Е.И. Евсеенко, Ф.П. Евсеенко
Е.И.Евсеенко, Ф.П.Евсеенко
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
(ЭКОНОМИКА)
Учебное пособие для студентов университета
Брянск 2007
ББК 65. О я 73
Е - 25
Е.И. Евсеенко, Ф.П. Евсеенко
Экономическая теория: Учебное пособие для студентов университета.
Изд. 3-е, дополненное и переработанное. – Брянск: Издательство БГУ, 2007.-
В данном пособии в краткой форме изложено содержание тем курса экономической теории, изучаемого на всех факультетах, в соответствии с действующей учебной программой, разработанной с учетом федерального стандарта.
Рецензенты:
Нехамкин А.Н., д.э.н., профессор
филиала ВЗФИ в г. Брянске
Коноплев Э.П.,к.э.н., профессор БГИТА
Печатается по решению кафедры экономической теории БГУ
(протокол № 5 от 2 февраля 2007 г.)
Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов настоящего учебного пособия допускается только с письменного разрешения авторов
Евсеенко Е.И.
Евсеенко Ф.П.
Издательство БГУ, 2007
ПРЕДИСЛОВИЕ
В современный период в России возрастает значение экономической теории, которая дает ответы на многие актуальные вопросы, связанные с новыми для нас явлениями в социально-экономической жизни общества.
По экономической теории есть учебники и учебные пособия, различающиеся между собой по структуре, содержанию и объему. Они предназначены для разных учебных заведений, тиражи изданий ограничены и по цене не всегда доступны студентам. С учетом указанных обстоятельств кафедра экономической теории подготовила настоящее пособие.
По каждой теме курса экономической теории указаны основные вопросы, на них даются краткие ответы, предложены вопросы для контроля, определения новых экономических категорий по каждой теме имеются в тексте, сами термины выделены, указываются литературные источники материала.
Кроме того, при подготовке к семинарским занятиям и экзаменам можно использовать материалы из дополнительной литературы, список которой приведен в конце пособия, а также из журналов: «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Экономист», «Мировая экономика и международные отношения», периодических изданий.
Авторы учебника –Евсеенко Е.И. – темы 3,4,7,8,9,10,11
Евсеенко Ф.П. – темы 1,2,5,6,12,13
Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине "Экономика".
ГСЭ.Ф.11.
Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот и доходов и продуктов ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(на примере двух факультетов)
№ | Темы курса | Количество часов и в т.ч. на лекции и сем.зан, где 1-я цифра - кол-во часов, а 2-я – вопросы темы ФМФ – 2 курс ФМФ – 3 курс Иняз – 3 курс |
Все- все- все-
Го л. с. з. го л. с.з. го л. с.з.
Литература
1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие/ Под ред. А.В.Сидоровича. – М.: МГУ, 1997, 2001, гл.2.
2. Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. М.Н.Чепурина и Е.А.Киселевой. – Киров: «АСА», 2002, гл.2.
3. Экономика: Учебник/ Под ред. А.С.Булатова.- М.: Юристъ, 2001; Экономика, 2005. Введение.
4. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д.Камаева.-М.: ВЛАДОС, 2002, гл.1.
Литература
1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие/ Под ред. А.В.Сидоровича. – М.: МГУ, 1997, 2001, гл.3.
2. Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. М.Н.Чепурина и Е.А.Киселевой. – Киров: «АСА», 2002, гл.3,4.
3. Экономика: Учебник/ Под ред. А.С.Булатова.- М.: Юристъ, 2001; Экономика, 2005, гл. 1, 2, 6.
4. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д.Камаева.-М.: ВЛАДОС, 2002, гл.2.
Норм замещения
Рис. 1 Рис. 2
На графике четко видно, что по мере насыщения потребности данным товаром ПНЗ уменьшается. Это отражается в перемещении от точки А до В, от В до С и т.д.
Поскольку для удовлетворения всех потребностей требуется множество товаров, и чтобы отразить предпочтения по многим наборам, то надо начертить несколько кривых безразличия (И1, И2, И3 ,И4) и получится карта безразличия. Чем выше расположена кривая безразличия И, тем полнее удовлетворяются наши потребности. Каждая из этих кривых безразличия показывает набор товаров, к которым человек относится одинаково (рис. 2).
Рассмотрев предпочтения потребителя, надо проанализировать его возможности. Ведь то, что хочет приобрести потребитель, не всегда означает, что он это приобретает. Его решение зависит от цены на товары и от дохода, которым он располагает. Значит, его бюджет всегда ограничен. И потому, когда он приобретает больше одного товара, тогда сможет меньше приобрести другого, и наоборот.
Предположим, что доход потреби- 5 одежда
теля составляет 40, единица одежды стоит 4 А
8 и еды – 8. Точки А, Б, С, Д на бюджет 3 В
ной линии показывают разные варианты 2 С
сочетания одежды и продуктов питания, 1 D
которые можно приобрести на весь имею- пища
щийся доход – 40. 1 2 3 4 5
А теперь, чтобы получить оптималь- Бюджетная линия
ный набор, который наиболее полно при данном доходе удовлетворил бы наши потребности, надо совместить два графика: карты безразличия и бюджетной линии. В точках пересечения бюджетной линии с кривыми
безразличия выбор не является наиболее предпочтительным, потому что рас-
пределение дохода на покупку одежды и
А А обуви не может полно удовлетворить пот-
В ребности, а потому лишь в точке С (касания
бюджетной линии и кривой безразличия И3)
С максимизируется удовлетворение потреб-
И3 ностей покупателя, т.к. достигается более
D И2 равномерное распределение его дохода.
G И1 Оптимальный набор потребительских
0 В товаров должен отвечать двум требованиям
1.Он должен находиться на бюджетной
Оптимум потребителя линии.
2. Он должен предоставить потребителю
наиболее предпочтительное сочетание товаров.
Далее, на поведение потребителя оказывает влияние изменение цен на товары и услуги. Когда мы говорили о предпочтения и возможностях потребителя, то мы полагали, что цены на товары и услуги не меняются, хотя в реальной жизни так не бывает. Цены изменяются., это порождает два эффекта. Первый – это эффект дохода, суть его в том, что при уменьшении цены, потребитель может больше купить данного товара, не сокращая при этом закупки другого товара, т.к. при неизменном денежном доходе, уменьшение цены на товар означает увеличение реального дохода покупателя-потребителя. Второй – эффект замещения заключается в том, что если цена товара снижается, то у потребителя появляется желание купить его больше, взамен тех товаров, на которые цены остались прежними, но теперь они оказались относительно дороже.
Далее на поведение потребителя влияет изменение дохода. Еще в
XIX в. немецкий статистик Эрнст Энгель (1821-1896 гг.) заметил, что с ростом доходов люди начинают меньше расходовать на питание, но больше- на духовное развитие. И на этой основе в экономическую науку был введен «закон Энгеля»: с увеличением дохода его доля, расходуемая на товары первой необходимости, уменьшается, в то время как доля расходов на предметы роскоши и на духовное развитие увеличивается. Такова коротко суть теории потребительского поведения.
Контрольные вопросы
1. Какое производство называется натуральным?
2. При каких условиях производство становится товарным?
3. В чем двойственность труда, создающего товар (по К.Марксу)?
4. Чем отличается товар от обычного натурального продукта труда?
5. Как появились деньги и какие функции они выполняют?
6. В чем различие функций денег как средства обращения и средства платежа: в том и другом случаях мы платим деньги?
7. С какой функцией связано появление кредитных денег?
8. Сколько денег должно быть в обращении?
9. Что такое рынок и каковы его функции?
10. Что такое рыночный спрос, его факторы и закон?
11. Что такое рыночное предложение, его факторы и закон?
12. Как на графике спроса и предложения отражается изменение цены товара?
13. Какие изменения на графике спроса и предложения происходят под влиянием неценовых факторов?
14. Что означает эластичность спроса и предложения?
15. Что показывает коэффициент эластичности спроса и предложения?
16. Кому важно знать об эластичности спроса и предложения?
17. Каковы основные принципы поведения потребителей?
18. Что такое цена и какие виды цен существуют?
19. Какая цена называется равновесной и каковы ее особенности?
20. В чем сильные и слабые стороны рыночной формы отношений между людьми?
Литература
1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие/ Под ред. А.В.Сидоровича. – М.: МГУ, 1997, 2001, гл.4-9.
2. Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. М.Н.Чепурина и Е.А.Киселевой. – Киров: «АСА», 2002, гл.5.
3. Экономика: Учебник/ Под ред. А.С.Булатова.- М.: Юристъ, 2001; Экономика, 2005, гл. 4,5,9,10.
4. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д.Камаева.-М.: ВЛАДОС, 2002, гл.3,4,5,6.12,§ 1 и 2.
Литература
1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие/ Под ред. А.В.Сидоровича. – М.: МГУ, 1997, 2001, гл.10,11,12.
2. Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. М.Н.Чепурина и Е.А.Киселевой. – Киров: «АСА», 2002, гл.9,14.
3. Экономика: Учебник/ Под ред. А.С.Булатова.- М.: Юристъ, 2001; Экономика, 2005, гл. 11,13,17,20.
4. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д.Камаева.-М.: ВЛАДОС, 2002, гл. 7,11.
Литература
1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие/ Под ред. А.В.Сидоровича. – М.: МГУ, 1997, 2001, гл.13,17,18.
2. Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. М.Н.Чепурина и Е.А.Киселевой. – Киров: «АСА», 2002, гл.6,7.
3. Экономика: Учебник/ Под ред. А.С.Булатова.- М.: Юристъ, 2001; Экономика, 2005, гл. 12.
4. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д.Камаева.-М.: ВЛАДОС, 2002, гл. 9.
Литература
1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие/ Под ред. А.В.Сидоровича. – М.: МГУ, 1997, 2001, гл.15,16.
2. Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. М.Н.Чепурина и Е.А.Киселевой. – Киров: «АСА», 2002, гл.10,11,12,13.
3. Экономика: Учебник/ Под ред. А.С.Булатова.- М.: Юристъ, 2001; Экономика, 2005, гл. 14,16,17.
4. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д.Камаева.-М.: ВЛАДОС, 2002, гл. 8,9.
ТЕМА 7 . Национальное общественное воспроизводство
1. Сущность национального общественного воспроизводства.
2. Основные макроэкономические результаты общественного воспроизводства.
3. Национальный доход общества.
1. Мы уже рассмотрели часть экономической теории, изучающей закономерности функционирования таких хозяйственных единиц, как отдельные предприятия, рынки, т.е. микроэкономику. Теперь переходим к разделу макроэкономики, в котором изучаются экономические явления и процессы в масштабе хозяйства страны в целом.
Чтобы жить, а значит удовлетворять непрерывно развивающиеся потребности, люди должны непрерывно производить, т.е. воспроизводить необходимые для этого блага. Это значит, что созданный в одном процессе собственно производства продукт поступит в личное и производственное потребление, в новый процесс производства и т.д. Процесс производства в масштабе национальной экономики в непрерывности своего возобновления есть общественное воспроизводство.
Ф.Кенэ первым из крупных экономистов попытался рассмотреть воспроизводство в масштабе хозяйства Франции в целом, проследил движение сельскохозяйственного продукта от момента его создания, через стадию переработки, реализации и возвращения к его создателям в форме денежной выручки, которая затем использовалась для производства нового продукта. Между воспроизводимыми элементами должны соблюдаться обязательные количественные пропорции. Это была попытка анализа результатов простого воспроизводства с целью установления определенного соотношения (пропорций) натурального и стоимостного выражения общественного продукта.
Значительный вклад в разработку теории общественного воспроизводства внес К.Маркс. Во-первых, он считал, что воспроизводятся факторы производства и отношения между людьми, складывающиеся в процессе собственно производства, распределения, обмена и потребления. Во-вторых, воспроизводимый совокупный общественный продукт состоит из двух видов продукта по его назначению: средства производства как результат одного процесса поступают в качестве материальной основы в другой; предметы потребления идут на восстановление использованной рабочей силы. Значит, общественное производство имеет два подразделения: производство средств производства и производство предметов потребления. Между ними - органическая связь и зависимость, поскольку продукты обоих подразделений необходимы каждому из них.
Продуктов должно создаваться столько, сколько нужно для продолжения производства в обоих подразделениях. А для этого их продукт постоянно должен быть реализован; процесс реализации продукта оказывается труднее, чем его производство, поскольку, во-первых, это зависит от обоих одновременно - продавца и покупателя, которым надо договориться о приемлемой для обоих цене, а во-вторых, произвести и предложить следует столько и таких продуктов, сколько и каких хочет и может приобрести потребитель. Значит, необходима согласованность в действиях и поведении производителей и потребителей, что на практике сделать трудно. Поэтому всегда в условиях рыночной конкуренции может возникнуть проблема реализации, т.е. затруднения в продаже товаров.
Известно, что потребности общества в целом, а значит и каждого отдельного субъекта, развиваются вширь и вглубь. Для их удовлетворения требуется благ все больше по количеству и лучших по качеству. Это является важным стимулом развития производства. Различают три вида воспроизводства по динамике его размеров. Так простым называется повторяющийся в неизменном масштабе процесс производства. Это значит, что в каждом последующем процессе осуществляются одинаковые затраты средств и в результате производится одинаковое с предыдущим процессом количество продукции; получаемая прибыль целиком используется вне сферы производства, т.е. на удовлетворение личных, разного рода социальных потребностей. Однако они растут, поэтому требуется все больше и больше благ для их удовлетворения. Поэтому воспроизводство должно быть расширенным.
Расширение производства означает увеличение его размеров в каждом последующем процессе. Это достигается благодаря тому, что часть прибыли всякий раз используется для увеличения затрат на производство очередной партии продуктов. Таким образом, совершается накопление капитала. В результате создается большая масса продукции, увеличивается абсолютная величина получаемой прибыли в каждом новом процессе.
По тем или иным причинам воспроизводство на какое-то время может сокращать объем выпускаемой продукции, т.е. становиться суженным. Это является признаком экономического кризиса, вызванного тем, что предложение товаров значительно опередило спрос на них, поэтому необходимо уменьшить выпуск продукции, приведя его в равновесие со спросом.
По качественной характеристике результатов функционирующих факторов производства различают два типа общественного воспроизводства: экстенсивное и интенсивное воспроизводство. При экстенсивном – рост выпуска продукции достигается путем увеличения количества используемых факторов производства - капитала, труда, земли. В результате увеличения затрат будет создаваться больше продукции. При ограниченности экономических ресурсов расширение производства экстенсивным путем имеет определенные границы.
Интенсивным называется воспроизводство, в котором увеличение его объема достигается благодаря использованию более совершенной техники и технологии, более квалифицированной рабочей силы, т.е. за счет качественного улучшения факторов производства. В результате повышается производительность труда работников, улучшается качество продукции. Такой вид воспроизводства не имеет границ, поскольку расширение его обусловлено научно-техническим прогрессом, т.е. поступательным развитием науки и техники.
На практике при наличии у общества достаточного количества экономических ресурсов оно может лишь на определенный отрезок времени обеспечить рост производства на экстенсивной основе. Интенсификация же производства является постоянно действующим фактором роста. Однако в чистом виде эти типы почти не встречаются, а имеет место преимущественно экстенсивный или преимущественно интенсивный тип общественного воспроизводства на том или ином этапе его развития.
В национальной экономике основными ее субъектами являются домашние хозяйства, фирмы (предприятия) и государство. Отношения между ними осуществляются через рынки факторов производства и рынки потребительских товаров, т.е. реализуются через обмен денег на товар и товара на деньги. Поэтому в хозяйстве страны складывается непрерывный кругооборот денежных средств и товаров. Так денежные средства движутся в одну сторону: от покупателя к продавцу, а товары в обратную: от продавца к покупателю. Поскольку все три субъекта экономики одновременно являются продавцами и покупателями, то в хозяйстве образуется замкнутый круг, по которому в противоположном направлении движутся денежная и товарная масса. Важно, чтобы движение таких потоков шло без задержки, чтобы произведенные продукты свободно превращались в товар, находя себе потребителя. Таковы коротко сущность, виды и типы общественного воспроизводства. А теперь рассмотрим его результат.
2. В национальном хозяйстве за год создается масса разнообразных продуктов, которые называют совокупнымобщественным продуктом. К нему относят добытую руду, выплавленный из нее металл, изготовленные из него станки, например и т.д. Значит, стоимость совокупного продукта складывается из суммы стоимостей каждого из этих продуктов, в результате наблюдается повторный счет. В нашем примере руда и металл являются промежуточным продуктом, а станки - конечным. В стоимости конечного продукта содержатся затраты на добычу руды, они же входят и в стоимость металла, т.е. в результате они повторяются трижды.
Конечный продукт - это разного рода товары, которые приобретаются для окончательного использования по их прямому назначению, а не для перепродажи. Промежуточной продукцией называются товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку или перепродаются несколько раз, прежде чем попасть к конечному потребителю. Чтобы определить реальную величину созданных за год продуктов, надо учитывать затраты на их производство только один раз, избегая повторного счета.
Одним из основных макроэкономических показателей развития хозяйства страны является валовой внутренний продукт (ВВП), это рыночная стоимость конечных продуктов, произведенных резидентами данной страны за определенный период времени за счет использования собственных факторов производства. Резидентами считаются все экономические единицы (предприятия, домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, занимающиеся производственной деятельностью и находящиеся в данной стране не менее года.
Другим важным показателем считается валовой национальныйдоход (ВНД), включающий величину валового внутреннего дохода и поступившего из-за рубежа дохода.
Различие между ВВП и ВНД есть качественное и количественное. Принципиальное различие их с качественной стороны в том, что ВВП измеряет поток конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны, а ВНД – поток первичных доходов, полученных ее резидентами. С количественной точки зрения ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных из-за границы, т.е. разницу между доходами резидентов данной страны, полученными из-за границы, и доходами нерезидентов, переданными за границу из данной страны (выплаченными резидентами данной страны нерезидентам). Эту разницу называют также «чистым доходом из-за границы»
ВНД = ВВП + сальдо первичных доходов из-за границы
Динамика ВВП используется для оценки общей эффективности национальной экономики и, значит, для определения успеха или несостоятельности проводимой правительством экономической политики.
Термин «валовой» в определении ВВП означает, что при исчислении ВВП из стоимости не вычитается потребление основного капитала (амортизация).
Валовой национальный продукт измеряется в двух видах цен. Исчисленный в текущих ценах (складывающихся в каждый данный период времени, не постоянных, а изменяющихся под влиянием разного рода факторов) валовой национальный продукт называется номинальным. Если измерить его в неизменных, базовых ценах, то получим величину реальногопродукта. Он может увеличиваться только в результате роста количества производимых продуктов, а номинальный также и при повышении цен на них. Отношение величины номинального валового национального продукта к реальному показывает его увеличение за счет роста цен и называется дефлятором.
Текущие цены на однородные продукты могут быть разными в разные периоды времени. Чтобы получить реальное представление о динамике создаваемого в стране продукта, его величину необходимо измерять в одинаковых, базовых ценах того года, с результатами которого сравниваются результаты текущего года. Отношение цен текущего года к ценам базисного периода, выраженное в процентах, представляет индекс цен. Следовательно, реальный общественный продукт равен отношению номинального к индексу цен.
Для характеристики конечных результатов производства за год используются показатели, исчисленные на основе системы национальных счетов. Она представляет совокупности сводных таблиц, в которых отражены расходы на производство продукта и конечный результат деятельности хозяйствующих субъектов в масштабе государства.
Идея национального счетоводства зародилась давно. В 1696 г. англичанин Г.Кинг сделал расчеты движения годового продукта страны. Ф.Кенэ в 1758 г. при разработке своих экономических таблиц (прообраза межотраслевого баланса) использовал расчеты Г.Кинга. В последующий период многие экономисты при проведении макроэкономического анализа и прогнозирования осуществляли расчет затрат и результатов национального производства по различным методикам. Система учета результатов общественного производства в каждой стране складывалась своя, это затрудняло сравнение показателей развития экономики разных стран. Поэтому с 50-х годов XX в. при участии ООН разрабатывается стандартная система национального счетоводства, на которую перешли многие страны. Система совершенствовалась, и в 1993 г. был принят международный стандарт по оценке основных показателей развития экономики страны. На нем обоснованы данные Государственного комитета по статистике Российской Федерации.
Существует три метода измерения ВВП:
а) по добавленной стоимости (производственный метод): суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта; для экономики в целом сумма всей добавленной стоимости должна быть равна сумме стоимости конечных товаров;
б) по расходам: суммируются расходы на конечное потребление товаров домашних хозяйств и государства, валовые инвестиции - затраты предприятий и строительных организаций на приобретение средств производства, пополнение запасов, а также чистый экспорт;
в) по доходам (распределительный метод): суммируются первичные доходы частных лиц, предприятий, государства от их производственной деятельности (заработная плата, процент, рента, прибыль, амортизационные отчисления, косвенные налоги с предприятий).
3. Одним из макроэкономических показателей является национальныйдоход. С точки зрения собственников ресурсов он показывает величину их доходов от использования в качестве факторов производства за текущий период, таким образом, он представляет собой заработанный доход общества, т.е. свидетельствует о возможностях удовлетворения его потребностей. Поэтому проблема национального дохода имеет важное практическое и теоретическое значение. Ею интересовались и занимались многие экономисты - теоретики и практики.
Первым сделал попытку определить доход Англии в свое время
У. Петти путем сложения доходов всего населения страны, полученных с земли, домов, капиталов, затрат труда. Ж.Б.Сэй национальным доходом считал совокупность факторных доходов. Зачастую не учитывались различия между национальным продуктом и национальным доходом. К.Маркс считал национальным доходом вновь созданную стоимость, т.е. результат затрат живого труда за определенный период времени в материальном производстве. Значит, источником национального дохода является производительный труд работника, создающего необходимый и прибавочный продукт. Первая его часть поступает в распоряжение самого работника в форме заработной платы, а вторая - присваивается собственником капитала в форме его прибыли. Современные западные экономисты считают, что каждый вид деятельности приносит доход независимо от профессии работника и сферы затрат труда, в том числе он создается и государственными чиновниками, военнослужащими, церковнослужителями и др., занятыми в сфере оказания разного рода услуг.
Из ранее рассмотренной структуры валового продукта следует, что национальный доход меньше валового национального продукта на величину косвенных налогов и амортизационных отчислений (стоимости потребленного основного капитала). Национальный доход, рассчитанный либо путем сложения его составляющих, либо путем вычитания из национального продукта частей, не представляющих доход, всегда будет представлять стоимость, созданную трудом за данный период времен, т.е. дополнение к тем благам, которые были произведены до того.
В хозяйственной практике различают произведенный и использованныйнaциональный доход. Первый из них - это весь объем новой стоимости товаров. Второй мы получим, если из величины первого вычтем потери от стихийных бедствий, ущерб при хранении продуктов и др., значит, речь идет о той новой стоимости, которая использована на удовлетворение тех или иных потребностей.
Произведенный национальный доход проходит две ступени его распределения, прежде чем поступит в потребление. Так уже на фазе производства вновь созданный продукт (стоимость) распределяется между собственниками рабочей силы и собственниками средств производства, т.е. распадается на необходимый продукт и прибавочный продукт, выступающие в форме заработной платы и прибыли. Таков результат первичного распределения национального дохода.
Затем происходит его перераспределение, или вторичное распределение через несколько каналов. Во-первых, работники и предприятия часть своих доходов передают в государственные и местные бюджеты в виде налогов и других платежей. Во-вторых, через колебания цен доходы покупателей могут перераспределяться в пользу тех, кто может, например, продать товар по более высокой пене. В-третьих, часть доходов населения и предприятий в форме взносов в общественные организации и фонды передается в коллективное их использование.
Итак, часть произведенного национального дохода поступает как заработанный или полученный отдельными лицами доход, т.е. личный доход. Он включает и доходы, не являющиеся результатом собственной деятельности - трансфертные платежи: 1) выплаты по страхованию по старости и от несчастных случаев, пособия по безработице на основе социальных программ; 2) выплаты ветеранам, субсидии на образование и пособия по нетрудоспособности; 3} выплаты частных пенсий и пособий по безработице и воспомоществованию; 4) процентные платежи. Если из лич-ного дохода вычесть уплаченные индивидуальные налоги, получим располагаемый личный или конечный доход, который может быть использован на удовлетворение потребностей работника непосредственно им или сообща с другими, т.е. он идет на потребление и сбережение. Эта часть
национального дохода на стадии ее использования составляет фонд потребления.
Доход предприятий в форме их прибыли после уплаты налогов, расходов на социальные нужды используется для расширения производства и составляет фонд накопления.Таким образом, национальный доход в конечном итоге распадается на фонды потребления и накопления. Между этими фондами в каждый данный период складывается определенное соотношение. Это соотношение должно быть оптимальным – способствующим одновременному росту производства и потребления.
Объем произведенного или использованного национального дохода может быть определен в абсолютном или относительном выражении. Абсолютная его величина как часть валового национального продукта позволяет проследить его динамику по годам. Относительная величина показывает, сколько его приходится на душу населения, если взять отношение НД к численности населения страны. Размер национального дохода в целом и, прежде всего, его фонда потребления является важным показателем уровня жизни членов общества, поэтому оно заинтересованно в неуклонном росте как абсолютной, так и относительной его величины.
Основными факторами роста национального дохода являются: 1) повы-шение производительности труда в отраслях, создающих валовой национальный продукт; 2) численность работников в сфере материального производства и обслуживания; 3) экономия материальных затрат на производство новой единицы продукции, что позволяет создавать дополнительное ее количеств