Модель кругооборота доходов и продуктов.
- Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М., 2007, гл. 1, п. 1.3, с.18-21
- Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М., 1992, т.1 гл. 9, с. 145
- Голованов Д.А. Сборник лекций по макроэкономике. МГТУ, 2004, т.1, с.7
ВВП (ВНП) и общественное благосостояние. Проблемы оценки благосостояния нации
- Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М., 2007, гл. 2, п. 2.4, 37-40
- Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М., 1992, т.1 гл. 9, с. 149 - 150
- Киселева Е.А. Макроэкономика: М. 2005, лекция 2
Тема 11. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ – 2ч
Основные вопросы темы
1. Совокупный спрос. Неценовые факторы совокупного спроса
2. Совокупное предложение. Неценовые факторы совокупного предложения
3. Макроэкономическое равновесие. Изменение макроэкономического равновесия: безработица, полная занятость, инфляция. Эффект храповика
4. Классическая теория: обоснование устойчивости макроэкономического равновесия
5. Кейнсианская теория: неустойчивость макроэкономического равновесия, причины сокращения объема национального производства и занятости
Литература
1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М. 1992, т.1 гл. 11, 12
2. Основы экономической теории. Голованов Д.А.и др. МГТУ, 2006, тема 10
3. Хейне П. Экономический образ мышления М., 1991. Гл. 18 с. 564-590
4. Киселева Е.А. Макроэкономика: Курс лекций. – М., 2005, лекция 5
6. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М., 2007, гл. 4
Вопросы для обсуждения
1. Какие факторы могут вызвать рост совокупного спроса? Как рост совокупного спроса отразится на экономике? Какова роль совокупных расходов и роль денег в изменении совокупного спроса?
2. Каковы факторы, вызывающие изменение предложения? Что такое «шоки предложения».
3. Раскройте содержание закона Сэя. Какое теоретическое значение он имеет для классической теории макроэкономического равновесия?
4. Каково значение эластичности (нэластичности) цен и ставок з/платы в сторону понижения для устойчивости макроэкономического равновесия?
Тестовые задания
1. Неценовые факторы совокупного спроса - перечисленные ниже, кроме:
а) изменения в потребительских расходах;
б) изменения в инвестиционных расходах;
в) изменения в государственных расходах;
г) изменения в технологии производства;
2. Совокупное предложение возрастет, если:
а) возросли станки зарплаты под воздействием профсоюзов;
б) будет усилено государственное регулирование экономики;
в) сократятся закупки импортных ресурсов;
г) будут предоставлены налоговые льготы бизнесу;
д) все перечисленные факторы увеличат совокупное предложение.
3. На классическом отрезке кривой совокупного предложения возрастание совокупного спроса приведет:
а) к увеличению предложения при неизменных ценах;
в) к увеличению занятости;
б) к увеличению цен при неизменном предложении;
г) рост цен вызывает рост производства; д) все ответы верны.
4. При уменьшении совокупного спроса на классическом отрезке AS в связи с действием эффекта храповика проявится все перечисленное, кроме:
а) цены и зарплата сохранятся на данном уровне;
б) объем производства сократится;
в) появится (увеличится) безработица;
г) цены снизятся, объем производства сохранится на прежнем уровне;
д) в экономике возникнет стагфляция.
6. На объем инвестиций с классической точки зрения оказывает влияние:
а) уровень процентной ставки;
б) оптимистические или пессимистические ожидания предпринимателей;
в) уровень технологических изменений;
г) уровень загруженности производственных мощностей.
8. Какое утверждение соответствует кейнсианской теории:
а) сбережения и инвестиции уравниваются благодаря гибкой ставке процента;
б) при сокращении совокупного спроса сократится объем производства и занятости, а цены останутся неизменными;
в) график совокупного предложения выглядит как вертикальная линия,
г) экономика устойчиво функционирует в условиях полной занятости.
9. Согласно утверждениям классической школы:
а) цены и номинальная заработная плата неэластичны в сторону снижения;
б) совокупный спрос достаточен для реализации всего объема производства;
в) график совокупного предложения выглядит как горизонтальная линия;
г) рост сбережений вызывает экономический спад и безработицу;
д) снижение совокупного спроса приведет к экономическому спаду и безработице.
Задачи
Задача 1. Имеются следующие данные, характеризующие совокупное предложение:
Уровень цен | Реальный объем производства |
А) Определите граничные значения реального объема национального производства AS и цен Р, при которых экономика находится:
(1) на кейнсианском отрезке; (2) классическом отрезке;(3) промежуточном отрезке.
Б) В приведенной ниже таблице даны три функции совокупного спроса AD. На основе этих данных:
1. Постройте график совокупного спроса и совокупного предложения.
2. Определите, чему равен реальный равновесный объем национального производства и равновесный уровень цен при совокупном спросе, соответствующем данным в колонках (1) и (2)? (1) и (3)? (1) и (4)?
Уровень цен | Величина совокупного спроса AD | ||
3.Совпадает ли равновесный объем производства в этих трех случаях с реальным объемом производства при полной занятости?
Вопросы для самостоятельного изучения, подготовки докладов, рефератов