Тема 1. Предмет и метод экономики

Фундаментальные экономические условия и проблема выбора в экономике. Потребности, экономические блага и экономические ресурсы. Классификация экономических ресурсов. Экономические ограничения. Кривая производственных возможностей и альтернативная стоимость.

Объект и предмет экономики. Экономические отношения. Методы и основные этапы развития экономической теории. Микро- и макроэкономика.

Традиционная, административно-командная и рыночная экономика как типы экономических систем. Смешанная экономика.

План семинара:

1.Проблема выбора в экономике и ее иллюстрация с помощью кривой производственных возможностей. Альтернативная стоимость.

2. Микро- и макроэкономика: объект и предмет исследования. Позитивистский и пормативистский подходы к изучению экономики.

3. Сравнительный анализ типов экономических систем. Роль государства в смешанной экономике.

Термины:

Потребности

Блага

Ресурсы

Земля

Труд

Капитал

Предпринимательские способности

Редкость

Эффективное производство

Граница производственных возможностей

Альтернативная стоимость Экономические отношения

Тип экономической системы

Вопросы для обсуждения:

1.Почему ограниченность ресурсов предполагает, что цена (издержки) выбора никогда не будет равна нулю?

2. Учитывают ли люди в повседневной жизни принцип альтернативной стоимости? Приведите примеры из вашей жизни.

3. Ограниченность каких ресурсов более всего сдерживает экономическое развитие современной России?

4. Что иллюстрирует кривая производственных возможностей? Из-за чего происходит сдвиг этой кривой? Изменение наклона?

5. В чем специфика кривой производственных возможностей в экстремальных условиях экономического развития?

6. Назовите критерии выделения доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества и сравните их с критериями выделения типов экономических систем.

7. Какие механизмы используются для координации экономического выбора? Что такое стихийный порядок и иерархия?

8. По каким направлениям шло развитие предмета экономической теории с XVI по XXI век?

9. В чем сходство и различие нормативистского и позитивистского подходов в экономике? Считаете ли вы, что один из них имеет преимущества перед другим?

Тесты:

1. Проблема ограниченности ресурсов:

a) возникает только у потребителей товаров;

b) существует только в рыночной экономике;

c) возникает только у фирм;

d) является принципиально неразрешимой проблемой для любого общества.

2. Добраться из пункта А в пункт В на самолете можно за 1 час, а на поезде за 10 часов. Предположим, цена авиа-

билета 400 ден. ед., а цена железнодорожного билета -100 ден. ед. Какое средство передвижения вы выберете, если будете зарабатывать 100 ден. ед. в час?

a) самолет:

b) поезд:

c) одинаково приемлемы поезд и самолет.

3. Кривая производственных возможностей показывает:

a) количественное соотношение двух производимых товаров;

b) лучшую альтернативную комбинацию двух товаров;

c) альтернативную комбинацию товаров при данном количестве ресурсов;

d) сколько ресурсов необходимо для производства блага:

e) время вступления в действие закона убывающей предельной производительности.

4. При увеличении объема производственных ресурсов в обществе:

a) будет произведено больше товаров;

b) страна в состоянии произвести больше товаров;

c) улучшится технология производства;

d) повысится жизненный уровень народа.

5. Для вас альтернативная стоимость обучения в универ ситете равна:

a) стипендии;

b) максимальному заработку, который можно было бы получить, бросив учебу;

c) затратам государства на ваше обучение;

d) затратам родителей на ваше содержание;

e) нет верного ответа.

6. Критериями разграничения типов экономических систем служат:

a) форма собственности;

b) тип координационного механизма;

c) уровень благосостояния членов общества;

d) верны ответы а и b;

e) нет верного ответа.-

7. Если все имеющиеся ресурсы используются для произ- водства 200 единиц товара А или 100 единиц товара В, то производство 220 единиц товара А:

a) может быть достигнуто только при сокращении производства товара В;

b) может быть достигнуто за счет жестких мер со стороны правительства;

c) не может быть достигнуто ни при каких условиях;

d) имеющейся информации недостаточно.

8. В смешанной экономике посредством рыночного меха- низма происходит:

a) перераспределение доходов;

b) оказание материальной помощи бедным слоям населения;

c) создание общественных благ;

d) распределение ресурсов и товаров.

9. В экономической системе фундаментальные вопросы ре- шаются на микро- и макроуровне. Какой из этих предло- женных вопросов может решаться на микроуровне?

a) как достичь полной занятости?

b) что и сколько производить?

c) как избавиться от инфляции?

d) как стимулировать экономический рост?

10. Фермер, который использует неэффективные методы производства:

a) безработный;

b) частично безработный;

c) относится к числу занятых;

d) нет верного ответа.

Задачи:

1. Ваша заработная плата составляет 100 ден. ед. в час. Ваша бабушка на пенсии. В магазин за говядиной по 80 ден. ед. за 1 килограмм нужно ехать 1 час, а рядом на рынке говядина стоит 120 ден. ед. за 1 килограмм. При каком объеме

покупок рационально приобретать говядину в магазине для вас? Для вашей бабушки?

2. Представьте себе экономику с неизменной технологией. Ее производственные возможности даны в следующей таблице:

  Производственные возможности (варианты) Максимальный выпуск масла, ед. в нед. Максимальный выпуск ружей, ед. в нед.
  А
  Б
  В
  Г
  Д
Е
       

a) Изобразите кривую производственных возможностей страны.

b) Если страна переходит от варианта В к варианту Г, то какова будет альтернативная стоимость производства одного ружья?

c) Если страна переходит от варианта Г к варианту Д, то какова будет альтернативная стоимость одного ружья? Что происходит с альтернативной стоимостью ружей, когда их производство увеличивается?

d) Достижима ли комбинация выпуска 140 единиц масла и 130 единиц ружей? Можно ли ее рассматривать как неэффективную?

e) Если бы граница производственных возможностей была прямой линией, соединяющей точки А и Е, то что можно было бы сказать об альтернативной стоимости и ресурсах, которые использовались для производства масла и ружей?

f) Что произойдет с кривой производственных возможностей, если:

1) будет открыт новый источник энергии;

2) в страну иммигрировало большое количество высококвалифицированных рабочих;

3) появилась новая технология в производстве масла;

4) принят новый закон, в соответствии с которым рабочие должны уходить на пенсию в возрасте 60 лет (а раньше они работали сколько хотели)?

Наши рекомендации