Монополистическая конкуренция: понятие, распространение, эффективность функционирования.
Монополистическая конкуренция самый значительный сегмент рынка представлен достаточно большим числом мелких и средних производителей, которые действуют самостоятельно, не вступая в сговоры и тайны союзников.
Продукция дифференцирована, т.е. на рынке представлена различными вариантами и модификациями. Важнейшей особенностью этого рынка является дифференциальный продукт и возможен по различным параметрам: качество продукта, уровень услуг, размещение магазина, бензозаправочные станции, стимулирование сбыта путем использования рекламы, упаковки, торговых знаков, торговых марок.
Фирма самостоятельно определяет цену производства, стремясь поднять ее на максимально высокий уровень. Возможности повышения цены ограничены, т.к. на рынке много товаров заменителей.
Рыночный механизм монополистической конкуренции в целом менее эффективен, чем при совершенной конкуренции, здесь наблюдается недогрузка производительных мощностей, т.к. при существующей мощности производится меньший объем продуктов и услуг, отсюда высокие цены.
Важнейшим положительным моментом является разнообразие товаров и услуг – выбор потребителя.
20. Олигополия(от др.-греч. малочисленный, и продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.
Свойства олигополии
Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов
Очень высокие барьеры для вступления в отрасль
Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию
Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора
Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов
Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке
В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.
Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и не схожими (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Например, если какая-то сталелитейная компания снизит цены на 10%, то покупатели быстро переключатся на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа или объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придется возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.
21. Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции.
В рамках антимонопольной политики можно выделить два основных направления: демонополизацию и регулирование деятельности предпринимательских монополий. Политика демонополизации направлена на снижение степени монополизации рынка. Ее эффективное проведение в рамках переходной экономики предполагает, во-первых, разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ограничению конкуренции. Во-вторых, проведение деконцентрации (разукрупнения) сложившихся предпринимательских монополий. Высокий уровень концентрации и специализации производства перестает быть экономически оправданным. В-третьих, содействие конкуренции в монополизированных отраслях. Средствами осуществления такой политики являются налоговые и таможенные преференции, льготное кредитование предприятий.
Объектом регулирования является:
1. деятельность естественных монополий;
2. деятельность предпринимательских монополий;
3. ценовое регулирование по продукции предприятий монополистов.
Цели антимонопольной деятельности:
1) насыщение рынка товарами и услугами ликвидация дефицита;
2) развитие конкуренции и пресечение недобросовестной конкуренции и тем самым формирование рыночных отношений;
3) ограничение и пресечение деятельности сложившихся монополий и недопущение образования новых;
4) борьба с нарушениями закона, препятствующими развитию нормального рынка, в том числе с коррупцией;
5) поддержка новых, и прежде всего негосударственных экономических структур;
6) защита прав потребителей.