Понятие норм (правил) и институтов.
Функции институтов
По мнению некоторых представителей институциональной теории понятие нормы и понятие правила являются синонимами, хотя в принципе они могут быть разграничены, однако такое разграничение имеет чисто стилистический характер, поэтому часто этого не делается.
Исследованием норм, прежде всего социальных, т.е. действующих в обществе и отдельных его группах, а не являющихся индивидуальными привычками, и занимаются философы, социологи, социальные психологи. В неоклассической экономической теории, составляющей ядро всей современной экономической науки, эта категория отсутствует. Объяснение этому заключается в том, что если информация о ситуации принятия решений полна, бесплатна и мгновенна, никакой необходимости в возникновении правил и, тем более, во введении их в экономическую теорию, не возникает.
С их помощью социальное общество в целом и различные социальные группы, вырабатывающие эти нормы, предъявляют своим членам требования, которым должно удовлетворять их поведение, направляют, регулируют, контролируют и оценивают это поведение.
Нормативная регуляция означает, что индивиду или группе в целом предписывается определенный вид поведения, его форма, тот или иной способ достижения цели, реализации намерений, задаются должная форма и характер отношений и взаимодействий людей в обществе, а реальное поведение людей и отношения членов общества и различных социальных групп программируются и оцениваются в соответствии с этими предписанными, «заданными» стандартами – нормами [5].
Наличие в обществе норм как образцов поведения, отклонение от которых порождает наказание нарушителя со стороны других членов общества, ограничивает возможности выбора для индивида, препятствуя реализации его стремления к рациональности. Рациональное действие ориентировано на результат, а социальные нормы не ориентированы на результат.Рациональность по сути своей обусловлена и ориентирована на будущее. Социальные нормы или безусловны или, если обусловлены, то не ориентированы на будущее. Чтобы быть социальными,нормы должны разделяться другими людьми и в какой-то мере опираться на одобрение или неодобрение ими того или иного типа поведения.
Содержанием нормы является действие, которое может, должно или не должно быть выполнено. Характер нормы – обязывающий, запрещающий или разрешающий – не является ее существенным признаком. Любая норма, независимо от ее характера, при осуществлении экономического действия выступает в роли некоторого ограничителя выбора. Даже норма, предоставляющая новые возможности, делает это лишь относительно ограниченного круга таких возможностей, пополняя множество допустимых альтернатив, не делая его универсальным, всеобъемлющим.
Нарушение того или иного правила, будучи индивидуально выгодным, способно привести к отрицательным внешним эффектам, т.е. возложить на других индивидов дополнительные издержки, которые в сумме могут превысить индивидуальную выгоду нарушителя. Следовательно, с точки зрения максимизации стоимости, подобные нарушения нежелательны. Средством их предотвращения выступают санкции – те или иные наказания за нарушение нормы, т.е. действия, направленные на снижение полезности для их объекта, например, путем возложения на него некоторых дополнительных издержек. Субъектом санкций выступает гарант нормы – индивид, выявляющий нарушение и применяющий санкции к нарушителю.
В составе нормы выделяются: ситуация (условия приложения нормы), индивид (адресат нормы), предписываемое действие (содержание нормы), санкции за неисполнение предписания, а также субъект, применяющий эти санкции к нарушителю, или гарант нормы.
Структура нормы описывает широкое разнообразие различных правил, включая часто меняющиеся под влиянием обстоятельств индивидуальные привычки, переживающие века традиции, правила поведения в общественных местах и конституций государств, принятых на референдумах большинством населения страны.
В рамках этого разнообразия правил разграничивают, два больших класса, различающихся механизмами принуждения их к исполнению. Под механизмом принуждения правила к исполнениюпонимают совокупность, состоящую из его гаранта и правил его действий, регулирующих применение санкций к выявленным нарушителям «базового» правила. По данному признаку множество всевозможных правил разделяется на:
– правила, в которых гарант нормы совпадает с ее адресатом; такие правила выше были охарактеризованы как привычки; их можно назвать также стереотипами поведения или ментальными моделями поведения; для привычек свойствен внутренний механизм принуждения их к исполнению, поскольку санкции за их нарушения налагает на себя сам адресат правила;
– правила, в которых гарант нормы не совпадает с ее адресатом; для таких правил характерен внешний механизм принуждения их к исполнению, поскольку санкции за нарушение таких правил налагаются на нарушителя извне, другими людьми.
В соответствии с этим понятию института можно дать следующее определение: институт – это совокупность, состоящая из правила и внешнего механизма принуждения индивидов к исполнению этого правила.
Существуют другие определения, широко используемые в экономической литературе. Например, Д. Норт дает следующие определение институтов как «правил игры» в обществе, или как созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми [26, с. 17]. По Норту институты – это «правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми» [29, с. 73]. Их составляют формальные ограничения (правила, законы, конституции), неформальные ограничения (социальные нормы, условности и принятые для себя кодексы поведения) и механизмы принуждения к их исполнению. В совокупности они определяют структуру стимулов в обществах и их экономиках. А.Е. Шаститко трактует институт как «ряд правил, которые выполняют функцию ограничений поведения экономических агентов и упорядочивают взаимодействие между ними, а также соответствующие механизмы контроля за соблюдением этих правил» [43, с. 54].
Определение понятия института важно по той причине, что институты представляют собой базовую единицу анализа институциональной экономической теории, а их совокупностьсоставляет предметэтой теории.
Существование института говорит о том, что действия людей зависят друг от друга и влияютдруг на друга, что они вызывают последствия (экстерналии, или внешние эффекты), учитываемые другими людьми и самим действующим экономическим агентом. Естественные механизмы в результате их объективного существования приводят к схожим результатам, однако повторяющиеся действия оказываются следствиями решений, принимаемых отдельными экономическими агентами независимо друг от друга и без учета возможных санкций, которые к ним может применить гарант той или иной нормы.
Функции, выполняемые институтами, позволяют понять, посредством каких механизмов они приобретают и реализуют свое экономическое значение в хозяйственной жизни, в деятельности экономических агентов.
Прежде всего, институты ограничивают доступ к ресурсам и разнообразие вариантов их использования, т.е. выполняют функцию ограниченийв задачах принятия экономических решений. Ограничивая возможные способы действий и линии поведения, или даже предписывая только один допустимый способ действия, институты также координируютповедение экономических агентов, оказавшихся в ситуации, описываемой условиями приложения соответствующей нормы.
Описание содержания института, действующего в некоторой ситуации, дает каждому из экономических агентов, находящихся в ней, знаниео том, как должен и, скорее всего, будет вести себя его контрагент. Исходя из него, агенты могут и, скорее всего, будут формировать собственную линию поведения, учитывая ожидаемые действия другой стороны, что и означает возникновение координациив их поступках. Условием такой координации является информированность агентов о содержании института, регулирующего поведение в той или иной ситуации. Если один из субъектов знает, как должно вести себя при определенных обстоятельствах, а другой нет, координация может быть нарушена, вследствие чего участники взаимодействия могут понести непроизводительные издержки. Типичный пример – правила дорожного движения.
Выполнение институтами функции координации действий экономических агентов порождает и обусловливает возникновение координационного эффекта. Суть его заключается в обеспечении экономиидля экономических агентов на издержках изучения и прогнозирования поведениядругих экономических агентов, с которыми они сталкиваются в различных ситуациях. Если правила строго выполняются, то не нужно специально затрачивать усилия на то, чтобы предугадать, как поведут себя партнеры: круг их возможных поступков прямо очерчен действующим институтом. Координационный эффект институтов реализуется через снижение уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты.
Снижение уровня неопределенности внешней среды, обеспечиваемое существованием институтов, позволяет планировать и осуществлять долгосрочные инвестиции, добиваясь создания большей стоимости. Кроме того, средства, сэкономленные на исследовании и предсказании поведения контрагентов, также могут быть использованы в производительных целях, усиливая координационный эффект.
В условиях неопределенной среды, при отсутствии действующих институтов, экономические агенты не только сталкиваются с низкой ожидаемой выгодой от намечаемых проектов, но и вынуждены расходовать средства на различные меры предосторожности при осуществлении хозяйственных мероприятий, например, на страхование сделок или отдельных их компонентов. Тем самым, координационный эффект выступает одним из тех механизмов, посредством которых институты оказывают воздействие на эффективность функционирования экономики.
Координационный эффект институтов возникаети проявляет себя как фактор, позитивновлияющий на экономику, лишь в том случае, если институты согласованымежду собой по предписываемым направлениям действий экономических агентов. Если разные правила, совпадающие по условиям их применения, определяют несовпадающие типы поведения, неопределенность внешней среды для экономических агентов возрастает,если в совокупности институтов отсутствует некоторое мета-правило, упорядочивающее действия противоречащих друг другу правил.
Например, в системах национальных законодательств подобное мета-правило обычно присутствует в форме положения о том, что в случае противоречия национального и международного права применяются нормы международного прав. Другой пример: в случае принятия органом государственного управления двух противоречащих друг другу подзаконных нормативных актов принято считать, что применяться должен тот, который принят позже.
Любой институт, ограничивая множество возможных способов действий, в силу этого влияет на распределение ресурсовэкономическими агентами, выполняя распределительную функцию. На распределение ресурсов, выгод и издержек воздействуют не только те правила, содержанием которых непосредственно является передача благ от одного агента другому (например, налоговое законодательство или правила определения таможенных сборов), но и те, которые прямо не касаются этих вопросов.
Например, установление сложных правил выдачи лицензий на занятие определенными видами предпринимательской деятельности может существенно сократить приток в нее начинающих предпринимателей, снизить уровень конкурентности соответствующего рынка, повысить цены на торгуемое на нем благо и, в конечном счете, перераспределить денежные средства покупателей.
Институт характеризуется не только разнообразными специфическими распределительными последствиями, но и общим, «типовым» распределительным эффектом. Ограничивая множество возможных способов действий, он либо непосредственно переключает ресурсы на их разрешенное подмножество, либо как минимум увеличивает издержки осуществления запрещенных способов действий, за счет включения в их состав ожидаемого ущерба от применения санкций к нарушителю правила.