Топливно-энергетический комплекс национальной экономики Беларуси.
Топливно-энергет комплекс (ТЭК) явл важн.стр-рной составляющей нац-й эк-ки.ТЭК РБ вкл-т с-мы добычи, транспорта, хранения, пр-ва и распр-ия осн.видов энергоносителей: прир.газа, нефти и продуктов ее переработки, тверд.видов топлива, электрической и тепловой энергии.В ТЭК Беларуси выд-ют: 1) топливную пром-сть (нефтяную, газовую, торфяную);
2) электроэнергетическую пром-сть.
Нефтяная пром-сть вкл.нефтедобывающ и нефтеперерабат. пром-сть. Нефтедоб.пром-сть специализир.на добыче нефти и первичной подготовке ее для транспортировки и переработки.Нефтепер.пром-сть обесп-ет потр-сти страны в моторном и котельно-печном топливе, маслах, продуктах для нефтехим.пр-ва.
Газовая пром-сть осущ-ет добычу попутного газа, транспортировку, переработку природного и попутного газа, его использование.
Торфяная пром-сть производит добычу торфа на топливо, для с/х, хим.переработки, занимается пр-вом торфобрикетов.
Электроэнергетика осущ-ет выработку, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. Соврем. электроэнергетика Беларуси предст. собой постоянно развивающийся высокоавтоматизирован. комплекс, объединенный общим режимом работы и единым централизованным диспетчерским управлением. Основу электроэнергетики Беларуси составляют тепловые электростанции.
40. Формирование национальной инновационной системы страны: стратегические и тактические задачи.
Современную нормативно-правовую базу составляют более 20 нормативных актов, определяющих принципы, цели, направления и механизмы инновационной политики госу-дарства. Ключевые положения этих документов предусматривают перевод национальной экономики на инновационный путь развития посредством построения национальной инновационной системы (НИС) рыночно ориентированного типа.
Обобщение отечественного и зарубежного опыта показывает, что архитектура НИС включает, как правило, следующие структурные блоки:- организационную структуру — совокупность организаций гос. и частного секторов эк-ки, субъектов инновационной деят-сти, осущ-щих исслед. и разработки, произв-во и реализацию пр-ции, а также занятых управлением и формированием инновационной сферы; - инфраструктуру — центры поддержки инновационного предпринимательства, бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие зоны; - институциональную и правовую среду; -систему подготовки и переподготовки кадров. Важнейшим элементом национальной инновационной системы является финансовая система, позволяющая быстро находить средства для апробации новых инновационных идей, выдвигаемых наукой или рынком.
Стратегической целью НИС является перевод эк-ки Бел. на инновационный путь развития. она должна отвечать след. требованиям:
• быть адекватной мировым тенденциям развития науки и технологий;
• опираться на институциональные и правовые решения, поднимающие на принципиально новый уровень взаимоотношения науки, образования и производственной сферы;
• иметь развитый по основным параметрам институт интеллектуальной собственности, современные системы менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений. Тактические задачи формирования НИС должны решаться на программно-целевой основе в рамках пятилетних программ и прогнозов социально-экономического развития (СЭР), государственных научно-технических программ (ГНТП), в которых стратегические установки переводятся на язык среднесрочных целей, задач и мер инновационного развития.
• В рамках данных документов основными задачами являются следующие:
• создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследовательских работ и разработок, а также повышения востребованности производством отечественных и зарубежных инноваций;
• формирование и развитие технологической базы науки, опытных производств;
• постоянное повышение научно-технического уровня и новизны научных исследований и разработок и обеспечение их соответствия потребностям реального сектора эк-ки и соц. сферы; дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, связанной с вовлечением объектов интеллект. собств-сти в хоз. оборот;
• адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, привлечение внебюджетных источников, собственных средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, направленных на развитие науки и технологий;
• рацион. сочетание гос. регулирования рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновац. деят-сти при реализации приоритетных направлений развития науки.