Приватизация собственности в России и за рубежом
Категория «собственность» имеет двоякую трактовку. Одни авторы рассматривают ее с юридической точки зрения, другие — с экономических позиций.
Здесь коснемся вопроса об особенностях преобразования собственности в России в виде приватизации в 90-х гг. XX в. Исходным в этом процессе является Закон СССР 1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности», затрагивающий не только перераспределение прав собственности, но и трансформацию ее форм[99].
Важную роль в подготовке процесса приватизации собственности в нашей стране имел Закон СССР 1988 г. «О кооперации в СССР», в котором:
- допускалось использование наемного труда в кооперативах;
- в новых кооперативах получил существование режим свободного ценообразования.
Этим законом создавались условия для активного преобразования государственной собственности в частную. Новые кооперативы создавались при государственных предприятиях, через посредство которых собственность государственных предприятий превращались в частнокапиталистическую собственность.
Таким образом, превращение государственной формы собственности в кооперативную форму (по-видимому) явилось социальной и экономической базой для приватизации собственности в стране.
Во исполнение названных законов принимались нормативные акты об аренде, которые завершал закон «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде», содержащий юридическую основу для перераспределения прав собственности и для изменения форм собственности. Позднее (в 1990-1991 гг.) в СССР были приняты «Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик» (31 мая 1990 г.) и ряд других законов и нормативны актов, нацеленных на развитие рыночных отношений, которые создавали законодательную базу для приватизации и предпринимательства.
Приватизация как передача государственной и муниципальной собственности в другие формы негосударственной собственности (кооперативная, семейная, частная) — это одна, но не единственная форма преобразования собственности. Главная цель приватизации, по замыслу ее сторонников, — повышение эффективности производства.
Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятии в РСФСР» был принят 3 июля 1991 г., т. е. когда еще существовал СССР.
Основными особенностями приватизации в России являются[100]:
1. Директивность. Решение о приватизации принималось чиновниками Госкомимущества, а не трудовыми коллективами или руководителями предприятий, которые хорошо знали специфику финансового и технологического состояния данного пред приятия.
2. Преобладание единственной формы. Господствовало превращение государственной собственности исключительно в частную. Другие же формы приватизации не допускались. В результате чего произошло коренное перераспределение экономической власти между различными слоями российского общества.
3. Первенство социально-политических целей перед экономическими. Чиновники Госкомимущества, ставящие главной целью массовую и скорейшую приватизацию под лозунгом «создать собственника», полностью игнорировали критерий экономической эффективности.
4. Социальная деформированность. Задача сформировать средний класс в стране фактически обернулась концентрацией крупной (государственной) собственности в руках не большой группы (позднее называвшихся «олигархами») и лишением собственности преобладающего большинства трудового населения.
Различают малую и большую приватизацию. Различия состоят в том, что в первом случае создаются индивидуальные частные предприятия, мелкие кооперативы или небольшие хозяйственные товарищества и общества с ограниченной ответственностью, во втором — акционерные общества, акции которых чаще всего имеют хождение на фондовой бирже[101].
Начиная с 1992 г. она прошла три этапа: ваучерная приватизация (1992-1994 гг.), денежная приватизация (1995-1996 гг.) и денежная приватизация образца 1997 г. Все указанные этапы принципиально отличаются друг от друга как по соотношению целей, так и по используемым методам и формам приватизации государственного имущества[102].
Первый этап пришелся на 1992 г. — первую половину 1994 г. Данный этап характеризуется двумя периодами:
1) период доваучерной приватизация. Осуществлялась в форме выкупа арендованного имущества. Распространялась на социальную инфраструктуру (торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.)[103].
В этот период малая приватизация охватила 70% предприятий этой категории. К июню 1994 г. 85 тыс. магазинов, предприятий общественного питания и службы быта перешли в частные руки. Малые предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкурсу. В итоге же получилось так, что подавляющее большинство из них выкупили их коллективы[104].
2) ваучерный (чековый) период. Осуществлялись преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа малых предприятий по конкурсу и на аукционе. Стоимость пакетов акций и выкупаемого имущества от 50 до 80% оплачивалась приватизационными чеками[105].
Всего было распространено среди 96% населения (в принципе право на по существу бесплатное получение ваучеров имели все граждане) 144 млн ваучеров номиналом в 10 тыс. руб., за каждый из которых взималось 25 руб. (неденоминированных). Крупные предприятия акционировались, а затем продавались в первую очередь за ваучеры и лишь во вторую — за деньги. При этом большие льготы получили коллективы предприятий, которые бесплатно или на льготных условиях могли стать собственниками от 40 до 51% акционерного капитала своих предприятий. Из 19 тыс. предприятий этой группы, которые подлежали преобразованию в акционерные общества, к 1 апреля 1994 г. ими стали 15 тыс[106].
С середины 1994 г. осуществляется переход ко второму этапу, когда безвозмездная приватизация была прекращена и приобретение акций приватизированных предприятий возможно лишь за деньги. Развертыванию его с самого начала препятствовала сложившаяся в результате глубокого экономического кризиса низкая платежеспособность населения. Как показали социологические опросы, лишь 6—7% населения РФ были намерены покупать акции приватизированных предприятий. По многим причинам не проявили большой активности в приобретении таких акций российские и иностранные инвесторы[107]. Здесь выделяют следующие периоды[108]:
1) послечековый (денежный) этап характеризуется продажей как самих предприятий (с аукциона по конкурсу), так и акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги.
2) залоговые аукционы. Государство отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. В залоговых аукционах 1995-1996 гг. четко проявился олигархический характер современной российской экономики: выигрывает тот, кто лучше умеет договориться с правительством.
К 1997 г. наметились два весьма важных процесса в сфере отношений собственности: во-первых, дальнейший передел прав собственности и более отчетливая консолидация структуры акционерных капиталов, во-вторых, нормализация корпоративного управления компаниями в смысле отделения профессионального управления (прерогатива менеджеров) от прав собственности (прерогатива акционеров)[109].
С 1997 г. акциями расплачивались и по долгам перед государством. Главным результатом приватизации в этом году по мнению экспертов должно стать не столько пополнение государственной казны, сколько превращение этого процесса в реальный инструмент стимулирования экономического роста в стране.
Особенности приватизации за рубежом[110].
За 1980-1994 гг. в мире было приватизировано около тысячи предприятий. Для стран с переходной экономикой весьма важен опыт приватизации разных стран.
Так, приватизация крупных компаний в Англии проводилась постепенно и исходила из критерия экономической эффективности.
В Египте, Замбии государство проводило санацию (оздоровление) предприятий до их продажи, рассчитывая на наибольшие поступления в государственную казну.
В Чехии, Венгрии, Словакии, Болгарии приватизация предполагала решать две противоречивые задачи. С одной стороны, наблюдалось желание ускорить приватизацию, а с другой – решить вопросы инвестиций и технологического процесса.
В Польше доминирующей целью приватизации была смена форм собственности. В России решалась эта же цель.
В Китае целью реформ были рост производства товаров и услуг, увеличение капитальных вложений, а не простая смена форм собственности и не перераспределение экономической власти. Если в России приватизация привела к резкому спаду экономики и развалу производства, то реформирование в Китае, наоборот, обеспечило бурный и неуклонный экономический рост.