Тема 2. Производство: уровни, факторы, эффективность.

Производство и воспроизводство. Общественное производство. Труд индивидуального работника, производство на уровне фирмы (микроуровень), производство на уровне общества (макроуровень). Предмет труда, средства труда, средства производства, рабочая сила. Разделение труда, специализация, производительная сила и обмен. Экономические агенты и их виды. Домашние хозяйство, предприятия, государство. Экономические интересы, цели и средства.

Экономические потребности и блага. Структура экономических потребностей. Закон Энгеля. Понятие экономического блага. Классификация благ. Экономические и неэкономические блага. Частные, коллективные, клубные, общественные блага. Материальные и нематериальные блага. Полная и частичная взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ. Услуги. Ресурсы, субституты, комплементы. Редкость благ. Виды экономических ресурсов.

Безграничность потребностей и органичность экономических ресурсов. Переплетение, мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов. Ограниченные экономические возможности. Эффективность. Проблема выбора оптимального решения. Кривая производственных возможностей. Граница производственных возможностей. Компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом. Парето – эффективность. Сравнительное преимущество.

Тема 3. Экономические системы, и модели
хозяйствования и собственность.

Экономические системы. Понятие экономической системы. Формацион-ный подход. Доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная цивилизации. Теории Джона Гелбрейта, Уолта Ростоу, Арнольда Тойнби,
П. Самуэльсона. Три основные вопроса экономики. Традиционная, командно-регулируемая, рыночная и смешанная экономики.

Основные формы и модели организации хозяйственной жизни в экономических системах. Натуральное и товарное хозяйство. Понятие товара (маржиналистская, марксистская концепции). Понятие денег и их роль в экономике. Индексы Пааше, Ласпейреса и Фишера.

Собственность и хозяйствование. Формы собственности. «Пучок прав» собственности Р. Коуза, теорема Коуза. Внешние эффекты, структура прав, передача прав, согласование обязанностей. Экономические интересы, цели и средства.

Приватизация российской экономики: причины, пути, итоги.

Тема 4. Рыночная система и рынок

Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом. Что, сколько и как следует производить. Распределение общего объема продукции. Адаптация к изменениям. Позитивные и негативные моменты рыночной системы. Провалы рынка. Внешние эффекты (экстерналии). Общественные блага. Общественный выбор и проблемы «безбилетника», поиск ренты; теорема Коуза-Стиглера, асимметрия информации и негативный отбор, сигналы рынка, анализ отношений «принципал-агент», ящик Эджуорта, общее равновесие. Побочные эффекты. Переход к рыночной системе в российской экономике.

Формирование концепции рынка. «Невидимая рука» А. Смита. «Пусть все идет своим чередом». А. Маршалл о рыночном механизме.

Понятие рынка. Рынок как система отношений, как набор соглашений, как механизм. Условия рынка: специализация, обособленность, свободный обмен ресурсами, величина трансакционных издержек. Функции, принципы функционирования рынка. Структура рынка. Рынок рабочей силы, рынок товаров, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, информационный рынок, рынок человеческого капитала. Оптовые и розничные рынки.

Этапы развития рынка. Социально ориентированное рыночное хозяйство.

Раздел II. Микроэкономика

Тема 5. Теория потребительского поведения

Понятие ценности, полезности, потребительной стоимости. К. Менгер и Е. Бем-Баверк о субъективной теории полезности. Законы Г. Госсена, Дж. Хикс о теореме рационального потребительского выбора. Потребительские предпочтения. Поведение разумного потребителя. Эффект дохода и эффект замещения. Закон убывающей предельной полезности. Правило максимизации полезности. Представление потребительских предпочтений с помощью кривых безразличия. Свойства кривых безразличия. Полная взаимозаменяемость. Полная взаимодополняемость. Карта безразличия. Бюджетная линия. Бюджетное ограничение. Оптимальный выбор потребителя. Изменение доходов потребителя и его выбор. Изменение цен и потребительский выбор. Предельная норма замещения.

Тема 6. Спрос и предложение. Рыночное равновесие
на микроуровне

Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Основы закона спроса. Эффект дохода и эффект замещения. Величина спроса. Эффект Гиффена. Индивидуальный и рыночный спрос. Неценовые факторы спроса (детерминанты). Потребительские вкусы. Число покупателей. Доход. Цены на сопряженные товары. Изменения в спросе. Товары низшей категории, нормальные товары. Взаимозаменяемые товары (субституты). Взаимодополняемые товары (комплементы).

Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Величина предложения. Неценовые факторы предложения (детерминанты). Изменение в предложении. Цены на ресурсы. Технологии, налоги и дотации. Цены на другие товары. Ожидание. Число продавцов.

Рыночное равновесие на микроуровне. Модели А. Маршалла и Л. Вальраса. Механизм установления рыночного равновесия. Излишки потребителя и производителя. Равновесная цена и равновесное количество. «Нормальная» цена. Фактор времени в микроэкономическом равновесии. «Компромиссная» теория цены. Сложные случаи: изменение спроса и предложения. Цены «пола» и «потолка».

Наши рекомендации