Производителя и потребителя государственном уровне;международном.
Исходя из этого, в экономической науке выделяют три направления:
Микроэкономика, макроэкономика мировая экономика.
Микроэкономика исследует поведение отдельных производителей и потребителей, в центре её анализа производственные и потребительские доходы и издержки, механизмы функционирования фирм, ценообразование, мотивация труда.
Макроэкономика занимается исследованием хозяйствования на уровне национальной экономики, объектом её изучения выступает национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, безработица и другие общие проблемы
.Мировая экономика исследует важнейшие формы международных экономических отношений, принципы их функционёирования и регулирования. Это проблемы мировой торговли, валютной и кредитной систем, миграции капиталов, рабочей силы, международную экономическую интеграцию, экономические аспекты решения глобальных проблем цивилизации.
Все проводимые экономические исследования могут преследовать различные цели, исходя из этих целей выделяют ряд функций экономической науки:
Познавательную прогностическую практическую геологическую
Познавательная функция состоит в том, что всестороннее изучение экономических явлений позволяет открыть законы, по которым развиваются национальное хозяйство, осуществляют свою деятельность отдельные производители и потребители. Прогностическая функция означает научное предвидение хода научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Практическая функция означает разработку научных основ экономического управления национальным хозяйством, поиск наиболее эффективных форм и методов использования объективных экономических законов. Геологическая функция состоит в формировании у граждан соответствующего мировоззрения.
На основе экономической теории в государстве формируется экономическая политика, как система мер и способов практической реализации цели и социально-экономических задач, стоящих перед обществом, среди этих целей можно выделить следующие:
Экономический рост, низкий уровень безработицы и инфляции, рост благосостояния населения.
Основные экономические понятия: потребности, экономические блага, ограниченность (редкость) ресурсов. Три основные задачи экономики: что, как, для кого производить?
Целью функционирования экономики является удовлетворение экономических потребностей человека в товарах и услугах. Потребность-это способность приобретать или использовать блага,которые несут в себе определенного рода полезность.Потребности подразделяются на:♦ текущие;♦ длительного пользования;♦ предметы первой необходимости;♦ предметы роскоши.
Удовлетворение потребностей - это стимул к дальнейшему развитию производства, а это порождает новые запросы.Благо –это средства с помощью которых удовлетворяются потребности.Одни блага имеются в неограниченном кол-ве,другие блага в ограниченном кол-ве(экономич.блага).Также восполняемые,невосполняемые.В ходе развития общества, с появлением новых изделий, новых желаний и стремлений, потребности изменяются в сторону умножения и усложнения. В связи с этим экономическая наука сформулировала Закон возвышения потребностей. Суть его заключается в том, что в ходе прогрессивного развития общества происходит естественный рост численности населения, требующий общего увеличения массы создаваемых благ, в том числе и на душу населения. При этом повышение потребностей опережает возможности производства и не совпадает с объемом и разнообразием фактического потребления, поскольку не все потребности могут быть реально удовлетворены. Экономические потребности общества безграничны, в то время как экономические ресурсы, которыми общество располагает в каждый конкретный момент, ограничены. В результате возникает противоречие между расширением потребностей, реальным потреблением и процессом развития производства.
Ресурсы-это совокупность природных,соц.,интеллектуальных сил,которые могут быть использованы для создания мат-ых благ и оказания услуг.
Три главных вопроса экономической теории:
Что производить?Развитые страны прилагают немало усилий к росту производства ограниченного круга товаров для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другимистранами(комп.,авто,ТВ).
как производить?Сущ-ют различные варианты производства. По разным проектам млжно построить производственное и жилое здание,выпускать автомобили,исп.участок земли.Здание может быть и многоэтажным,и одноэтажным,автомобиль можно собрать на конвейтере или вручную,участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей.
Для кого производить?Производителю важно знать,кто сможет покупать товары и услуги,есть ли возможность оплачивать и в каком кол-ве предложенный объем продукции и какую пользу при этом получит покупатель.