Предпринимательство и экономическая свобода производителей.
Предпринимательство – самостоятельная, осуществляема на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибылей.
Черты: 1) самостоятельность 2) рискованная деятельность 3) цель-получение прибылей.
Формы предпринимательства: 1)индивидуальное (ИП) 2)коллективное (хозяйственное общество ООО, ОАО, ЗАО)- ведётся в рамках фирмы, основное звено рыночной экономики 3) государственная и муниципальные предприятия (ГУП-государственное унитарное предприятие, МУП –муниципальное унитарное предприятие)
также 1)частное 2)общее
За фирмой всегда стоит трудовой коллектив, у него есть свои экономические интересы.
Командная экономика Рыночная экономика
Общий интерес Плановая задача больше общ.-полезного продукта
Коллективный ин-с План поменьше, рес-в побольше больше валового дохода, выручки
Частный ин-с больше з\п, меньше план больше з\п (валового дохода)
Экономическая свобода производителя состоит в возможности выбора вида хозяйственной деятельности и организационных форм хозяйствования, структуры и объемов производства, условий реализации, цен на продукцию и распределения прибыли. Вместе с тем такая свобода должна органически объединяться с экономической ответственностью: за качество изготовленных товаров и предоставление услуг, за соблюдение действующего законодательства, за выполнение договоров, за причиненный ущерб другим субъектам экономической деятельности и др.
ВОПРОС 18
Функции фирмы в рыночном хозяйстве.
1. Определение и удовлетворение нужд потребителя.
Первая и важнейшая функция фирмы, определить, что нужно производить, т.е.
понять, чего хочет потребитель и что сможет оплатить. Те фирмы, которые
производят предметы первой необходимости, находятся в лучшем положении: спрос
на их продукцию будет всегда. Компании, занятые в производстве предметов
роскоши, престижных товаров, зависят от колебаний моды и вкусов людей.
В центре фирмы - всегда предприниматель. Предприниматель- это человек
который не боится нововведений и обладает даром предвидеть, сможет ли тот
или иной новый продукт , новая технология или новый материал иметь успех на
рынке товаров.
2. Организация производства.
Вторая важнейшая функция фирмы. Это, пожалуй, наиболее трудоемкая и сложная
функция. От того, насколько эффективно работает компания, во многом зависит,
добьется ли она успеха или нет. Ее эффективность, например, зависит от того,
какой набор производственных факторов – труда, земли и капитала - она
привлекает, чтобы произвести необходимый объем продукции.
3. Распределение дохода.
В ходе постоянного кругооборота экономической жизни фирма распределяет
получаемый доход. Деньги, вырученные, скажем, от продажи зерна, идут на
оплату труда занятых на ферме рабочих, на оплату удобрений, тракторов и т.д.
Если фермеры испытывают трудности, это немедленно сказывается и на их
«смежниках»
Фирмы не только решают что производить и как, они также фактически принимают
решения о распределении покупательной силы в обществе. Это их третья
функция.
Важно учесть, что, когда мы говорим для кого, то не имеем в виду, что фирма
определяет, кто будет покупать ее продукцию. Решает сам потребитель на основе
своего суверенного права. От фирмы зависит другое.
Она должна решить, сколько будет уплачено поставщики сырья и оборудования, а
это, соответственно, определяет и то, насколько возрастет их покупательная
способность. От фирмы зависят и решения: какую заработную плату выплачивать
своим рабочим, что определяет и платежеспособный спрос населения в целом. В
рыночной экономике ответ на вопрос « для кого производят товары?» в конечном
итоге зависит от того какие группы населения платежеспособны.
4. Инвестиции в реальный капитал.
Четвертый функцией фирмы является увеличение основных фондов или реального
капитала экономики - зданий, сооружений, машин, оборудования, инструментов,
т.е. всего того, с чьей помощью производятся товары и услуги. Инвестиции в
реальный капитал - важная экономическая функция, потому что она делает
возможным расширение и модернизацию производства.
ВОПРОС 19