Экономические последствия вступления стран в торгово-экономические союзы (тэс)
Присоединение какой-либо страны к торгово-экономическому союзу даже в самой простейшей его форме неизбежно оказывает определенное воздействие на параметры ее экономического функционирования. При этом принято выделять два основных направления, по которым могут оцениваться последствия вступления страны в интеграционный союз: статический анализ и динамический анализ.
Статический анализ
В рамках статического анализа можно выделить два варианта последствий вступления страны в интеграционную торгово-экономическую группировку:
• потокообразующий эффект (эффект создания торговли);
• потокоотклоняющий эффект (эффект отклонения торговли).
Потокообразующий эффект означает переключение (вследствие присоединения страны к интеграционной группировке) спроса страны и, соответственно, потребления с отечественного производителя с более высокими издержками на зарубежного с менее высокими издержками.
Потокоотклоняющий эффект означает вызываемое вступлением в торгово-экономический союз переключение спроса и, соответственно, потребления с производителя за пределами союза, имеющего более низкие издержки, на производителя, имеющего более высокие издержки, но входящего в союз.
Рассмотрим эти эффекты более подробно.
Пример потокообразующего эффекта.Предположим, что перед образованием Европейского сообщества Франция и Германия самостоятельно производили достаточное количество товара X, так как на импорт этого товара существовали высокие тарифы. Предположим также, что после образования ЕС и последующего упразднения тарифов внутри сообщества Франция обнаружила, что товар X выгоднее импортировать из Германии1. Таким образом, образовалась новая отрасль (новый поток) торговли между Францией и Германией.
Более реальна, конечно, ситуация, когда и до образования интеграционной группировки одна страна импортирует определенное количество товара из другой страны — будущего партнера (в нашем примере Франция из Германии). В этом случае после их объединения в рамках ЕС поток экспорта товара X из Германии во Францию существенно усилится.
Однако и в том, и в другом случаях снятие торговых барьеров, вызванное вступлением в торгово-экономический союз, предоставляет возможность для развития специализации в соответствии с принципом сравнительных преимуществ. В результате вместо того, чтобы затрачивать относительно большие средства на производство того или иного товара отечественными фирмами, его можно теперь импортировать по сравнительно низким ценам, развивая в стране те отрасли промышленности, по которым она имеет сравнительные преимущества.
Пример потокоотклоняющего эффекта.Предположим, что перед образованием ЕС Франция импортировала товар Y из США, которые производили его с наименьшими издержками в мире. После образования сообщества и последующего упразднения тарифов на торговлю внутри сообщества Франция обнаружила, что данный товар выгоднее импортировать из Германии, потому что на импорт из Германии нет пошлины.
Германия, таким образом, отвлекла (отклонила) на себя импорт товара Y для Франции. В результате снижается эффективность использования ресурсов в мирохозяйственной системе.
Суть потокообразующего и потокоотклоняющего эффектов целесообразно рассмотреть на числовых примерах.
Рассмотрим три страны: А — собственная страна; В — страна — партнер по интеграционному союзу; С — страна, представляющая весь остальной мир.
Предположим, что каждая страна производит товар X по постоянной средней стоимости (табл. 8.2).
Таблица 8.2 Потокообразующий эффект
Страна | Средняя стоимость производства, долл. | А облагает все страны 100%-ной пошлиной | А упраздняет пошлину для В, оставляя ее для страны С |
А | |||
В | |||
С |
В условиях свободной торговли страна С будет экспортировать товар X в обе страны: А и В (30 < 40, 30 < 50). Предположим далее, что страна А облагает единым 100%-ным стоимостным тарифом весь импорт в страну (гр. 3 табл. 8.2). Если стоимость производства данного товара в стране А остается на прежнем уровне (50 долл.), она будет производить товар в этих условиях на внутреннем рынке, так как 50 < 80 и 50 < 60.
Теперь объединим страны A и В в таможенный союз (гр. 4 табл. 8.2). В этом случае страна А прекращает производство товара X и импортирует его из страны В.
С помощью информации, представленной в табл. 8.3, проиллюстрируем пото-коотклоняющий эффект.
До образования таможенного союза страна А импортирует товар из страны С, так как 45 < 50 < 60 (гр. 3 табл. 8.3). После образования таможенного союза страна А импортирует товар из страны В, так как 40 < 45 < 50 (гр. 4 табл. 8.3). В результате происходит смещение производства от производителя с низкими издержками (страна С —30 долл.) к производителю с высокими издержками (страна В — 40 долл.), что снижает эффективность использования ресурсов.
Таблица 8.3Потокоотклоняющий эффект
Страна | Средняя стоимость производства, долл. | А облагает единой 50%-ной пошлиной весь импорт | А упраздняет пошлину на импорт для В, оставляя для С |
А | |||
В | |||
С |
Рассмотрим графическую иллюстрацию последствий действия рассматриваемых эффектов. Начнем с потокообразующего эффекта (рис. 8.1).
Рис. 8.1. Потокообразующнй эффект: DD ;SS'— кривые внутреннего спроса и внутреннего
предложения на рынке А соответственно; РР' — кривая предложения партнера
(для упрощения анализа рассматривается абсолютно эластичное предложение);
ТГ'— кривая предложения партнера с учетом таможенного тарифа
До образования таможенного союза (в предположении, что средняя стоимость производства в стране С выше, чем ОР) страна А потребляет товар в объеме 0Q3. Из этого объема 0Q3 производилось на внутреннем рынке и Q2Q3 импортировалось из страны-партнера В.
Доход страны А, получаемый ею от взимания таможенной пошлины, равен площади прямоугольника G1F2F1G2
Проанализируем, что происходит после образования таможенного союза и устранения таможенного тарифа в стране А.
Потребление в стране А увеличивается до 0Q4, производство же на внутреннем рынке падает до уровня 0Q4; импорт в страну возрастает до величины Q1 Q4,
а поступления в бюджет страны от таможенной пошлины прекращаются. Потребители страны А получают очевидную выгоду от упразднения тарифа в объеме, соответствующем площади фигуры PF4G2T.
Однако после упразднения тарифа страна А теряет, как уже было сказано, доход от взимания таможенной пошлины G1F2F3G2. Кроме того, производители страны А при упразднении тарифа теряют часть прибыли в объеме, соответствующем площади фигуры PF1G1T.
Таким образом, чистая выгода страны А от упразднения тарифа будет представлена на рассматриваемой графической модели площадями двух треугольников: F1F2G1 и F3F4G2. Треугольник F1F2G1 соответствует сохраненной реальной стоимости внутреннего производства в стране А, которая была замещена импортом, и иллюстрирует так называемый производственный эффект таможенного союза. Суть его заключается в следующем.
Объем продукции Q1Q2, ранее производимой на внутреннем рынке (его полная стоимость определялась площадью фигуры Q1Q2G1F1), теперь импортируется из страны с низкими издержками производства по полной стоимости, определяемой площадью фигуры Q1Q2F2F1. Очевидно при этом, что площадь треугольника F1F2G1 представляет собой для страны А чистую выгоду производственного эффекта.
Треугольник F3F4G2 характеризует чистую выгоду страны А, обусловленную ростом объема потребления продукции в условиях упразднения тарифа. Это так называемый потребительский эффект.
Общая чистая выгода страны А — как результат действия потокообразующего эффекта организации таможенного союза — соответствует суммарной площади треугольников F1F2G1 и F3F4G2. Ее объем определяется тремя параметрами:
• величиной исходной таможенной пошлины;
• эластичностью предложения в производственной точке G1 до образования таможенного союза;
• эластичностью спроса в производственной точке G2 до образования союза.
Графическая модель, иллюстрирующая действие потокоотклоняющего эффекта при создании таможенного союза, приведена на рис. 8.2.
Предположим, что средняя стоимость производства какого-либо товара в стране С ниже, чем в стране В: 0С < 0B
Прибавив пошлину (тариф) страны А к графику функции предложения страны С, получим график предложения страны С с учетом пошлины, установленной в стране А на данный товар, импортируемый из-за границы1.
Очевидно, что до образования таможенного союза страна А потребляла данный товар в объеме 0Q3, из которого 0Q2 производила на внутреннем рынке и Q2Q3 импортировала из страны С. Доход страны А от взимаемой при этом таможенной пошлины соответствовал площади прямоугольника G1H1H2G2 на рассматриваемой графической модели (3 + 5).
Рис. 8.2. Потокоотклоняющий эффект: DD ',SS' — кривые внутреннего спроса и внутреннего предложения на рынке страны А соответственно; ВВ ',СС— кривые предложения страны В (партнера) и страны С (остального мира) соответственно
После образования таможенного союза и упразднения пошлины на импорт из страны В стране А становится выгоднее импортировать данный товар из страны В (0B < 0Т)1. Потребление в стране A возрастает при этом до уровня 0Q4. Производство на внутреннем рынке падает до объема 0Q1. Импорт в страну A возрастает до величины Q1Q4 (в результате снижения производства на внутреннем рынке — на Q1Q2, за счет увеличения внутреннего потребления — на Q3Q4).
При вступлении в таможенный союз страна А теряет доход от получения таможенной пошлины в объеме, соответствующем площади прямоугольника С1Н1Н2С2 (3 +5).
Кто же в этой ситуации выиграл, а кто проиграл?
Потребительский излишек возрос на величину, соответствующую площади фигуры TBF4G2, представляющей сумму площадей (1+2+3 + 4).
В то же время производители страны А в итоге лишились части своей прибыли, равной площади фигуры TBF1G1 (1); потери правительства страны А равняются, как уже было отмечено, площади (3+5).
Итак, суммарный итог выглядит следующим образом: (1 + 2 + 3 +4)-(1+3 + +5) = (2+4)-5.
Иными словами, все зависит от соотношения площадей (2 + 4) и (5).
Если сумма (2+4) > 5, то потокоотклоняющий эффект обусловливает чистую общественную выгоду для страны А. Если же (2 + 4) < 5, потокоотклоняющий эффект ведет к чистым общественным убыткам.
Определим, что означают треугольники F1F2G1 (2) и F3F4G2 (4), а также прямоугольник F2H1H2F3 (5).
Прямоугольник F2H1H2F3 (5) представляет чистый убыток от перевода исходного количества импорта (Q2Q3) из страны с низкими производственными издержками С в страну В с высокими издержками.
1 Таким образом, произошло переключение потребления на производителя, чьи издержки производства выше, чем у отвергнутого.
Треугольники F1F2G1(2) и F3F4G2 (4) представляют два позитивных результата. Треугольник F1F2G1— производственная прибыль, обусловленная перемещением производства товара в объеме Q1Q2 из страны А (с общими затратами на производство этого количества продукции F1Q1Q2G1) в страну В (с соответствующими затратами F1Q1Q2F2). Треугольник F3F4G2 отражает потребительскую прибыль, обусловленную чистым увеличением потребительских излишков за счет роста потребления данного товара в стране А на величину Q3Q4.
Появление положительного потокоотклоняющего эффекта от присоединения к интефационной группировке наиболее вероятно в тех случаях, когда разница в издержках производства данного товара внутри и за пределами союза невелика. В этом случае отмена даже относительно небольшой по размерам пошлины, скорее всего, сделает его производство внутри союза более дешевым по сравнению с производством за рамками союза,
Динамический анализ
Кроме статического эффекта, торгово-экономические союзы имеют несколько интересных динамических эффектов. Положительные динамические эффекты можно свести к следующим.
1. Увеличение размеров рынка может позволить фирмам получать соответствующий эффект от увеличения масштабов производства, который приводит к уменьшению издержек производства по причинам более полного использования заводских мощностей, повышения уровня квалификации труда и управляющих кадров. Подобный эффект особенно важен для развивающихся стран.
2. Расширение интефационных контактов между странами нередко влечет за собой улучшение производственной и непроизводственной инфраструктуры стран — участниц союзов (автомобильных и железных дорог, финансовых услуг и т. п.). В свою очередь, это вызывает еще большие долгосрочные выгоды от сотрудничества, в частности, снижение расходов, связанных с проведением экспортно-импортных операций.
3. Позиция каждой из входящих в интефационную фуппировку стран как участниц различных торговых и экономических переговоров является более предпочтительной по сравнению с положением отдельной страны-аутсайдера. Это может позволить странам — участницам союза обеспечить для себя, например, лучшие условия торговли или другие преимущества.
4. Присоединение к торгово-экономическим союзам ведет к возрастанию конкуренции между странами. Монополистические и олигополистические рыночные структуры в этом случае не защищены от внешнего воздействия. Конкуренция становится менее индивидуальной, более эффективной и ведет к развитию новых офаслей производства. Это создает определенный климат, способствующий распросфанению передовой технологии и экономическому росту.
5. Образование торгово-экономических союзов, как правило, сопровождается существенным увеличением объемов инвестирования третьих стран в экономику стран — участниц таких союзов. Фирмы третьих стран строят
свои заводы в союзных странах, чтобы избежать в дальнейшем (после образования союза) таможенной дискриминации. Этот фактор, например, был основополагающим при принятии американскими фирмами решения инвестировать огромные суммы в экономику европейских стран после 1955 г. Основные отрицательные последствия, с которыми может быть связано присоединение к торгово-экономическому союзу, состоят в следующем.
1. При определенном стечении обстоятельств из страны может начаться отток ресурсов, перераспределяемых в пользу более сильных в экономическом отношении членов союза. Страна в этом случае может превратиться в «отсталый регион».
2. В том случае, если интеграция способствует установлению более тесных связей между отдельными фирмами стран — участниц союза, результатом может быть более широкое распространение олигопольного сговора, влекущего за собой повышение цен на соответствующую продукцию. Кроме того, может возрасти количество слияний, что, в свою очередь, повлечет за собой усиление господства монополий.
3. В ряде случаев может возникнуть эффект потерь от увеличения масштабов производства, связанный с формированием слишком больших компаний (отрицательный эффект масштаба).
Необходимо отметить, что в комплексном виде оценить все эти аргументы чрезвычайно трудно, тем более что многие последствия, как положительные, так и негативные, носят весьма долгосрочный характер и зависят от общего положения на мировой арене.
Наконец, следует добавить, что определенная часть аргументов (как «pro», так и «contra»), а следовательно, и соответствующих последствий, носит сугубо политический характер и потому находится за пределами экономического анализа.