Тема 1. Предмет и метод экономики
Фундаментальные экономические условия и проблема выбора в экономике. Потребности, экономические блага и экономические ресурсы. Классификация экономических ресурсов. Экономические ограничения. Кривая производственных возможностей и альтернативная стоимость.
Объект и предмет экономики. Экономические отношения. Методы и основные этапы развития экономической теории. Микро- и макроэкономика.
Традиционная, административно-командная и рыночная экономика как типы экономических систем. Смешанная экономика.
План семинара:
1.Проблема выбора в экономике и ее иллюстрация с помощью кривой производственных возможностей. Альтернативная стоимость.
2. Микро- и макроэкономика: объект и предмет исследования. Позитивистский и пормативистский подходы к изучению экономики.
3. Сравнительный анализ типов экономических систем. Роль государства в смешанной экономике.
Термины:
Потребности
Блага
Ресурсы
Земля
Труд
Капитал
Предпринимательские способности
Редкость
Эффективное производство
Граница производственных возможностей
Альтернативная стоимость Экономические отношения
Тип экономической системы
Вопросы для обсуждения:
1.Почему ограниченность ресурсов предполагает, что цена (издержки) выбора никогда не будет равна нулю?
2. Учитывают ли люди в повседневной жизни принцип альтернативной стоимости? Приведите примеры из вашей жизни.
3. Ограниченность каких ресурсов более всего сдерживает экономическое развитие современной России?
4. Что иллюстрирует кривая производственных возможностей? Из-за чего происходит сдвиг этой кривой? Изменение наклона?
5. В чем специфика кривой производственных возможностей в экстремальных условиях экономического развития?
6. Назовите критерии выделения доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества и сравните их с критериями выделения типов экономических систем.
7. Какие механизмы используются для координации экономического выбора? Что такое стихийный порядок и иерархия?
8. По каким направлениям шло развитие предмета экономической теории с XVI по XXI век?
9. В чем сходство и различие нормативистского и позитивистского подходов в экономике? Считаете ли вы, что один из них имеет преимущества перед другим?
Тесты:
1. Проблема ограниченности ресурсов:
a) возникает только у потребителей товаров;
b) существует только в рыночной экономике;
c) возникает только у фирм;
d) является принципиально неразрешимой проблемой для любого общества.
2. Добраться из пункта А в пункт В на самолете можно за 1 час, а на поезде за 10 часов. Предположим, цена авиа-
билета 400 ден. ед., а цена железнодорожного билета -100 ден. ед. Какое средство передвижения вы выберете, если будете зарабатывать 100 ден. ед. в час?
a) самолет:
b) поезд:
c) одинаково приемлемы поезд и самолет.
3. Кривая производственных возможностей показывает:
a) количественное соотношение двух производимых товаров;
b) лучшую альтернативную комбинацию двух товаров;
c) альтернативную комбинацию товаров при данном количестве ресурсов;
d) сколько ресурсов необходимо для производства блага:
e) время вступления в действие закона убывающей предельной производительности.
4. При увеличении объема производственных ресурсов в обществе:
a) будет произведено больше товаров;
b) страна в состоянии произвести больше товаров;
c) улучшится технология производства;
d) повысится жизненный уровень народа.
5. Для вас альтернативная стоимость обучения в универ ситете равна:
a) стипендии;
b) максимальному заработку, который можно было бы получить, бросив учебу;
c) затратам государства на ваше обучение;
d) затратам родителей на ваше содержание;
e) нет верного ответа.
6. Критериями разграничения типов экономических систем служат:
a) форма собственности;
b) тип координационного механизма;
c) уровень благосостояния членов общества;
d) верны ответы а и b;
e) нет верного ответа.-
7. Если все имеющиеся ресурсы используются для произ- водства 200 единиц товара А или 100 единиц товара В, то производство 220 единиц товара А:
a) может быть достигнуто только при сокращении производства товара В;
b) может быть достигнуто за счет жестких мер со стороны правительства;
c) не может быть достигнуто ни при каких условиях;
d) имеющейся информации недостаточно.
8. В смешанной экономике посредством рыночного меха- низма происходит:
a) перераспределение доходов;
b) оказание материальной помощи бедным слоям населения;
c) создание общественных благ;
d) распределение ресурсов и товаров.
9. В экономической системе фундаментальные вопросы ре- шаются на микро- и макроуровне. Какой из этих предло- женных вопросов может решаться на микроуровне?
a) как достичь полной занятости?
b) что и сколько производить?
c) как избавиться от инфляции?
d) как стимулировать экономический рост?
10. Фермер, который использует неэффективные методы производства:
a) безработный;
b) частично безработный;
c) относится к числу занятых;
d) нет верного ответа.
Задачи:
1. Ваша заработная плата составляет 100 ден. ед. в час. Ваша бабушка на пенсии. В магазин за говядиной по 80 ден. ед. за 1 килограмм нужно ехать 1 час, а рядом на рынке говядина стоит 120 ден. ед. за 1 килограмм. При каком объеме
покупок рационально приобретать говядину в магазине для вас? Для вашей бабушки?
2. Представьте себе экономику с неизменной технологией. Ее производственные возможности даны в следующей таблице:
Производственные возможности (варианты) | Максимальный выпуск масла, ед. в нед. | Максимальный выпуск ружей, ед. в нед. | |
А | |||
Б | |||
В | |||
Г | |||
Д | |||
Е | |||
a) Изобразите кривую производственных возможностей страны.
b) Если страна переходит от варианта В к варианту Г, то какова будет альтернативная стоимость производства одного ружья?
c) Если страна переходит от варианта Г к варианту Д, то какова будет альтернативная стоимость одного ружья? Что происходит с альтернативной стоимостью ружей, когда их производство увеличивается?
d) Достижима ли комбинация выпуска 140 единиц масла и 130 единиц ружей? Можно ли ее рассматривать как неэффективную?
e) Если бы граница производственных возможностей была прямой линией, соединяющей точки А и Е, то что можно было бы сказать об альтернативной стоимости и ресурсах, которые использовались для производства масла и ружей?
f) Что произойдет с кривой производственных возможностей, если:
1) будет открыт новый источник энергии;
2) в страну иммигрировало большое количество высококвалифицированных рабочих;
3) появилась новая технология в производстве масла;
4) принят новый закон, в соответствии с которым рабочие должны уходить на пенсию в возрасте 60 лет (а раньше они работали сколько хотели)?