Тема 12. Формы конкурентной борьбы

Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция - __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Несовершенная конкуренция - ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К рынкам несовершенной конкуренции относят:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рынок совершенной конкуренции –____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Признаки совершенной конкуренции:

1. ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!
Данные характеристики являются настолько строгими, что практически нет реальных рынков, которые соответствовали бы им полностью.

Примерами рынков с совершенной конкуренцией можно считать рынки сельскохозяйственной продукции (продажа молока, мяса, овощей, фруктов).

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция (от греч. poly - многои poleo - продаю) –_________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Признаки монополистической конкуренции:

1. ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 
 
!

Анализ сравнительных преимуществ различных рыночных структур позволяет оценить монополистическую конкуренцию как наиболее полно соответствующую интересам покупателей.

Дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя, а сильная внутриотраслевая конкуренция и относительно невысокая рыночная монопольная власть удерживают цены на минимально возможном для дифференцированной продукции уровне (хотя несколько выше, чем на рынке совершенной конкуренции).

Примерами рынков монополистической конкуренции являются: рынки моющих средств и личной гигиены (шампунь, мыла, стиральные порошки и т.д.), продовольственной продукции, одежды и т.д.

Таблица 10

Сравнительная характеристика

Критерии характеристики Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция
Форма конкурентной борьбы    
Количество фирм на рынке    
Характеристики выпускаемой продукции    
Степень монопольной власти (возможности влиять на рынок своей продукции)    
Возможности выхода на рынок    
Эластичность спроса на производимую продукцию    
Вид конкурентной борьбы, которыми пользуются производители    
Уровень развития НТП в отрасли    
Примеры фирм, работающих на рынках данной формы конкурентной борьбы    

Тема 12. Формы конкурентной борьбы - student2.ru

Вопросы для закрепления:

1. Формы конкурентной борьбы, их сущность.

2. Признаки совершенной конкуренции.

3. Приведите примеры фирм, работающих на рынке совершенной конкуренции, в чем особенность их деятельности.

4. Признаки монополистической конкуренции.

5. Приведите примеры фирм, работающих на рынке монополистической конкуренции, в чем особенность их деятельности.

6. Приведите положительные и отрицательные стороны рынка монополистической конкуренции.

7. Чем отличаются рынки совершенной и несовершенной конкуренции?

Вопросы для повторения:

1. Отличие выручки от прибыли.

2. Что подразумевается под конкуренцией?

3. Сущность ценовой и неценовой конкуренции.

4. Дифференциация продукции по признакам.

5. Сущность монопольной власти.

6. Искусственные и естественные барьеры входа - выхода на рынок.

Задание:

Заполнить (карандашом) таблицу сравнительных характеристик.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 13. Чистая монополия

Понятие и виды чистой монополии

Монополия (от греч. mono - одини poleo - продаю)[45] – ___________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Виды монополии:

1. Естественная –_______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Искусственная – ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Случайная – __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!

Цель монополии– получение максимально возможного дохода путем контроля над ценой или объемом производства на рынке.

Средство достижения цели– монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной и является формой реализации потенциала монополии на рынке.

Признаки чистой монополии

Признаки чистой монополии:

1. ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Существование монополии отрицательно сказывается на развитии экономики страны.

Само функционирование рынка в условиях монополии предполагает:

- экономические ресурсы используются нерационально, общество получает только ту продукцию, которую предлагает монополия,

- ограничение объема производства и установление более высокой цены, чем при совершенной конкуренции;

- существование монопольной прибыли убивает стимулы к внедрению прогрессивных технологий, отсюда слабая заинтересованность в научно-технических разработках и внедрении достижений НТР в жизнь.

Значительная рыночная власть, которой обладает отдельная фирма-монополист, позволяет ей диктовать цены и объемы выпуска, а также проводить особую ценовую политику, так называемую ценовую дискриминацию.

Ценовая дискриминация [46] – __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ценовая дискриминация:

1 степени: _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2 степени: _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3 степени: _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Тема 12. Формы конкурентной борьбы - student2.ru

Вопросы для закрепления:

1. Понятие монополии, ее виды.

2. Монопольная цена используется с целью…

3. Перечислите признаки чистой монополии.

4. Определение ценовой дискриминации, ее сущность.

5. Приведите положительные и отрицательные стороны монополистического рынка.

Вопросы для повторения:

1. Отличие выручки от прибыли.

2. Что подразумевается под конкуренцией?

3. Сущность ценовой и неценовой конкуренции.

4. Дифференциация продукции по признакам.

5. Сущность монопольной власти.

6. Искусственные и естественные барьеры входа - выхода на рынок.

Задание:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 14. Олигополия

Наши рекомендации