Типы и модели системных реформ при переходе к рыночной экономике.

Результаты приватизации в России: достижения и недостатки.

• Создан частный сектор – основа рыночной экономики

• Чрезмерное имущественное расслоение общества

• Отсутствие общего повышения эффективного производства

• Сильное приспособление предпринимателей к власти

Достижения:

• ликвидирована абсолютная монополия государственной собственности, возникло многообразие форм собственности;

• новый класс собственников не только сформировался, но и превратился во влиятельную социальную и политическую силу;

• возник российский фондовый рынок;

• созданы объективные предпосылки для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций;

• масштабное перераспределение собственности произошло без глубоких социальных потрясений.

Недостатки:

• не сформировался “эффективный собственник”. В подавляющем большинстве приватизированные предприятия не имеют определённого собственника, на них возникло сложное переплетение прав собственности между государством, директорским корпусом, трудовым коллективом и внешними инвесторами;

• не произошло сколько-нибудь заметного повышения эффективности приватизированных предприятий;

• не были привлечены крупные инвесторы в российскую экономику;

• не оправдались надежды на денежную приватизацию как важный источник доходов государственного бюджета;

• произошедший в результате «залоговых аукционов» (характеризующихся высокой степенью непрозрачности и обвинениями организаторов в корупции в пользу ограниченного числа победителей аукционов) переход наиболее «лакомых кусочков» российской промышленности в руки отдельных ФПГ не был эффективен для бюджета экономически и создал основу для будущих дискуссий о деприватизации;

• произошло усиление социальной дифференциации не только по доходам, но и по имуществу.

Назовите положительные результаты реформ для российской экономики.

• Свободное ценообразование

• Частная собственность

• Ликвидирована монополия внешней торговли

• Преобразование налогов и госбюджета

• Развитие банковского сектора

Перечислите отрицательные результаты реформ для российской экономики.

• Большие социальные издержки

• Снижение производственных результатов

• Коррупция и криминализация общества

• Нерыночное поведение собственника

Дайте характеристику естественным монополиям в России. В чем причины их большой роли в экономике России?

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Естественные монополии:

• Естественной монополией обладают собственники и иные хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкиеметаллы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и выращивания на них чая, виноградников)

• целые отрасли инфраструктуры, которым свойственны особо важное и стратегическое значение для всего общества: коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация, военно-промышленный комплекс и т.п.

Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или виды отдельные виды хозяйственной деятельности надлежит отнести к естественным монополиям.

Новые Бедные

- те слои населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическому положению никогда ранее не относились к низшим слоям (бюджетники - служащие и рабочие, занятые в государственном секторе и вследствие снижения уровня жизни находящиеся в данный момент у черты бедности).


42. В чем заключаются главные задачи социальной политики России на современном этапе?

В день своей инаугурации (последней) В.В. Путин подписал 3 указа, связанных с социальной политикой: «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Главные задачи согласно этим указам:

· Повышение реальной заработной платы

· Разработать профессиональные стандарты

· Расширить участие работников в управлении организации

· Сделать оплату труда прозрачной (особенно в гос. учреждениях)

· Поддержка российской культуры (премии, выставки, помощь музеям, помощь в публикациях и т.п.)

· Увеличить коэффициент рождаемости

· Увеличить среднюю продолжительность жизни до 74 лет

· Совершенствование миграционной политики (помощь в устройстве, изучении языка, культуры)

· Помощь нуждающимся семьям

· Помощь работающим матерям

· 100% дошкольного образования

· Развитие ведущих вузов и попадание из в лучшие вузы мира (5 наших в 100 лучших мира)

Типы и модели системных реформ при переходе к рыночной экономике.

Классификация переходных экономик по радикализму системных реформ(модели):

• Страны, где темпы продвижения к рыночной системе наиболее значительны (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии). Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено рядом факторов: существованием основ рыночной экономики до поворота к административно-командной системе, тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой, относительной сбалансированностью структуры народного хозяйства или небольшим объемом диспропорций, консенсусом всех слоев населения в отношении необходимости перехода к рыночной системе.

• Страны, где переход к рыночной экономике оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы (Россия, другие страны - члены СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы нередко происходило на базе традиционной системы. Затрудняют продвижение к рынку и такие факторы, как наличие глубоких диспропорций в структуре экономики, наличие сильных уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу о характере преобразований, относительная изолированность от развитых стран, а нередко и военные конфликты на их территории.

• Страны Восточной Азии (Китай и Вьетнам), где господство административно-командной системы было кратковременным и переход к рыночной экономике начался на основе традиционной патриархальной системы при крайне слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезных диспропорций, а также при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного менталитета населения.

Варианты перехода к рыночной экономике

Эволюционный путь («градуализм»)

Можно выделить следующие общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике.

• Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Так, в Венгрии этот процесс происходил с 1968 по 1990 гг., а в Китае продолжается с 1979 г.

• Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка. В Китае ограничения на создание частных производственных предприятий были отменены в середине 80-х гг., что позволило спустя пять-шесть лет полностью насытить потребительский рынок.

• Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.

• Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.

• Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции. В Венгрии максимальный годовой прирост розничных цен составил 35% (1991 г.), а в Китае - 24,1% (1994 г.).

• Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.

Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов и одновременно приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.

Вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»).

Стратегия «шоковой терапии» основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму рыночная экономика является саморегулирующейся системой. Поэтому главная задача преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая функция - поддержание устойчивости финансовой системы, а для этого необходимо решительное подавление инфляции, которая препятствует регулирующей роли рынка.

В числе важнейших институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает:

• одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и услуг и переход от государственного материально-технического снабжения к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;

• скорейшее разрушение прежней системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими, среди которых главными являются ужесточение условий предоставления кредита, ограничение денежной эмиссии;

• ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к частной собственности на землю;

• либерализацию внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала.

Наши рекомендации