Проблемы бедности и методы ее сокращения в России? Дайте характеристику понятию «новые бедные» в России.
Сегодня за чертой бедности по-прежнему остаются 18,5 млн россиян, каждый четвертый житель страны имеет доходы ниже прожиточного минимума. Почти половина граждан, по данным социологических опросов, считает, что жизнь в стране в последующие пять лет станет только хуже. Неравномерное развитие регионов и несправедливое распределение природных богатств только усугубляют ситуацию, отмечают экономисты.
В нашей стране после "рыночных" реформ многие внезапно и резко обеднели. Поскольку прежде это были люди, социально вполне благополучные, их в социологической и экономической литературе стали называть "новыми" бедными, в отличие от "старых" бедных, то есть тех, кто был беден и до экономических преобразований. Отнеся к старым бедным семьи, которые и до рыночных реформ являлись бедными по разным причинам, а к новым – преимущественно семьи, состоящие из работников бюджетной сферы, автор убедительно показывает, какие глубокие различия характеризуют эти две группы бедных. И прежде всего – ориентация новых бедных на активную модель экономического поведения, в отличие от старых бедных, для которых определяющей являлась патерналистская модель выживания, связанная как с состоянием здоровья, так и с большим числом иждивенцев.
Различие между старыми и новыми бедными в российском обществе носит принципиальный характер. Старые бедные не имеют того, что составляет социальный, культурный и экономический фундамент новых бедных — интеллектуальный капитал, основой которого выступает высшее и среднее специальное образование. Хорошее образование в цивилизованном и стабильном обществе служит мощным социальным лифтом, помогает людям подняться по социальной лестнице и получать высокие и относительно высокие доходы. В переходном обществе, когда происходит коренное изменение экономической и социальной структуры, смена политических режимов, образование не может оплачиваться достаточно высоко. Поскольку подавляющая часть образованного населения в России трудится в госсекторе, а тот финансируется по остаточному принципу, материальный уровень жизни бюджетников резко снизился в 90-е годы. Хотя известно, что он и раньше, в 70—80-е годы, не был высоким. Однако сохранился интеллектуальный капитал, стало быть осталась основа для вертикальной мобильности при благоприятном стечении обстоятельств и изменении ситуации в обществе к лучшему. У старых бедных такого капитала нет, и получить его в перспективе невозможно, поскольку стоимость обучения с каждым годом возрастает, а доступ к высококачественному образованию постоянно сужается.
Другая отличительная черта новых бедных заключается в том, что субкультура бедности, нормы жизни на “социальном дне”, психология отчаяния и распущенности у современных бюджетников, составляющих нижний слой среднего класса и верхний слой низшего класса, не передается по наследству. Они прилагают все усилия для того, чтобы дать своим детям наилучшее из доступного им образование, воспитывают у них достижительную мотивацию, передают традиции и ценности российской интеллигенции. Даже находясь сами в зоне бедности, новые бедные стремятся к тому, чтобы их дети выбрались из нее. Это характерная черта только российского общества. Ни в одной стране мира бедные, во-первых, не расколоты на старых и новых, во-вторых, старые новые неспособны, при изменении ситуации, совершить быструю восходящую мобильность и в короткие сроки занять место в среднем классе.
Важнейшим фактором решения проблемы бедности является экономический рост, поскольку именно экономический рост ведет к увеличению валового национального дохода, за счет которого формируется фонд потребления. Вместе с тем вполне возможно сохранение масштабов бедности неизменными на фоне неплохого экономического роста
В то же время в борьбе с бедностью важна и государственная помощь бедным, хотя ее увеличение ведет к снижению остроты проблемы бедности, но не к её решению. Как показывает опыт развитых стран, на фоне роста этой помощи может возрастать так называемая застойная бедность той части трудоспособного населения, которая отчаялась найти работу и поэтому психологически ориентирована лишь на помощь государства. Как следствие, адресные выплаты пособий бедным должны сопровождаться комплексом социально-экономических мер, нацеленных на их вовлечение в трудовую деятельность (программы профессиональной подготовки и переподготовки, содействие в поиске рабочих мест и др.).
для ликвидации очагов бедности в мировом хозяйстве требуется широкая международная поддержка. Проблеме бедности уделяется все большее внимание со стороны международной общественности. В 2000 г. главы правительств 180 государств мира подписали так называемую Декларацию тысячелетия, определив восемь ключевых задач мирового развития на период до 2015 г. и призвав международные экономические организации сориентировать свои программы помощи на их достижение.
Новые Бедные
- те слои населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическому положению никогда ранее не относились к низшим слоям (бюджетники - служащие и рабочие, занятые в государственном секторе и вследствие снижения уровня жизни находящиеся в данный момент у черты бедности).
42. В чем заключаются главные задачи социальной политики России на современном этапе?
В день своей инаугурации (последней) В.В. Путин подписал 3 указа, связанных с социальной политикой: «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Главные задачи согласно этим указам:
· Повышение реальной заработной платы
· Разработать профессиональные стандарты
· Расширить участие работников в управлении организации
· Сделать оплату труда прозрачной (особенно в гос. учреждениях)
· Поддержка российской культуры (премии, выставки, помощь музеям, помощь в публикациях и т.п.)
· Увеличить коэффициент рождаемости
· Увеличить среднюю продолжительность жизни до 74 лет
· Совершенствование миграционной политики (помощь в устройстве, изучении языка, культуры)
· Помощь нуждающимся семьям
· Помощь работающим матерям
· 100% дошкольного образования
· Развитие ведущих вузов и попадание из в лучшие вузы мира (5 наших в 100 лучших мира)