Типы монополизма и пути его преодоления
Монополизм — это исключительное положение экономического субъекта, возникающее из права собственности или из обладания политической властью, дающей возможность диктовать свою волю всем прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.
Монополизм, как отмечалось уже, находит свое место и в рыночной экономике. О его существовании можно судить по признакам монополистического поведения: по разрушению рыночных механизмов (торможение НТП, удержание высоких цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.).
Монополистом может быть государство, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.
Но даже мелкие и средние предприятия могут быть монополистами, а крупная корпорация может и не занимать монопольного положения и не проявлять признаков монополистического поведения.
Оказывается, что даже такие гиганты автомобилестроения, как "Форд", "Дженерал моторс" и "Фиат" не владеют монопольно рынками.
Например, американская корпорация ИБМ — лидер производства компьютеров и соответствующей технологии, а также сопутствующих товаров. Однако она уже много лет наращивает объем производства и продаж, постоянно совершенствует качество изделий и их ассортимент, находится на передовых рубежах НТП, гибко маневрирует ценами, не стремясь удерживать их на монопольно высоком уровне.
Наиболее безопасной с точки зрения монополизации, по мнению западных экспертов, считается ситуация, когда на рынке действует 10 и более фирм. При этом крупнейшая из них не вправе держать в своих руках более 31 % общего объема продаж, две — не более 44 %, три — 54 %, четыре — 64 %. В противном случае государство ограничивает участие фирмы на рынке, либо вводит экономические санкции.
Мировой экономической теории и практике известны по крайней мере шесть основных типов монополизма:
1. Монополизм, который вырастает из конкуренции и базируется на концентрации и централизации производства и капитала (производственная, сырьевая и финансовая монополия).
2. Монополизм, представленный технологической олигополией (металлургия, электроэнергетика, ж/д транспорт и т.д.). Имеется в виду несколько крупных корпораций, контролирующих производство и сбыт определенного рода продукции.
3. Монополизм, обусловленный дифференциацией продукта. Дифференциация продукта является одним из основных признаков монополистической конкуренции. Она может принимать ряд различных форм:
Качество продукции: различия по функциональным особенностям, материалам, дизайну, качеству работы и т.д.
Услуги: услужливость работников магазина, репутация фирмы по продаже и обмену ее товаров и т.д.
Размещение: владельцы маленьких магазинов располагают их вблизи от покупателей, на наиболее оживленных улицах и продажа в них производится круглосуточно.
Стимулирование сбыта и упаковка: мнимые различия могут создаваться за счет рекламы, необычной упаковки, использования торговых марок и знаков. В развитых странах этот тип монополизма получил самое широкое распространение.
4. Монополизм, который воплощают предприятия, лидирующие на тех или иных направлениях современной НТР. Он исчезает по мере распространения и коммерческого освоения результатов научных исследований и технологических разработок другими субъектами.
5. Государственный монополизм, связанный с потреблением в масштабе страны таких общественных благ, как национальная оборона, госуправление, единая энергетическая система, фундаментальные науки и т.д.
6. Монопсония. Это когда на рынке выступает лишь один покупатель какого-либо товара, услуг или ресурса. Как правило, монополистом является государство, выступая в качестве единственного покупателя. К примеру, советское государство ранее через Госплан и систему госзаказов покупало всю продукцию предприятий и не только стратегического назначения.
Приведенная классификация типов монополизма не бесспорна. Она вызывает у некоторых экономистов вполне объяснимую критику. Однако автор счел возможным позаимствовать ее у А. Лившица в курсе лекций "Введение в рыночную экономику" (М., 1991, с. 165—167).
Что касается нашей экономики, то для нее все типы монополизма характерны в той или иной мере. Однако монополизм в нашей экономике — явление принципиально иного рода, так как он базировался на универсальной государственной собственности и отсутствии цивилизованного рынка, т.е. тотальном огосударствлении экономики.
Негативными последствиями монополизма государственной собственности (государственного монополизма) являются;
1) на уровне общества — отсутствие экономической свободы, вырождение экономической системы;
2) на уровне отрасли — возникновение узковедомственных интересов;
3) на уровне предприятия — негибкость, неэффективность производства;
4) на уровне отдельного работника — отчуждение от собственности, управления и от результатов собственного труда.
Одним словом, по всем позициям государственный монополизм наносит экономике и народному хозяйству в целом огромный вред.
Анализ особенностей монополизма в нашей экономике показывает, что он существенно отличается по своим масштабам, причинам и устойчивости от аналогичного явления в рыночной системе.
Антиподами монополизма всегда были рынок и конкуренция, основанные на частной собственности на средства производства и предпринимательскую деятельность. Отсюда следует, что основными путями преодоления монополизма являются: формирование нормально действующей рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого предпринимательства, а также разгосударствление собственности и приватизация предприятий. Одним словом, сюда относятся все меры по демонополизации экономики.
Демонополизация экономики — это преодоление монополистической деятельности и содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.
Под "преодолением" можно подразумевать — ограничение и предупреждение, недопущение и пресечение таких действий хозяйствующих субъектов, а также органов власти и управления, которые направлены против конкуренции и свободного предпринимательства, против формирования конкурентной среды на товарных рынках.
Главное условие поддержания и развития конкуренции, а следовательно, развития процесса демонополизации экономики состоит в том, чтобы обеспечить всем участникам хозяйственной деятельности равную свободу вне зависимости от форм собственности, масштаба производства и сбыта продукции, места расположения предприятия. При этом следует считать противозаконными меры любых органов и должностных лиц, предусматривающие прямую дискриминацию или ограничение самостоятельности и свободы выбора отдельных хозяйствующих субъектов.
Каждый хозяйствующий субъект вправе осуществлять на своем предприятии деятельность по обновлению выпускаемой продукции, повышению ее технического уровня и качества вне зависимости от того, в какой мере это затрагивает интересы других предприятий.
Что касается российской монополизированной экономики, то ей при переходе к рынку приходится решать такие проблемы, как: образование рыночных структур, проведение институциональных и структурных преобразований; устранение прямых препятствий свободной конкуренции и формирование в системе управления экономикой такого механизма, который бы преодолевал, сокращал монополизм в его различных формах.
Существенную значимость для регулирования экономики и ее демонополизации имеет такая мера, как государственное поощрение конкуренции. Здесь надо иметь в виду основные задачи:
1) активизация предпринимательской состязательности;
2) всяческая поддержка ее добросовестной, честной формы.
В развитом рыночном хозяйстве поощрение конкуренции на практике сводится главных образом к стремлению ограничить монополизм в товарном производстве и обращении. Еще в конце XIX в. в США, а затем и в других крупных государствах были приняты так называемые антитрестовские законы, которые запрещали соглашения и объединения фирм, направленные на ограничение торговли, тем более на ее монополизацию. Были созданы специальные ведомства по реализации этих правовых норм. После второй мировой войны подобные законы и организации появились почти во всех западноевропейских странах, Японии, ЮАР, некоторых латиноамериканских странах. Осуществляются меры против ценовой экспансии крупных фирм и компаний. Речь идет прежде всего о демпинге, т.е. массовой продаже товаров по заниженным ценам с целью захвата того или иного рынка. В этом направлении центральные и местные власти ряда стран тоже приняли соответствующие юридические акты, создали необходимые органы. Вводится жесткая регламентация “естественных монополий” — тех хозяйственных отраслей, где по технологическим и экономическим причинам невозможна или нецелесообразна конкуренция. Ограничения здесь обеспечиваются чаще всего ведомственным установлением фиксированных цен и тарифов, иногда даже национализацией указанных отраслей.
Правительством России разработана и принята "Государствен-ная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ". Следует отметить, что раньше утверждались различного рода мероприятия по развитию конкуренции и ограничению монополистической деятельности. Например, в отдельный реестр были выделены 2 тыс. предприятий, занимающие доминирующее положение на отечественном рынке. Даже был введен уровень рентабельности, который они свободно обходили, завышая искусственно производственные издержки. Данная программа предусматривает изменить саму монополизированную структуру, которая сложилась в нашей экономике в прошлые времена. Чтобы реализовать эту программу серьезные усилия следует приложить антимонопольному комитету; необходимо участие в этом процессе территорий, целых регионов и отраслей, а также расширение законодательной базы.
В 1994 г. был осуществлен отказ от государственного ограничительного регулирования цен предприятий-монополистов, и реестр из инструмента регулирования был переведен в информационно-наблюдательный режим. В начале 1996 г. он был снова восстановлен.
В настоящее время готов пакет законодательных актов, которые должны способствовать развитию конкуренции в различных сферах хозяйственной деятельности. Для этого предполагается начать с принятия следующих законов: "О монополиях", "О концессиях", "Об организованных товарных рынках" и др. Чтобы процесс демонополизации экономики пошел успешнее, нужно иметь ясные цели и конкретные задачи.
Целями государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ являются повышение эффективности производства на основе рыночного регулирования экономических процессов, развитие предпринимательства. Основной задачей этой политики является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках по определенным группам товаров (работ, услуг).
Реализация этой главной задачи предусматривает решение более частных задач:
1. Анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений.
2. Формирование необходимых организационно-экономических предпосылок для эффективной конкуренции.
3. Установление и поддержание единого экономического пространства на территории России.
4. Создание действенной системы государственного контроля и регулирования деятельности хозяйствующих субъектов.
5. Развитие предпринимательства, поддержка малого и среднего бизнеса.
6. Реформирование государственных предприятий и формирование рыночной инфраструктуры.
Демонополизация экономики и развитие конкуренции на рынках РФ взаимосвязаны с финансовой стабилизацией, антиинфляционными мерами государства, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Процесс демонополизации экономики, формирование и развитие конкурентной среды рассчитаны на долгосрочную перспективу с ежегодным уточнением приоритетов. Осуществление этого процесса предусматривает также учет следующих общих требований:
1) ориентация на создание конкурентного рынка, защиту прав и интересов потребителей;
2) комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки;
3) дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных интересов, отраслевых и региональных особенностей;
4) взаимосвязанность решения проблем демонополизации и развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях;
5) определение приоритетов и места демонополизации и развития конкуренции в обшей государственной политике экономических реформ;
6) установление этапов и методов формирования и развития конкурентной среды;
7) учет факторов интеграции российской экономики в мирохозяйственную систему, а также открытости товарных рынков России для международной конкуренции;
8) обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.
И, наконец, политика демонополизации и развития конкуренции должна будет учитывать, как предусмотрено Программой, интеграционные процессы в промышленности, создание промышленных или финансово-промышленных групп, действующих на российских рынках и оказывающих вероятное воздействие на состояние конкуренции.