Распределение часов лекционного курса и семинарских
Цель и задачи курса
Основная цель изучения курса — обеспечить знания о фундаментальных проблемах экономики и сформировать экономическое мышление. Курс рассчитан на получение необходимого объема знаний об основных концепциях и категориях рыночной экономики. Это позволит понять сущность экономических процессов на микро- и макроуровнях, а также закономерности экономического поведения субъектов, даст представление о хозяйственной жизни России.
Освоение курса предполагает использование не только основной учебной литературы, но и дополнительной экономической литературы, периодических изданий.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
После завершения курса студенты должны:
1) владеть основными концепциями курса, позволяющими понимать поведение домохозяйств, фирм и государства в смешанной экономике;
2) уметь выделять особенности различных моделей государственного регулирования и характеризовать их;
3) рассчитывать основные экономические показатели, индексы;
4) уметь решать различные типы задач, строить простые графики, объяснять тестовые задания по основным темам курса;
5) используя инструменты микро- и макроанализа, характеризовать специфику экономики России на разных этапах ее развития;
6) иметь системное представление о тенденциях развития национальной и мировой экономики.
Формы контроля
Итоговый контроль — для студентов дневной и заочной форм обучения — экзамен.
Промежуточный контроль для студентов дневной формы обучения — контрольные работы, устные зачеты по блокам тем. Предусмотрены письменные задания по основным темам, которые выполняются на семинарах и в виде домашних заданий. По ряду проблем студенты готовят сообщения. Результаты данных работ оказывают влияние на формирование итоговой оценки по дисциплине.
Студенты заочного отделения пишут контрольную работу, успешное выполнение которой является условием допуска к экзамену по экономике. Проведение семинарского занятия, темы которого определяются по выбору, позволит закрепить знания, обсудить сложные вопросы курса.
Распределение часов лекционного курса и семинарских
ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
№ | Тема занятия | Лекции | Семинары |
Предмет и метод экономики | |||
Основы теории спроса и предложения | |||
Основы теории потребительского выбора | |||
Производство и издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах | 2 | ||
Конкуренция и монополия. Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции | |||
Экономические ресурсы и их движение | |||
Общее равновесие и благосостояние | |||
Введение в макроэкономику. Основные макроэкономические показатели | |||
9 | Измерение объема национального производства | 2 2 | 2 2 |
Модель совокупного спроса и совокупного предложения | |||
Равновесие на рынке товаров и услуг (простая кейнсианская модель товарного рынка) | |||
Деньги и денежный рынок | |||
Государство в национальной экономике. Фискальная и монетарная политика | |||
Экономический рост и циклы. Макроэкономическая нестабильность | |||
Международные аспекты экономики и мировое хозяйство | |||
Основы формирования новой экономической системы России |
В учебно-методическом комплексе дано содержание всех тем курса «Экономика»*, планы семинаров, а также задания, включающие вопросы для обсуждения, тесты, задачи, проблемные ситуации. Одна часть заданий (тесты, вопросы для обсуждения, проблемные ситуации) может использоваться как на семинарских занятиях студентами дневной формы обучения (устное обсуждение или письменные работы), так и студентами заочной формы обучения для самостоятельной подготовки, другая часть (задачи) — предложена, прежде всего, для домашних работ студентов дневной формы обучения с последующим разбором на семинарских занятиях.
Разрабатывая задания, автор ставил две цели: помочь студентам в усвоении учебного материала и максимально приблизить теорию к экономической практике. Большая часть заданий апробирована в процессе преподавания курса «Экономика» и, как показывает опыт автора, развивает умение логически мыслить, аргументировать ответы, проводить простые расчеты.
Многие задания учебно-методического комплекса ориентированы на построение или анализ графиков, на использование
■ Автор не приводит планов лекций, руководствуясь двумя соображениями: во-первых, нельзя сужать границы выбора преподавателя, варьирующего вопросы в зависимости от постановки задач, композиции материала, степени подготовленности аудитории: во-вторых, данная работа адресована, прежде всего, студентам, для которых важнее знание полного содержания тем в соответствии со стандартом.
формул, простых экономических моделей. Зачастую именно они трудно воспринимаются студентами юридического факультета, но работе с графиками, формулами, моделями, по убеждению автора, следует учить, так как они иллюстрируют (а иногда -выражают) суть дела, без них нельзя вникнуть в сущность многих экономических процессов и явлений. Степень сложности заданий различна, что позволяет вовлечь в работу всех студентов. Но при ответах на тесты, вопросы (в том числе типа «да» или «нет») студенты должны обосновывать устно или письменно свой выбор, иллюстрировать его с помощью схем, расчетов, учиться отстаивать свою позицию, а иначе отдача будет иллюзорной.
Автор надеется, что предложенные задания будут полезны и преподавателям экономики, так как являются одним из средств активизации учебного процесса.
Наряду с заданиями, разработанными автором, в учебно-методический комплекс вошли задания, содержащиеся в учебниках, учебных пособиях и задачниках'.
К каждой теме курса дан перечень терминов, чтобы акцентировать внимание студентов на ключевых вопросах.
В методических указаниях для студентов заочной формы обучения изложены требования к выполнению контрольных работ, тематика письменных работ и варианты контрольного задания.
В учебно-методический комплекс включены примерный перечень экзаменационных вопросов и список литературы4.
Заканчивается пособие приложением, где предложены материалы для самоконтроля и проверки знаний: к тестам даны ответы, а к задачам — решения и ответы.
' Камаев В.Д. и др. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории М.. I998; Методические материалы по: экономическим дисциплинам для преподавателей средних школ и вузов: Программы, тесты, задачи, решения / Под обш. ред. Л.С. Гребнева М., 2000: Микро-, макроэкономика: Практикум / Под обш. ред. Ю.А. Огибина. СПб.. 1994: Нуреев P.M. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. М.. 1998; Планы семинарских занятий и тесты по курс) микроэкономики. Новосибирск, 1996.
' Списки литературы к каждой теме, по мнению автора, неприемлемы, так как дают многочисленные повторы, а главное, не позволяют студентам выполнять важную часть самостоятельной работы — учиться самостоятельно ориентироваться в учебной и дополнительной литературе.
Рабочая программа и задания
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ
И несовершенной конкуренции
Классификация рыночных структур и их характеристика. Общие принципы поведения фирм.
Особенности поведения фирм, находящихся в условиях совершенной конкуренции: спрос на продукцию фирмы и условие максимизации прибыли в краткосрочном периоде. Предложение товаров и услуг фирмами-совершенными конкурентами и отраслью. Эластичность предложения. Равновесие фирмы-совершенного конкурента в долгосрочном периоде. Эффективность конкурентных рынков.
Монополия: понятие, виды, определение цены и объема производства. Закономерности изменения предельного дохода монополиста. Эластичность спроса по цене как основной фактор монопольной власти. Ценовая дискриминация и ее виды. Экономическая эффективность монополии с точки зрения общества. Антимонопольное регулирование: цели и средства.
Олигополия. Варианты олигополистического поведения: картели, «дилемма заключенного», ценовое лидерство, война цен. Жесткость цен в условиях олигополии.
Монополистическая конкуренция. Особенности поведения фирмы монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах.
План семинара:
1. Фирма в условиях совершенной конкуренции: максимизация прибыли и равновесие фирмы в кратко- и долгосрочном периодах. Индивидуальное и рыночное предложение товаров и услуг.
2. Монополия: определение цены и объема производства. Ценовая дискриминация.
3. Олигополия как тип рыночной структуры. Варианты олигополистического поведения.
4. Монополистическая конкуренция: специфика поведения фирм.
5. Сравнительный анализ эффективности различных рыночных структур.
Термины:
Рыночная структура
Конкурентность
Совершенная конкуренция
Рыночная власть
Монополия
Естественная монополия
Ценовая дискриминация
Олигополия
Картель
Монополистическая конкуренция
«Мёртвый груз» монополии
Вопросы для обсуждения:
1. Какие характеристики определяют тип рыночной структуры?
2. «Если эластичность спроса по цене товара равна бесконечности, то увеличение (уменьшение) объема выпуска продукции не влияет на размер прибыли фирмы». Верно ли это утверждение? Докажите.
3. Корпорация дает указание своим подразделениям, действующим на совершенно конкурентном рынке, максимизировать прибыль в расчете на единицу выпуска. Объясните, почему эта политика необязательно будет максимизировать общую прибыль.
4. К какому типу рыночных структур можно отнести:
- рынок зерна;
- рынок легковых автомобилей;
- рынок труда преподавателей;
- черную металлургию;
- сферу услуг;
- бензоколонку в сельской местности;
- рынок ваучеров в России;
- четыре фирмы, выпускающие 90 % сигарет.
5. Почему конкурентная фирма не может получать эконо- мическую прибыль в долгосрочном периоде?
6. При каких обстоятельствах фирма будет обладать монопольной властью? Может ли монополист назначить на свою продукцию любую цену?
7. Почему нельзя вывести кривую предложения для монополии?
8. Представьте ваши доводы «за» и «против» антимонопольного регулирования.
9. Приводит ли олигополистическая взаимосвязь к тому, что одна фирма обязательно становится господствующей, подавляя интересы других?
10. Характеризуется ли монополистическая конкуренция ог- раничением конкуренции? Почему «да» и почему «нет»? В каком случае мы можем говорить о преобладании мо нополии, а в каком — о преобладании конкуренции?
Тесты:
1. Понятие «совершенно конкурентная фирма» подразуме- вает, что это фирма, которая:
a) использует только методы легальной конкуренции;
b) не оказывает влияния на формирование рыночной цены;
c) использует любые формы конкуренции для захвата рынка;
d) добивается установления желаемой цены в конкурентной борьбе.
2. Если фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке, сократит предложение своей продукции, то это:
a) приведет к снижению рыночной цены продукта;
b) не окажет никакого влияния на рынок;
c) приведет к росту рыночной цены продукта;
d) сократит спрос на продукцию фирмы.
3. Рост экономической прибыли на конкурентном рынке не способствует:
a) расширению производства в действующих фирмах;
b) притоку в отрасль новых фирм;
c) повышению рыночной цены продукта;
d) возникновению сил, которые постепенно сведут эту прибыль к нулю.
4. В отличие от конкурентной фирмы монополист:
a) может назначить любую цену на свой продукт;
b) максимизирует прибыль при равенстве MR и МС;
c) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене;
d) сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.
5. Если предельный доход фирмы превышает ее предельные издержки, то для максимизации прибыли фирма должна:
a) увеличить выпуск продукции при совершенной и несовершенной конкуренции;
b) увеличить выпуск продукции при совершенной и необязательно это делать при несовершенной конкуренции;
c) увеличить цену, а не выпуск при совершенной и несовершенной конкуренции;
d) снизить цену и объем выпуска при совершенной и несовершенной конкуренции.
6. Вы исходите из предположения, что если ваша фирма сни зит цену на товар, конкуренты тоже снизят цены, а если вы повысите ее, то ни одна фирма не последует вашему примеру. Это означает, что ваша фирма:
a) сталкивается с конкуренцией «не на жизнь, а на смерть*;
b) имеет ломаную кривую спроса;
c) является ценовым лидером на олигополистичес-ком рынке;
d) одна из конкурентных фирм в отрасли;
e) наиболее эцэфективная в отрасли.
7. Долгосрочное равновесие на рынках монополистической конкуренции означает, что:
a) рыночная цена равна минимальным значениям долгосрочных средних издержек;
b) цены уравновешиваются с предельными издержками;
c) фирмы не получают экономической прибыли;
d) все имеющиеся производственные мощности задействованы.
8. Различие между олигополией и монополистически кон- курентной фирмой заключается в следующем:
a) олигополия никогда не несет убытков, а монополистически конкурентная фирма иногда убыточна;
b) олигополия соблюдает условие Р=МС, а монополистически конкурентная фирма — условие MR = МС;
c) олигополия учитывает в своих действиях реакцию конкурентов, а монополистически конкурентная фирма нет;
d) олигополия не испытывает угрозы закрытия, а монополистически конкурентная фирма может прекратить свою деятельность при определенных условиях.
9. Примером монопсонии, ограниченной олигополией, является:
a) работорговля в XVI — XIXвв.;
b) бизнес, которым занимался Чичиков из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»;
c) теневой рынок наркотиков;
d) бизнес, которым занимался Мефистофель в поэме «Фауст» Гёте.
10. К недостаткам рынка совершенной конкуренции относится:
a) низкий объем производства;
b) высокий уровень расходов на рекламу;
c) нестабильность цен;
d) низкий уровень расходов на новые технологии.
11. В условиях монополии цена продукции убывает при уве- личении объема выпуска. Что можно сказать о средней выручке AR и предельной выручке MR?
a) MR > AR;
b) AR = MR;
c) AR > MR.
Задачи:
1. Допустим, что монополист может продать 10 единиц товара по цене 100 руб. за единицу, но продажа 11 единиц вызывает
снижение цены до 99,5 руб. Рассчитайте предельный доход при увеличении объема продаж товара с 10 до 11 единиц.
2. Пшеница производится в отрасли с совершенной конкуренцией, которая находится в равновесии. Если внезапно происходит рост цен на топливо, то как будет графически выглядеть кратко- и долгосрочная реакция отрасли?
3. Фирма работает в условиях совершенной конкуренции. В таблице показана зависимость валовых издержек фирмы от объема производства:
Выпуск в единицу времени, шт. | Валовые издержки, ден. ед. |
2S |
Если цена товара 5 ден. ед., то какой объем производства выберет фирма? При какой цене фирма прекратит производство данного товара?
4. Предположим, что товар X производится только одной фирмой. При объеме Q1, устанавливается цена Р mon, равная 40 ден. ед. Правительство устанавливает «потолок» цены Ртах 25 ден. ед. Покажите графически реакцию монополиста на действия правительства.
Почему при увеличении объема выпуска товара X монополией появляется его дефицит?
Вариант 1
1.Оцените следующее высказывание и прокомментируйте его, основываясь на вариантах поведения олигополии: «Олигополистическая взаимозависимость приводит к тому, что одна фирма становится господствующей, подавляя интересы других».
2. Во второй половине 1970-х годов потребление кофе в Западной Европе на душу населения упало, а цена на него удвоилась. Это можно объяснить тем, что в этот период:
a) спрос на кофе вырос;
b) одновременно выросли спрос на кофе и его предложение;
c) кривая предложения является вертикальной линией;
d) предложение кофе снизилось.
3. В период спада при умеренной инфляции в экономике Центральный банк, скорее всего:
a) повысит норму обязательных резервов;
b) будет продавать государственные, ценные бумаги коммерческим банкам и населению;
c) повысит учетную ставку процента;
d) будет покупать государственные ценные бумаги.
4. К автоматическим (встроенным) стабилизаторам не от- носится:
a) прогрессивный подоходный налог;
b) налог на прибыль корпораций;
c) аккордный налог;
d) пособие по безработице.
5. В ВНПне включается:
a) ваш доход от сдачи в аренду собственной квартиры;
b) доход владельца казино;
c) ваш доход от продажи собственного автомобиля;
d) комиссионные брокера от продажи ценных бумаг;
e) доход чиновника, начисляющего пенсии.
Вариант 2
1. Если вы предполагаете, что ставка процента будет существенно снижаться, то измените ли вы структуру своих сбережений, состоящих из наличных денег и облигаций? Если большинство домохозяйств поступит так же, как вы, то как вам придется изменить свое поведение?
2. Допустим, что рыночный спрос на пшеницу неэластичен по цене, а в результате неблагоприятных погодных условий погибла часть урожая. В результате положение фермеров, выращивающих пшеницу:
a) улучшится;
b) ухудшится;
c) не изменится;
d) возможны варианты.
3. Монополист, максимизирующий прибыль, будет снижать цену и увеличивать объем выпуска, если:
a) средние издержки падают;
b) предельный доход равен себестоимости;
c) предельный доход выше предельных издержек;
d) нет верного ответа.
4. Долгосрочные последствия увеличения предложения де- нег выражаются в:
a) увеличении уровня цен без изменения объема выпуска;
b) увеличении уровня цен без изменения уровня цен;
c) росте как уровня цен, так и объема выпуска;
d) росте уровня цен при уменьшении объема выпуска.
5. Если экономика переживает спад, то что из перечисленного является подходящей фискальной политикой государства:
a) сокращение расходов на оборону и социальные про- граммы;
b) повышение налогов и уменьшение расходов для сбалансирования бюджета;
c) снижение налогов, увеличение расходов и повышение дефицита госбюджета;
d) ни один из ответов не является верным.
Вариант 3
1. Прокомментируйте следующее высказывание, иллюстри- руя ответ графически: «В условиях совершенной конку- ренции фирма может продать по данной цене сколько угод- но много продукции. Это означает, что для максимизации прибыли фирма должна постоянно увеличивать выпуск продукции».
Ответ проиллюстрируйте с помощью графика.
2. Если два товара дополняют друг друга, то рост цены на один товар вызовет:
a) рост спроса на второй товар;
b) падение спроса на второй товар;
c) падение величины спроса на второй товар;
d) ни один из ответов не является верным.
3. Спрос на деньги со стороны активов (спекулятивный спрос на деньги) предъявляется в связи с тем, что деньги:
a) средство обращения;
b) счетная единица;
c) средство сохранения стоимости;
d) средство платежа.
4. Кривая Филлипса показывает:
a) обратную связь между номинальной и реальной заработной платой;
b) прямую связь между темпами инфляции и уровнем безработицы;
c) обратную связь между темпами инфляции и уровнем безработицы;
d) прямую связь между реальной заработной платой и уровнем безработицы;
e) ни один из ответов не является верным.
5. При подсчете ВНП следует исключить:
a) сокращение запасов;
b) промежуточный продукт;
c) косвенные налоги;
d) амортизацию.
Вариант 4
1.«Если фирма в долгосрочном периоде увеличивает объем используемых ресурсов в два раза, а объем производства возрастает в полтора раза, то возникает положительный эффект масштаба производства». Прокомментируйте это высказывание. Ответ проиллюстрируйте с помощью графика.
2. Понятие «совершенно конкурентная фирма» означает, что:
a) это фирма, которая использует только методы легальной конкуренции в борьбе со своими конкурентами;
b) это фирма, которая не оказывает влияния на формирования рыночной цены;
c) это фирма, использующая любые формы конкуренции для захвата рынка;
d) это фирма, которая добивается установления цены в конкурентной борьбе.
3. Если номинальная ставка процента составляет 10 %, а темпы инфляции - 4 % в гол, то реальная ставка процента составит:
a) 14 %;
b) 2,5 %;
c) -6 %; d)6%;
e) 4 %.
4. Если фактический ВВПравен потенциальному, то:
a) циклическая безработица отсутствует;
b) уровень безработицы равен естественному;
c) в экономике существует структурная безработица:
d) все ответы верны;
e) нет верного ответа.
5. К инструментам монетарной политики не относится:
a) регулирование нормы обязательных резервов:
b) изменение учетной ставки процента;
c) повышение налоговых ставок;
d) операции на открытом рынке;
e) нет верного ответа.
Вариант 5
I. С точки зрения внешнего проявления различают открытую и подавленную инфляцию, а с точки зрения динамики - умеренную и галопирующую инфляцию. Проанализируйте эти виды инфляции в России до 1990-х годов, в 1990-е годы и наше время.
2 В отличие от конкурентной фирмы монополист:
a) может назначить любую цену на товар;
b) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек;
c) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене;
d) сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса.
3. Если цена товара выросла с 7 до 8 ден. ед., то выручка фирмы:
a) сократится;
b) вырастет;
c) останется неизменной;
d) нет верного ответа;
e) недостаточно информации для ответа.
4. Добавленная стоимость не включает:
a) стоимость сырья и материалов;
b) заработную плату;
c) амортизацию;
d) прибыль;
e) все ответы неверны.
5. Норма обязательных резервов для коммерческих банков представляет собой фиксированный процент от:
a) кредитов;
b) депозитов;
c) активов;
d) государственных облигаций;
e) нет верного ответа.
Примерный перечень экзаменационных вопросов
1.Фундаментальные условия и проблема выбора в экономике. Граница производственных возможностей.
2. Типы экономических систем. Рыночная экономика: понятие, условия возникновения.
3. Рынок: понятие, функции, структура и основные субъекты. Схема экономической активности.
4. Спрос и предложение как параметры рынка: понятие, графическое изображение, факторы.
5. Рыночное равновесие: механизм достижения. Функции равновесной цены.
6. Практическое применение модели спроса и предложения. Государственные меры воздействия на рынок и их последствия.
7. Теория потребительского выбора (общая характеристика).
8. Эластичность спроса и валовая выручка фирмы. Коэффициенты эластичности.
9. Природа экономических издержек. Экономическая прибыль.
10. Издержки в краткосрочном периоде. Динамика валовых, средних и предельных издержек.
11. Издержки в долгосрочном периоде. Эффект масштаба..
12. Типы рыночных структур и их характеристика.. Общие принципы поведения фирм.
13. Рынок совершенной конкуренции. Равновесие фирмы вкраткосрочном и долгосрочном периодах.
14. Монополия: понятие, виды. Максимизация прибыли и экономическая эффективность фирмы с точки зрения общества.
15. Олигополия: варианты олигополистического поведения фирмы.
16. Фирма на рынке монополистической конкуренции (краткосрочный и долгосрочный периоды).
17. Рынок экономических ресурсов и его функции.. Спрос на экономические ресурсы и факторы его изменения.
18. Рынок труда: совершенная и несовершенная конкуренция. Формирование заработной платы.
19. Особенности рынка капитала. Процентная ставка.
20. Фиксированное предложение ресурсов. Рента и квазирента.
21. Общественный выбор и благосостояние: роль государства.
22. Макроэкономика: понятие, цели, основные показатели.
23. Измерение объема национального производства. ВНП: понятие, принципы, методы счета. ВВП.
24. Взаимосвязь основных показателей системы национальных счетов.
25. Номинальные и реальные величины в экономике. Дефлятор ВНП и индекс потребительских цен.
26. Совокупный спрос и совокупное предложение.
27. Потребление и сбережения: понятие, факторы.
28. Инвестиции: понятие, факторы, роль в экономике.
29. Равновесие на товарном рынке: механизм достижения, характеристика.
30. Мультипликатор: понятие, виды, механизм. Значение теории мультипликатора.
31. Деньги: сущность, функции, виды. Спрос на деньги и предложение денег.
32. Государство и его функции в национальной экономике.
33. Фискальная политика государства: понятие, цели, инструменты. Виды и типы фискальной политики.
34. Банковская система: ЦБ РФ и коммерческие банки ( цели, функции, роль в экономике).
35. Монетарная политика государства: понятие, цели, инструменты.
36. Экономический рост: понятие, типы, факторы.
37. Циклы в экономике: понятие, причины, виды.
38. Инфляция: понятие, виды, причины, последствия. Взаимосвязь инфляции и безработицы.
39. Занятость и безработица. Виды, причины, последствия безработицы.
40. Международная торговля: экономическая основа, формы, значение.
41. Валютная система: общая характеристика и этапы развития. Платежный баланс.
Список литературы
Основная
Агапова Т.Л. Макроэкономика: учебник / Т.А.Агапова, С.Ф.Серегина. М.: Изд-во МГУ: ДИС, 1997.
Долан Э. Дж. Макроэкономика / Э. Дж. Долан. Д.Е., Линдсей. СПб.: Литера плюс, 1994.
Курс экономической теории /под ред. А.В.Сидоровича. М.: Изд-во ДИС, 1997.
Емцов Р.Г. Микроэкономика / Р.Г.Емцов. М.Ю.Лукин. М.:Изд-во ДИС, 1997.
Ефимова Е.Г. Экономика для юристов/ Е.Г.Ефимова. М.: Изд-во «Флинта». 1999.
Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы, политика: в 2 т. / К.Р. Макконнелл.,С.Л. Брю. М.: Республика, 1992.
Нуреев P.M. Курс микроэкономики / Р.М.Нуреев. М.: Норма-Инф-ра, I998.
Экономическая теория /под ред. В.Д.Камаева, М.: Владос, 1998.
Дополнительная
Курс экономической теории: учебник. Киров: Изд-во АСА. 2004.
Мэнкью Н. Макроэкономика / Н. Мэнкью. М.: Изд-во МГУ, 1994.
Пиндайк PC. Микроэкономика / Р.С. Пиндайк, Д.Л. Рубинфельд. М.: Дело. 2000.
Сакс Дж.Д. Макроэкономика: Глобальный подход / Дж.Д. Сакс, Ф.Б. Ларрен. М: Дело. 1999.
Селищев А.С. Макроэкономика / А.С. Селишев. СПб.: Питер, 2001.
Фишер С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М.: Дело, 1993.
Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: в 2 г. / Д.Н. Хайман. М.: Финансы и статистика, 1992.
Периодические издания (журналы)
Деньги и кредит
Вопросы экономики
Журнал Высшей школы экономики
Мировая экономика и международные отношения
Политэконом
Российский экономический журнал
Экономист
ПРИЛОЖЕНИЕ
Материалы для самоконтроля и проверки знаний
Разделы «Введениев экономику» и «Микроэкономика»
Тесты:
1. Предположим, что все ресурсы используются в экономике так, что наращивать производство одного товара можно только сокращая производство другого. Вы назвали бы такую ситуацию:
a) эффективной;
b) неэффективной;
c) административно-командной системой;
d) экономическим кризисом;
e) нет верного ответа.
2. В соответствии с законами спроса и предложения одно- временное увеличение спроса и предложения вызовет:
a) снижение как равновесной цены, так и равновесного объема;
b) увеличение равновесных цены и объема;
c) уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного объема;
d) увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного объема;
e) нет верного ответа.
3. Бюджетная линия:
a) показывает спрос на два товара;
b) ранжирует наборы товаров в соответствии с предпочтениями домохозяйств;
c) показывает количество товаров, на которое будет предъявляться спрос при каждой цене;
d) показывает наборы товаров, доступные потребителю;
e) нет верного ответа.
4. Выбор потребителя, максимизирующего полезность, име- ет место, когда:
а) наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия;
b) наклон бюджетной линии больше наклона кривой безразличия;
c) наклон бюджетной линии меньше наклона кривой безразличия;
d) нет верного ответа.
5. Средние издержки производства снижаются при увеличе- нии объема выпуска, если предельные издержки:
a) снижаются;
b) повышаются;
c) ниже средних издержек;
d) выше средних издержек;
e) нет верного ответа.
6. В отличие от конкурентной фирмы монополист:
a) может назначить любую цену на товар;
b) может произвести любой объем товара и продать по любой цене;
c) может получать экономическую прибыль в долгосрочном периоде;
d) сталкивается с совершенно эластичной кривой спроса;
e) нет верного ответа.
7. Для фирмы монопсонии предельные расходы на труд:
a) выше ставки заработной платы;
b) ниже ставки заработной платы;
c) равны ставке заработной платы;
d) возможны ответы а,b,с;
e) нет верного ответа.
8. Ценовая эластичность спроса на ресурс тем выше:
a) чем выше возможность замены в производстве этого ресурса другими;
b) чем выше эластичность спроса на товар, производимый с помощью данного ресурса;
c) чем выше доля расходов на ресурс в издержках фирмы;
d) верны все ответы;
e) нет верного ответа.
Задачи:
1.Уравнение спроса на товар X QD = 8 — Р, а уравнение предложения QS = -5 + 2Р,
где QD — объем спроса, штук;
QS— объем предложения, штук; Р — цена товара, ден. ед.
Государство ввело на данный товар потоварный (поштучный) налог, равный 1 ден. ед. Определите равновесный объем товара X Qе; общую сумму налога, уплачиваемого потребителями.
2. В стране А спрос на сигареты описывается уравнением QD= 80 - 20Р, а предложение сигарет QS= 10 + 10Р, где QD — объем спроса, млн пачек в год;
QS — объем предложения, млн пачек в год;
Р~ цена пачки, ден. ед.
В стране В спрос и предложение сигарет описываются соответственно уравнениями QD= 20 — 8Р и QS= 10+20Р.
a) Предположим, что в странах А и В экономика закрытая (рынки замкнуты в национальных границах). Определите параметры равновесия на рынках сигарет каждой страны.
b) Между странами подписано соглашение о свободной торговле, и сигареты можно свободно ввозить и вывозить без импортных (экспортных) тарифов. Определите параметры равновесия в новой ситуации.
3. Эластичность спроса на товар X по цене составляет —0,25, а по доходу +0,6.
a) Предполагается, что цена данного товара не изменяется, а доходы населения выросли на 5 %. Как изменится объем спроса на товар?
b) А если вслед за изменениями дохода цена товара X уменьшится на 8 %, то как отреагирует рынок?
c) При тех же условиях определите изменение объема спроса на товар Y, если коэффициент ценовой эластичности спроса на товар Y по цене ра-
вен —3, а коэффициент эластичности спроса на товар У по доходу составляет +2.
4. Площадь земельных угодий составляет 90 га, ставка процента — 12 % годовых. Спрос на землю описывается уравнением QD= 100- 2R, где QD — объем спроса на землю, га; R - ставка ренты, ден. ед.
a) Рассчитайте равновесную ставку ренты и цену земли.
b) Если государство установит максимальную ставку ренты в 3 ден. ед. за 1 га, то как эта мера отразится на объемах спроса и предложения земли, благосостоянии собственника земли и покупателя земли?
Раздел «Макроэкономика»
Тесты:
1. Если фирмы начнут больше прибыли выплачивать акцио- нерам в виде дивидендов, то в системе национальных сче- тов вырастет показатель:
a) ВВП;
b) чистых инвестиций;
c) амортизации;
d) личного дохода;
e) нет верного ответа.
2. Согласно классической модели график совокупного пред -ложения можно представить в виде:
а) горизонтальной линии; о) восходящей кривой;
c) нисходящей кривой;
d) вертикальной линии;
e) возможны варианты а, b, с, d.
3. Если инфляция падает с 6 % до 3 % и больше никаких изменений в экономике не происходит, то согласно эф- фекту Фишера:
a) номинальная и реальная ставки процента снизятся наЗ %;
b) ни номинальная, ни реальная ставки процента не изменятся;
c) номинальная ставка процента снизится на 3 %, а реальная останется неизменной;
d) номинальная ставка процента не изменится, а реальная снизится на 3 %;
e) нет верного ответа.
4. В краткосрочном периоде шок предложения, вызванный ростом издержек производства, приведет к:
a) росту уровня цен и объема выпуска;
b) падению уровня цен и объема выпуска;
c) росту уровня цен и падению объема выпуска;
d) падению уровня цен и росту объема выпуска;
e) нет верного ответа.
5. Если правительство увеличивает налоги на 20 млрд ден. ед., но при этом пытается оставить неизменным ВВП, то государственные закупки должны:
a) возрасти на 20 млрд ден. ед.;
b) сократиться на 20 млрд ден. ед.;
c) возрасти более чем на 20 млрд ден. ед.;
d) возрасти менее чем на 20 млрд ден. ед.;
e) нет верного ответа.
6. Предложение денег увеличивается, если:
a) растут государственные закупки товаров и услуг;
b) Центральный банк продает государственные облигации коммерческим банкам и населению;
c) население покупает облигации частных компаний;
d) корпорация, продав акции населению, строит новый завод;
e) нет верного ответа.
7. Все перечисленное может выступать в роли автоматичес- ких стабилизаторов экономики, кроме:
а) системы участия рабочих в прибылях;
b) изменения закона о ставках налога на прибыль;
c) выплат пособий по безработице;
d) подоходного налога;
e) нет верного ответа.
8. Если потенциальный ВВПменьше фактического, то:
a) фактическая безработица больше естественного уровня;
b) выросла фрикционная безработица;
c) выросла структурная безработица;
d) фактическая безработица меньше естественного уровня;
e) нет верного ответа.
9. Одно из последствий неожиданной инфляции в 1990-е гг. в России состояло в том, что доходы перераспределились от:
a) заемщиков к кредиторам;
b) кредиторов к заемщикам;
c) молодых людей к старым;
d) государства к фирмам;
e) нет верного ответа.
10. Обменный курс национальной валюты растет. Это при- водит к тому, что:
a) отечественные товары становятся дешевле импортных;
b) сокращается чистый экспорт;
c) стимулируется экспорт и уменьшается импорт товаров;
d) растут доходы государственного бюджета;
e) нет верного ответа.
Задачи:
I.Имеются следующие макроэкономические показатели страны А:
Годы | Номинальный ВНП, ден. ед. | Индекс цен, % |
Наши рекомендации
|