Определите верные и неверные утверждения
1.Определите утверждения, относящиеся к микроэкономике и к макроэкономике:
а) правительство осуществляет политику либерализации цен;
б) прибыль предприятия зависит от уровня издержек на единицу продукции и уровня цен;
в) благоприятные погодные условия вызвали рост урожая с/х продукции в фермерских хозяйствах;
г) ликвидация дефицита бюджета является одним из средств снижения уровня инфляции;
д) снижение налоговых ставок направлено на оживление деловой активности в стране.
2. Определите, что относится к нормативным, а что к позитивным суждениям:
а) высокие цены на бензин ограничивают потребление бензина;
б) цены на продовольственные товары должны быть низкими;
в) малообеспеченные слои населения не должны платить налоги;
г) необходимо устранить дефицит бюджета;
д) устранение дефицита бюджета приведет к снижению процентных ставок.
3. Что характерно для концепции монетаризма:
а) в качестве главной проблемы рассматривает спад производства и безработицу;
б) в качестве главной проблемы рассматривает инфляцию;
в) рекомендует стимулирующую политику для поддержания производства и занятости;
г) главой причиной дестабилизации экономики считает чрезмерные государственные расходы на поддержание производства и занятости;
д) рекомендуют ограничительную денежную политику для стабилизации экономики.
Вопросы для самостоятельного изучения, подготовки докладов, рефератов
Методология экономической теории: метод научной абстракции, метод индукции и дедукции, моделирование и эксперимент.
- Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М, 1998, гл.1 п.1.2
- Основы экономической теории. Голованов Д.А.и др., 2006, тема 2
Нормативная и позитивная экономика. Экономическая теория и экономическая политика.
- Основы экономической теории. Голованов Д.А.и др., 2006, тема 2
- Макконнелл К.Р., Брю С.Л. М, 2004, гл.1, 2
Классическая политэкономия. Теория А. Смита.
Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., 2006, гл. 5, 8
Кейнсианская теория регулируемого капитализма.
Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., 2006, гл. 19
Критика государственного регулирования экономики. Либерализм и неолиберализм (монетаризм).
Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., 2006, гл. 20
Институционализм.
Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., 2006, гл. 17
Тема 2. ГРАНИЦЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА - 2ч
Основные вопросы темы
1. Потребности, ресурсы, эффективность использования ресурсов
2. Границы производственных возможностей общества. Проблема выбора
3. Альтернативные издержки. Закон возрастания альтернативных (вмененных) затрат
4. Типы экономических систем. Принципы организации рыночной экономики
5. Главные проблемы экономики: что? как? для кого? Решение этих проблем в рыночной экономике
6. Роль государства в смешанной экономике
Литература
1. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель, 1992, гл.1
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: М., 2004, гл.1,2,3,
3. Самуэльсон П. Экономика. М., 1992, т. 1, гл.1
4. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. гл. 1
5. Основы экономической теории. Голованов Д.А.и др., 2006, тема 1-2
6. Экономическая теория: Под ред В.Д. Камаева. М., 2004, гл.1-3
7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М., 1998, гл.2 п.п. 2.1 - 2.4
Вопросы для обсуждения
1. Почему экономический выбор всегда сопряжен с экономическими издержками? Что следует понимать под альтернативной стоимостью (альтернативными издержками)? Примените понятие альтернативной стоимости к производству какого-либо блага; покупке блага; использованию времени; использованию ограниченных денежных средств.
2. Все ли издержки являются альтернативными? Определите, что следует включать в альтернативные издержки платного обучения: а) заработную плату, которую мог бы получать студент, если бы он работал вместо обучения в университете; б) расходы на учебную литературу; в) стоимость питания; г) плата за обучение (см. задача 1).
3. Согласны ли вы, что на графике производственных возможностей, наборы, лежащие на горизонтальной и вертикальной оси характеризуют неэффективное использование ресурсов? Ответ обоснуйте. Каковы критерии рационального распределения ресурсов на производство альтернативных благ?
4. Каковы причины действия закона возрастания альтернативных затрат? При каких условиях этот закон не действует?
5. Выбор положения на кривой производственных возможностей для настоящего времени служит важнейшим фактором экономического роста (см. задачу 4). Объясните это утверждение.
6. Объясните различие между традиционной, рыночной и плановой системой. Как решаются основные проблемы экономики в этих системах?
Тестовые задания
1.На линии производственных возможностей рост производства одного вида продукта сочетается:
а) с уменьшением производства другого вида продукта;
б) с ростом производства другого вида продукта;
в) с неизменным объемом производства другого вида продукта;
г) любой из указанных вариантов возможен.
2. Точка внутри кривой производственных возможностей означает:
а) эффективное использование ресурсов;
б) неэффективное использование ресурсов;
в) невозможный вариант использования ресурсов;
г) оптимальный вариант использования ресурсов.
3. Определите, как изменяется альтернативная стоимость производства дополнительных единиц тов. Х (видеоигр) и объясните, почему.
A B C D E
Y (спорт. товары) 16 15 12 7 0 а) 16 15 12 7 0; б) 1 3 5 7;
X (видеоигры) 0 1 2 3 4 в) - 15 6 2,3 0; г) 1 4 9 16.
4. В каком случае использование ресурсов неэффективно:
а) достигается полная занятость ресурсов;
б) есть свободные ресурсы, чтобы увеличить производство товаров и услуг;
в) можно увеличить производство одного блага, только сократив количество другого;
г) невозможно одновременно увеличить производство двух благ.
5. Альтернативные издержки строительства спортивной школы в данном районе - это:
а) цена строительства в будущем году;
б) затраты на оплату труда сотрудников этой школы;
в) строительство библиотеки в этом районе;
г) все, перечисленное выше.
6. Для полной занятости ресурсов характерно все перечисленное, кроме:
а) эффективное использование экономических ресурсов;
б) увеличение одного блага сопровождается уменьшением другого;
в) действует закон возрастания альтернативных затрат;
г) увеличение производства данного блага невозможно.
7. Как будет изменяться количество тов. Y при увеличении тов. X в условиях полной занятости ресурсов. Заполните таблицу, учитывая действие закона возрастания альтернативных затрат:
A B C D E
Y (одежда) 14 … … … … а) 16 18 20 22; б) 12 10 8 6;
X (обувь) 0 1 2 3 4 в) 12 9 5 0;
г) 14 при любом количестве т. X.
Задачи
Задача 1.Студент во время каникул может заработать 5000рублей, или пойти на курсы английского языка. Расходы, связанные с обучением на курсах английского языка составляют: плата за обучение равна 2000 рублей, плата за учебники равна 400 рублей, транспортные расходы составляют 300рублей, расходы на питание – 3000 рублей. Чему будут равны альтернативные издержки (альтернативная стоимость) обучения?
Задача 2. Программист Иванова зарабатывает в час 100 рублей. На рынке за фруктами по 40руб./кг нужно стоять 1час, а по 80руб/кг очередь отсутствует. При каком объеме покупок для программиста Ивановой выгодно постоять в очереди? А для безработного, получающего пособие?
Задача 3. Фермер имеет 3 поля, на которых можно выращивать картофель (т. У) или виноград (т. Х). На первом поле (А) можно собрать 6т картофеля или 4т винограда, на втором поле (Б) – 4т картофеля или 5т винограда, на третьем поле (В) – 8т картофеля или 2т винограда. Какой участок относительно более пригоден для производства картофеля? винограда? Какой участок следует в первую очередь использовать под производство винограда? Составьте таблицу производственных возможностей, учитывая действие закона возрастания альтернативных затрат, и постройте график производственных возможностей.
Задача 4. Почему от выбора точки на графике производственных возможностей зависит будущее состояние экономики. Поясните с помощью графиков производственных возможностей для двух стран А и В, которые производят товары производственного назначения Y и потребительские товары X.
Y а) Страна А Y б) Страна В
------------ * G
---------------------- * G
X X
Рис. 2.1 а, б. Границы производственных возможностей
в двух странах А и В.
Задача 5.Семья снимает дом и платит хозяину 10000дол в год, храня остальные деньги в банке под 9% годовых. Дом стоит 140000 дол. Представляет ли он интерес для потенциального покупателя? Почему?
Вопросы для самостоятельного изучения, подготовки докладов, рефератов