Формальные и неформальные правила.
Иерархия правил
Описание любого действующего института с той или иной степенью полноты содержится в памяти индивидов, следующих входящим в него правилам: адресаты нормы знают, как им следует себя вести в соответствующей ситуации, гарант нормы знает, что представляют собой нарушения нормы, и как следует на них реагировать. Все эти знания могут быть неполными, а также различаться между собой в некоторых деталях. Кроме того, содержание института может иметь и внешнее представление в виде текста на том или ином языке. Наряду с такого рода описаниями обычаев, которым следуют различные группы людей, содержание институтов представлено и в виде других текстов – законов, кодексов, сводов правил, инструкций и т.п.
Публикации, содержащие описания обычаев, являются результатом инициативной работы исследователей, они никого ни к чему не обязывают. Публикации, содержащие тексты законов и инструкций, являются официальнымипубликациями, осуществляемыми от имени государства, или зарегистрированными, т.е. признанными, государством частными организациями, например, правила внутреннего распорядка организации. Они обязываютвсех, к кому они относятся, исполнять содержащиеся в них правила поведения.
Однако знания обычаев членами племени или нелегальными предпринимателями весьма жестко обязывают и тех, и других вести себя в соответствии с нормами, бытующими в этих группах: отступников ожидают серьезные санкции, применяемые к ним другими членами этих групп, – теми, кто обнаружит значимое, с его точки зрения, отклонение от принятого в группе поведения. Поскольку наблюдение за поведением членов названных групп осуществляют фактически все остальные их участники, понятно, что вероятность обнаружения нарушения велика, что и обусловливает жесткость исполнения подобного типа правил.
Напротив, знание официально принятых законов и инструкций не означает, что граждане государства или работники организации неукоснительно будут их исполнять. Ведь контроль следования подобным нормам ведут обычно вовсе не все граждане или работники, а только их часть, специализирующаяся на выполнении функций гаранта соответствующего правила, – работники правоохранительных органов или руководящие работники организации. Таким образом, вероятность обнаружения нарушения может быть ниже, чем в предыдущем случае.
Правила, существующие в памяти участников различных социальных групп, в роли гаранта которых выступает любой участник группы, заметивший их нарушение, называются неформальными правилами
Правила, существующие в форме официальных текстов или удостоверенных третьей стороной устных договоренностей, в роли гарантов которых выступают индивиды, специализирующиеся на этой функции, называют формальными правилами
Формальные и неформальные институты различаются между собой не только указанными характеристиками, но и другими признаками. Главный среди них – способы или механизмы принуждения этих типов правил к исполнению [8].
Независимо от типа правил, общая логика действия любого механизма принуждения правила к исполнению может быть охарактеризована следующим образом:
– гарант правила наблюдает поведение его адресатов и сопоставляет их действия с моделью поведения, определяемой этим правилом;
– в случае обнаружения различимого отклонения фактического поведения агента от модельного, гарант определяет, какую санкцию следует применить к агенту, чтобы добиться выполнения последним соответствующего правила;
– гарант применяет санкцию к агенту, упорядочивая его текущие и будущие действия.
Существуют различные варианты соотношения формальных и неформальных правил.
Зачастую неформальные правила понимаются как нежесткие, нарушения которых вполне возможно и допустимо, в то время как формальные трактуются как жесткие, неукоснительно исполняемые, поскольку их нарушение обязательно сопряжено с наказанием нарушителей. Принуждение к исполнению формальных правил предполагает специализированнуюдеятельность гарантов, осуществляемую ими на основе вознагражденияза их трудовые усилия, успешность этой деятельности во многом определяется тем, каковы стимулы гарантов к добросовестному исполнению своих служебных обязанностей. Если такие стимулы незначительны, формальные правила фактически могут оказаться менее жесткими, чем правила неформальные.
В статикевозможны два варианта соотношения формальных и неформальных правил:
– формальные и неформальные нормы соответствуют друг другу;
– формальные и неформальные нормы не соответствуют (противоречат) друг другу.
Первый случай является идеальным, в том смысле, что поведение адресатов формальных и неформальных правил регулируется всеми возможными гарантами, действующими согласованно, так что вероятность неадекватного поведения в регулируемых ситуациях может быть оценена как минимальная. Можно сказать, что формальные и неформальные правила в этом случае взаимно поддерживаютдруг друга.
Второй случай представляется более типичным, поскольку многие формальные нормы, вводимые либо государством, либо руководителями различных организаций, зачастую нацелены на реализацию их узких интересов, в то время как неформальные правила, разделяемые различными социальными группами, отвечают интересам их участников. Противоречие между такими интересами не является неизбежным, однако достаточно вероятным.
В соответствующих ситуациях фактический выбор адресатами не согласованных норм одной из них и, следовательно, выбор в пользу нарушения другой обусловливается соотношением балансов выгод и издержекследования каждой из сопоставляемых норм. При этом наряду с прямыми выгодами и издержками каждого из действий, в состав таких балансов входят ожидаемые издержки применения санкций за нарушение альтернативного правила.
Соотношение формальных и неформальных правил в динамике имеет более сложный характер. Здесь выделяются следующие ситуации:
– формальное правило вводится на базепозитивно проявившего себя неформального правила; иначе говоря, неформальное правило формализуется, что позволяет дополнить действовавшие механизмы принуждения его к исполнению также и формальными механизмами;
– формальное правило вводится для противодействиясложившимся неформальным нормам, если они оцениваются государством негативно. Создание механизма принуждения к поведению, отличающемуся от того, которое предполагают неформальные правила, является одним из вариантов действий государства в соответствующей сфере;
– неформальные правила вытесняютформальные, если формальные правила порождают неоправданные издержки у их субъектов и не приносят ощутимых выгод ни государству, ни непосредственно гарантам таких правил;
– возникающие неформальные правила способствуют реализациивведенных формальных правил. Такие ситуации возникают тогда, когда формальные правила вводятся в форме, недостаточно ясно и полно характеризующей действия либо адресатов, либо гарантов правил. В этом случае практика реализации «духа» введенного формального правила, если его выполнение в целом выгодно для его адресатов, вырабатывает и отбирает такие неформальные модели поведения, которые способствуют достижению цели исходного формального правила, – деформализация правил.
В целом формальные и неформальные правила могут как противоречить друг другу, конкурировать между собой, так и взаимно дополнять друг друга.
Представление о соподчиненности (субординации) правил дает соотношение любого закона и нормативных актов, принимаемых на его основе органами исполнительной власти. Закон определяет принципы и стратегии поведения, а подзаконные акты конкретизируют эти принципы в алгоритмы действий. Долгосрочный контракт, заключенный двумя фирмами о взаимодействии в области научно-исследовательских разработок, фиксирует то, что фирмы будут проводить совместно исследования, в которых они заинтересованы. В то же время для каждого конкретного исследовательского проекта заключается специальное соглашение, фиксирующее такие моменты, как предмет и цель проекта, формы участия сторон, объемы финансирования, распределение авторских прав и т.д.
Соподчиненность правил представляет собой широко распространенное явление, имеющее место как внутри институциональной среды, так и в совокупности институциональных соглашений. Общий принцип содержательной упорядоченности правил заключается в том, что норма более низкого порядка уточняет и раскрывает содержание нормы более высокого порядка, которые являются более общими и очерчивают те рамки, детали внутри которых регулируют более частные нормы.
Далеко не все правила связаны между собой подобными содержательно-логическими соотношениями. Значительная их часть в этом плане вообще никак не соотносится друг с другом, т.е. относительно их пар нельзя сказать, что одно правило имеет более или менее общий характер, чем другое. Например, правила дорожного движения и правила расчета подоходного налога не сопоставимы в рамках принципа содержательно-логической упорядоченности.
Любые правила становятся сравнимыми, если в качестве основы для сопоставления выбрать такую их характеристику, как издержки введения или изменения правил, понимая под издержками не только денежные затраты, но и всю совокупность усилий экономических агентов, включающую и психологические издержки, а также необходимые для введения или изменения института затраты времени. При таком подходе более общими, стоящими выше по иерархической лестнице, являются правила, издержки изменения или введения которых больше, чем у сравниваемых с ними правил.
Экономическая иерархия правил сильно коррелирует с их содержательной иерархией. Так, очевидно, что издержки разработки и принятия конституции через референдум выше, чем соответствующие издержки для законов, которые, в свою очередь, выше, чем аналогичные издержки для подзаконных актов. Поэтому удобство экономической иерархии правил состоит, прежде всего, в том, что она позволяет сравнивать и упорядочивать такие правила, между содержанием которых нет смысловой связи.
В соответствии с принципом иерархии выделяют надконституционные и конституционные правила.
Надконституционные правила. Все компоненты институциональной среды представляют собой правила, определяющие порядок и содержание «нижестоящих» правил. Подобные мета-правила могут иметь как формальный, так и неформальный характер. Наиболее общие и трудно изменяемые неформальные правила, имеющие глубокие исторические корни в жизни различных народов, тесно связанные с преобладающими стереотипами поведения, религиозными представлениями и т.п., и зачастую не осознающиеся индивидами, т.е. перешедшие в разряд стереотипов поведения больших групп населения, называются надконституционными правилами. Они определяют иерархию ценностей, разделяемых широкими слоями общества, отношение людей к власти, массовые психологические установки на кооперацию или противостояние, и т.д.
Конституционные правила. В экономической теории конституционными принято называть правила общего характера, структурирующие взаимоотношения между индивидами и государством, а также индивидов между собой. Конституционные правила выполняют следующие функции:
– устанавливают иерархическую структуру государства;
– определяют правила принятия решений по формированию государственных органов власти (министерств, ведомств, агентств и т.п.), например, правила голосования в демократических государствах, правила наследования в монархиях, и т.п.;
– определяют формы и правила контроля действий государства со стороны общества.
Конституционные правила могут иметь как формальный, так и неформальный характер. Так, правила наследования власти в монархиях могут иметь форму неписаного обычая или традиции, в то время как правила голосования при выборах законодательного органа государства – форму тщательного прописанного закона.
Конституционные правила как особый слой институциональной среды могут выделяться не только на уровне государства, но и на уровне других организаций, – фирм, корпораций, некоммерческих фондов и т.п. Их функцию в них выполняют, прежде всего, уставы, а также различные корпоративные кодексы, формулировки миссий и т.п. Отождествление таких локальных, внутриорганизационных правил с конституционными правилами возможно на базе их функционального понимания, поскольку с юридической точки зрения соответствующие документы не имеют, разумеется, ничего общего с конституцией как основным законом государства.
Существует различие между экономическим и юридическим пониманием конституционных правил, которое препятствует установлению взаимопонимания между представителями соответствующих отраслей науки. Если экономическое понимание конституционных правил весьма широко и никак не связано с формой представления соответствующих правил (они могут быть и неформальными), то юридическое понимание конституции имеет гораздо более строгий и узкий смысл.