, в которой потребительское поведение анализируется с позиций микроэкономического анализа.
Парадокс сбережений
Из простой кейнсианской модели следовало, что для роста экономики необходимо увеличивать совокупные расходы, которые являются инъекциями, и обусловливают рост совокупного дохода, к тому же с эффектом мультипликатора. А все изъятия из потока расходов мультиплика-тивно сокращают сово-купный доход, приводя экономику к рецессии и даже депрессии. Отсюда следовал парадоксальный вывод: чем больше эконо-мика сберегает (накапли-вает), тем беднее она становится. (Парадокс состоит в том, что если человек увеличивает свои сбережения, то он стано-вится богаче, а экономика при увеличении сбережений становится беднее).
Поскольку в кейнсианской модели сбережения положительно зависят от уровня дохода, а инвестиции - величина автономная, то кривая сбережений имеет положительный наклон, а кривая инвестиций - горизонтальна (рис.9.12.(а)). Рост сбережений ведет к сдвигу кривой сбережений влево-вверх от S1 до S2. Если величина инвестиций не меняется, то рост сбережений ведет к сокращению совокупного дохода (выпуска) от Y1 до Y2. Таким образом, в результате роста сбережений происходит ухудшение экономической ситуации.
Простая кейнсианская модель позволяет показать выход из рецессии. Такой мерой должно стать активное вмешательство государства в экономику. Не случайно меры, предлагаемые кейнсианцами, получили название политики государственного активизма. Кейнс и его последователи предлагали использовать для стабилизации экономики фискальную политику, и в первую очередь, такой ее инструмент как изменение величины государственных расходов, поскольку это позволяет непосредственно, а, следовательно, в максимальной степени воздействовать на совокупный спрос и с мультипликативным эффектом на совокупный выпуск и доход.
Модель мультипликатора
Модель мультипликатора представляет собой комплексную систему как минимум четырех интердепедентных рынков - рынка товаров, рынка труда, денежного рынка, рынка капитала, и является орудием анализа последствий реальных нарушений, происходящих на рынке товаров.
Модель мультипликатора (ММП), например, даёт ответ на вопрос: К каким последствиям относительно дохода, производства, занятости в народном хозяйстве привело бы повышение государственного спроса?
С помощью модели мультипликатора становится очевидным тот факт, что степень изменения общеэкономических величин во много раз превосходит степень самого внешнего импульса (далее - экзогенного импульса), ставшего причиной этих изменений. С помощью мультипликатора можно установить величину, отражающую размах реакции Предприятий и Домхозов на экзогенный импульс. Кроме того, модель мультипликатора очерчивает круг условий и реакций, на основе которых проявляется эффект мультипликатора.
III.2.1. Общие условия
В модели мультипликатора рассматривается исключительно национальная экономика закрытого типа (внешний мир опускается).
На рынке труда существует определённая заработная плата W, на рынке товаров - определённая цена на товары P.
Они в пределах модели и рассматриваемого пространства времени константны.
Временной период следует понимать чисто коцептуально - он не имеет ни чего общего с обыденными представлениями о времени (ср. календарный год и т.п.).
Изменения в пределах системы анализируются компаративно статистическим методом, т.е. первоначальное равновесие системы сопоставляется с изменённым равновесием, причиной изменения которому послужило внешнее (экзогенное) воздействие на эту систему. В этом случае рссматриваются изменения в пределах известных внутренних (эндогенных) величин.
Величины P и W известны всем участникам рынка.
IV.4.Результат модели
В этом разделе рассматриваются нарушения только экзогенного характера. Им соответсвует dg (>0), при этом:
dy = 1/(1 - cy ) x dg.
Отсюда:
а). Доходы (ср. IV.3.2.) достигают величины, соответствующей величине многократного увеличения dg. Это кратное и есть так называемый мультипликатор.
Мультипликатор тем выше, чем выше (соотв. ниже) маржинальная готовность потребления (соотв. сбережения).
б).Сбережения увеличиваются наряду с доходами на величину dg.
Внимание! Сбережения не являются предпосылкой, или условием dg (или dja), дополнительное сбережение (ds) образуется на основе дополнительного дохода и соответствует в условиях нового равновесия дополнительному экзогенному спросу (dg = ds).
в). Имеющееся количество ценных бумаг/облигаций увеличивается на число dg.
Внимание! Условие, что PK = P, остаётся неизменным.
г). Занятость увеличивается в зависимости от dy в соответствии с эластичностью доходов занятости E(N,y)
E(N,y) = Ny x (y/N) = (dN/dy) x (y/N).
Эластичность доходов занятости показывает на сколько процентов увеличивается занятость (dN/N) при увеличении производства соответственно реального дохода на 1% (dy/y = 1).
Эластичность занятости в 0,3 означает таким образом, что при увеличении дохода на 2 % занятость увеличивается на 0,6%. Данный вывод является основным положением так называемого закона Оукена (Okun`s Law).
Формула изменения занятости:
dN = (N/y) E(N,y) dy.
Изменение занятости определяется с помощью параметров изменения доходов и (краткосрочно) заданной величины эластичности доходов E(N,y), а также среднего коэффциента труда (N/y).Внимание!
1. Реальная ставка заработной платы ниже производительности труда. Производители заинтересованы в удовлетворении дополнительного спроса, так как с каждой дополнительно произведённой единицы продукции, с каждой дополнительной рабочей силой увеличивается прибыль предприятия. Эта прибыль достижима только в том случае, если на рынке имеется спрос на товары, а уровень безработицы зависит от общего спроса на товары соответственно от конъюктуры на рынке.
2. В случае соответствия реальной ставки заработной платы производительности труда увеличение дополнительного спроса со стороны государства не привело бы к дополнительному росту производства и увеличению занятости. Это обстоятельство объясняется тем, что государственный спрос "оттесняет" как бы частный спрос (crowding - out).
Ситуация изменилась бы в том случае, если в следствие dg поднялись бы цены, что в свою очередь привело бы к уменьшению реальной ставки заработной платы (соотв.. к уменьшению маржинальных издержек на заработную плату). Отсюда у производителей появился бы интерес к получению прибыли, что опять таки привело бы к увеличению производства и дополнительному спросу на рабочую силу.
IV.3.1. Рынок труда
dN = Ny dy; Ny = dN / dy
Заданная величина основного капитала равна 0 (dK = 0).
Изменения занятости вызваны изменениями производства (dy) и величиной маржинального трудового показателя (далее коэффициента). Маржинальный трудовой коэффициент показывает прирост занятости, возникающий при увеличении производства на одну единицу. Однако величина коэффициента зависит также от используемой на производстве технологии, на основании чего эта величина носит краткосрочный характер.
Обратной величиной маржинального трудового коэффициента является маржинальная производительность труда.
IV.3.2. Рынок товаров
Изменения доходов и соответсвенно производства на рынке определяются в условиях заданных цен.
Как правило, в этом случае в поле зрения находятся шоковые явления, потрясшие рынок.
dy = dc + dja + dg
Bzw.
dy = cydy + dja + dg
Bzw.
dy = [1/(1-cy] x [dja + dg]
Третье уравнение, сокращённое на dy, показывает последствия, например, экзогенного изменения автономной инвестиции и государственного спроса.
Это уравнение создаёт ядро модели мультипликатора, отталкиваясь от которого раскрываются изменения остальных „эндогенных“ величин. Так, например, изменение потребления отражается следующей формулой:
dc = d co + (cy dy) + y d(cy),
а при константном с0и неизменённой маржинальной готовности потребления:
dc = cy = [cy / (1 - cy)] x [dja + dg] = [cy / sy] x [dja + dg]
ds = dy - dc = dja + dg
IV.3.4. Денежный рынок
Центральный банк занимается регулированием денежной массы:
dM = dL = P ly dy.
Изменение денежной массы происходит вследствие изменения доходов и зависимости доходов от реального спроса на деньги. Это изменение показывает на сколько увеличивается спрос на деньги при увеличении доходов на единицу.
Величина денежной массы, отражающая зависимость от дохода, как и P задана
K задан
NA задано
На рынке труда постоянный избыток рабочей силы. Это значит, что предложение труда всегда на порядок выше спроса на рабочую силу. Предложение труда является на рынке стороной с ограниченными возможностями, т.е. так называемой „слабой стороной“, она определяет общее количество имеющихся на рынке рабочих часов.
Это состояние неравновесия (и соответсвующая ему величина) не имеет обратного воздействия на другие рынки (условное допущение).
Величина занятости N определяется при заданной величине капитала рекурсивно уровнем производства и, соответсвенно, уровнем реального дохода.
Виды мультипликаторов.
1. Мультипликатор автономных налогов
Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что налоги взимаются только с домохозяйств, т.е. оказывают влияние на величину потребительских расходов, то с включением в наш анализ налогов меняется функция потребления, принимая вид С С mрc Y Т. Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода. РД ЛД Т. Рост налогов сокращает располагаемый доход, а сокращение налогов - увеличивает располагаемый доход. Если, например, налоги сокращаются на 100, то располагаемый доход увеличивается на 100. Но располагаемый доход делится на потребление С и сбережения S. Если мрc 0.8, то при увеличении располагаемого дохода на 100 потребление увеличивается на 80 100 х 0.8 80, а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5 11 0.8 10.2 5, то прирост совокупного дохода в результате изменения налогов на 100 составит 400 Y С х 11- мрc 80 х 5 400, а не 500, как в случае изменения государственных закупок на те же 100, т.е. мультипликативный эффект меньше. Т.е. мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени первым членом геометрической прогрессии будет не 100, а 80.
Определим теперь величину мультипликатора налогов. Налоги действуют на совокупный спрос через изменение потребительских расходов. Поскольку 1при этом а то 2Подставив формулу 2 в формулу 1 и несколько перегруппировав, получим 3
Величина и есть мультипликатор налогов. А поскольку 1 mрc есть не что иное, как mрs предельная склонность к сбережению, то мультипликатор налогов можно записать и как -mрc mрs. В нашем примере он равен - 4 - 0.8 1 - 0.8 - 0.8 0.2 - 4. Мультипликатор налогов это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится сократится совокупный доход при сокращении увеличении налогов на единицу.
Выведем мультипликатор автономных налогов алгебраически. Подставим функцию потребления в функцию национального дохода Y С I G, получим Y С mрc Y Т I G, откуда . Если обозначить мультипликатор автономных налогов КТ, то и, следовательно Y КТ Т 4 Следует обратить внимание на 2 момента 1 мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное.
Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов к росту совокупного дохода. В нашем примере сокращение налогов на 100 DТ - 100 привело к увеличению совокупного дохода на 400 DY - mрc 1 mрc х DТ - 0.81 0.2 х 100 - 4 х -100 400 2 по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора автономных расходов. Итак, мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок
очевидно, что mрc 1- mрc 1 1 - mрc, поскольку изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно они включены в формулу совокупного спроса, а изменение налогов воздействует косвенно через изменение потребительских расходов. Например, если при mрс 0.8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100, то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500 DY DG х 11 mрс 100 х 5 500, а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 DY DТ х -mрс 1 mрс 100 х - 4 400. Т.е. в результате совокупный доход выпуск увеличился на 100.
2. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что равные приросты правительственных расходов и налогов вызывают увеличение объема равновесного ЧНП на величину их прироста. Например, увеличение G и T на 20 млрд. долл. вызывает прирост ЧНП на 20 млрд. долл. В то же время изменения правительственных расходов имеют более сильное воздействие на совокупные расходы, чем изменения величины налогов такого же масштаба. Правительственные расходы имеют прямое воздействие на совокупные расходы. Изменение же налогов косвенно воздействует на совокупные расходы, за счет изменения дохода после уплаты
налогов и через изменения потребления. Основа так называемого мультипликатора сбалансированного бюджета раскрывается на рис. 1 . Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Одинаковое увеличение налогов и государственных расходов вызовет прирост ЧНП на величину, равную приросту объема государственных налогов и расходов. При предельной склонности к потреблению MPC, равной 34, увеличение налогов на 20 млрд. долл. вызовет
снижение дохода после уплаты налогов млрд. долл. и сокращение потребительских расходов на 15 млрд. долл. поскольку мультипликатор сократится на 60 млрд. долл. прирост государственных расходов на 20 млрд. долл однако, вызовет более чем уравновешивающее увеличение ЧНП на 80 млрд. долл. Следовательно, чистый прирост ЧНП составит 20 млрд. долл что равно величине прироста правительственных расходов и налогов. Чистый прирост ЧНП 20 млрд. долл. рис. 1. мультипликатор сбалансированного бюджета Мультипликатор сбалансированного бюджета действует вне зависимости от величины предельных склонностей к потреблению и сбережению.
.3. Мультипликатор трансфертов
Трансферты представляет собой платежи, которые делает государство не в обмен на товары и услуги. Государство выплачивает трансферты а домохозяйствам и б фирмам Государственные трансфертные платежи домохозяйствам включают в себя различного вида социальные выплаты пособия по безработице, пособия по бедности, пособия по нетрудоспособности, пенсии, стипендии и т.п. Государственные трансфертные платежи фирмам это субсидии. Трансферты являются автономной величиной, поскольку их размер определяется государством, т.е. является параметром управления. Трансферты можно рассматривать как антиналоги, т.е. их воздействие на экономику аналогично воздействию автономных налогов, но трансферты действуют в противоположном направлении. Так, если рост налогов сокращает совокупный спрос, то рост трансфертов его увеличивает. И наоборот. Трансферты, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения. И так же как и налоги, трансферты в кейнсианской модели обладают мультипликативным эффектом изменения национального дохода совокупного выпуска. Чтобы вывести формулу мультипликатора трансфертов, вспомним, что изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода DТr DРД Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению . А изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход .5 Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна mрс 1 mрс или mрс mрs.величины предельных склонностей к потреблению и сбережению.
Мультипликатор трансфертов это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается уменьшается совокупный доход при увеличении уменьшении трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы потребительские, инвестиционные и государственные
закупки прямое. Алгебраический вывод формулы мультипликатора трансфертов. Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что трансферты получают только домохозяйства, то изменение трансфертов действует на потребительскую функцию, которая с учетом трансфертов выглядит следующим образом C C mpc Y T Tr 6 Y C I G Подставим потребительскую функцию в уравнение совокупного дохода выпуска, затем перегруппируем и в результате получим 7 8 9 .Таким образом, мультипликатор трансфертов равен 10 . Заметим, что мультипликатор трансфертов 1 по абсолютной величине совпадает с мультипликатором автономных налогов, но имеет противоположный знак 2 меньше мультипликатора автономных расходов. Любое изменение автономных т.е. не зависящих от уровня дохода переменных потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных закупок, налогов, трансфертов ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных планируемых расходов и не меняет ее наклон. Единственная величина, которая влияет на величину мультипликаторов всех этих видов расходов предельная склонность к потреблению. Чем она больше, тем величина мультипликатора больше. Кроме того, именно предельная склонность к потреблению определяет наклон кривой совокупных планируемых расходов. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем кривая более крутая.
4 Мультипликатор внешней торговли.
С ростом экспорта национальный доход увеличивается, даже если и не произойдет каких-либо изменений в уровне цен. Часть этого возросшего дохода люди захотят использовать для приобретения большего количества импортных товаров. Таким образом, благодаря увеличению национального дохода расширение экспорта в определнных пределах непосредственно вызывает увеличение импорта независимо от того, изменились цены или нет.Но если детально проанализируем действия мультипликатора внешней торговли при возросшем национальном доходе, то увидим, что производное приращение импорта не равно первоначальному увеличению экспорта, а составляет только его часть. Перейдм к анализу действия мультипликатора внешней торговли. Увеличение экспорта, подобно росту внутренних инвестиций, приведт к росту дохода в зависимости от величины мультипликатора. Предположим, что новые экспортные заказы на сумму 1 млрд. долл размещенные среди станкостроительных заводов Великобритании, приведут к увеличению доходов тоже на 1 млрд. долл. Затем рабочие и предприниматели, возможно, израсходуют 23 своих новых доходов на потребительские товары, произведенные в Калифорнии в свою очередь, 23 этого дополнительного дохода также будут израсходованы. Процесс этот прекратится только после того, как итог составит 3 млрд. долл т.е. 311-23, или будет равен 2 млрд. долл. последующих потребительских расходов плюс 1 млрд. долл. первичных расходов. Международная торговля не только вводит в процесс действия мультипликатора экспорта она влечет за собой еще одно важное последствие. Предположим, рост дохода увеличит импорт, скажем, на 112 с каждого добавочного доллара это означает, что увеличение импорта, подобно росту сбережений, приведет к затуханию процесса мультипликатора, а следовательно, прекращению роста дохода. Импорт действует как утечка, точно также, как предельная склонность к сбережению.Если применить анализ мультипликатора внешней торговли к небольшому городу или малой стране, то можно обнаружить, что воздействие мультипликатора в этом районе почти незаметно, поскольку происходит утечка большей части дополнительных доходов в другие районы. Вводя в анализ мультипликатора внешнюю торговлю, экономисты заявляют, что в течении короткого отрезка времени за увеличением экспорта не обязательно должно последовать увеличение импорта, и по этому увеличение объема или же стоимости экспорта породит доходы, не увеличивая в тоже время количества наличных товаров, и тем самым положит начало повышательному колебанию. Это утверждение означает, что рост экспорта оказывает стимулирующее влияние только в том случае, если он приводит к превышению экспорта над импортом или если этот рост не сводится сразу на нет равным увеличением импорта. Далее проводится различие между тем, что называется автономными и результативными изменениями в импорте. Различие это немаловажно. Результативные изменения в импорте- это те изменения, которые вызываются предшествующими изменениями в доходах. Автономные изменения- это изменения, вызываемые другими факторами, например, таможенными тарифами и иными охранительными мероприятиями, обесценением валюты, изменениями в потребительском спросе. Концепции мультипликатора внешней торговли и предельной склонности к импорту не являются новыми, так как идеи, лежащие в их основе, можно проследить в истории экономической мысли прошлого. Она была выдвинута Кейнсом. Однако в основе ее лежит старая идея. Увеличение импорта, вызванное ростом доходов, является неотъемлемой частью классической модели международной торговли. Дальнейшее нововведение состоит в основном в допущении довольно постоянного соотношения между изменениями в доходах и в импорте. Традиционная теория не пытается установить наличие устойчивого соотношения, но утверждает, что пропорция, в которой изменения в доходах вызывают изменения в импорте, зависит от многих других факторов, в том числе и от объема занятости в стране, и что поэтому вопрос о том, на какой фазе цикла это происходит, имеет важное значение. Если достигнут большой объем занятости близкий к высшей точке цикла, то рост доходов приведет к более резкому увеличению импорта, нежели в том случае, когда имеет место сильный застой и безработица. Таким образом, новые теории международной торговли пытаются анализировать в конкретном плане следствия, переходя от одного состояния равновесия к другому, тогда как традиционные теории занимались больше описанием состояний равновесия и были склонны преуменьшать переходные процессы.
5 Сущность и механизм банковского мультипликатора
При существовании двухуровневой банковской системы механизм эмиссии действует на основе банковского кредитного, депозитного мультипликатора. Банковский мультипликатор представляет собой процесс увеличения мультипликации денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому. Банковский, кредитный и депозитный мультипликаторы характеризуют механизм мультипликации с разных позиций. Банковский мультипликатор характеризует процесс мультипликации с позиции субъектов мультипликации. Здесь дается ответ на вопрос кто мультиплицирует деньги Такой процесс осуществляется коммерческими банками. Один коммерческий банк не может мультиплицировать деньги, их мультиплицирует система коммерческих банков.Кредитный мультипликатор раскрывает двигатель процесса мультипликации, то, что мультипликация может осуществляться только в результате кредитования хозяйства. Депозитный мультипликатор отражает объект мультипликации деньги на депозитных счетах коммерческих банков именно они увеличивают в процессе мультипликации. Как же действует механизм банковского мультипликатора Этот механизм может существовать только в условиях двухуровневой и более банковских уровень центральный банк управляет этим механизмом, второй уровень коммерческий банк заставляет его действовать, причем действовать автоматически независимо от желания специалистов отдельных банков. Механизм банковского мультипликатора непосредственно связан со свободным резервом. Свободный резерв представляет собой совокупность ресурсов коммерческих банков, которые в данный момент времени могут быть использованы для активных банковских операций. систем, причем уровень центральный банк управляет этим механизмом, второй уровень коммерческий банк заставляет его действовать, причем действовать автоматически независимо от желания специалистов отдельных банков. Механизм банковского мультипликатора непосредственно связан со свободным резервом. Свободный резерв представляет собой совокупность ресурсов коммерческих банков, которые в данный момент времени могут быть использованы для активных банковских операций. Свободный резерв системы коммерческих банков складывается из свободных резервов отдельных коммерческих банков, поэтому от увеличения или уменьшения свободных резервов отдельных банков общая величина свободного резерва всей системы коммерческих банков не изменяется. Величина свободного резерва отдельного коммерческого банка 11 где - капитал коммерческого банка - привлеченные ресурсы коммерческого банка средства на депозитных счетах - централизованный кредит, предоставленный коммерческому банку центральным банком - межбанковский кредит - отчисления в централизованный резерв, находящийся в распоряжении центрального банка - ресурсы, которые на данный момент уже вложены в активные операции коммерческого банка.Поскольку процесс мультипликации непрерывен, коэффициент мультипликации рассчитывается за определенный период времени год и характеризует, насколько за этот период времени увеличилась денежная масса в обороте. Банковский мультипликатор действует независимо от того, предоставлены кредиты коммерческим банкам или они предоставлены федеральному правительству. Деньги в этом случае поступят на бюджетные счета в коммерческих банках, а они тоже относятся к привлеченным ресурсам ПР, поэтому свободный резерв коммерческих банков, где находятся эти счета, увеличиться и включиться механизм банковского мультипликатора. Механизм банковского мультипликатора заработает не только от предоставления централизованных кредитов. Он может быть задействован и в том случаи, когда центральный банк покупает у коммерческих банков ценные бумаги или валюту. В результате этого уменьшаются ресурсы банков, вложенные в активные операции, и увеличиваются свободные резервы этих банков, используемые для кредитных операций, т.е. включается механизм банковской мультипликации. Включить этот механизм центральный банк может и тогда, когда он уменьшает норму отчислений в централизованный резерв. В этом случаи также увеличивается свободный резерв системы коммерческих банков, что при прочих равных условиях приведет к росту кредитования и включению банковского мультипликатора. Управление механизмом банковского мультипликатора, следовательно, эмиссией безналичных денег осуществляется исключительно центральным банком, в то время как эмиссия производится системой коммерческих банков. Центральный банк, управляя механизмом банковского мультипликатора, расширяет или сужает эмиссионные возможности коммерческих банков, тем самым выполняя одну из основных своих функций функцию денежно-кредитного регулирования.
Кривая Фил