Тема 12. Формы конкурентной борьбы
Совершенная конкуренция
Совершенная конкуренция - __________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Несовершенная конкуренция - ________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К рынкам несовершенной конкуренции относят:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рынок совершенной конкуренции –____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Признаки совершенной конкуренции:
1. ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Примерами рынков с совершенной конкуренцией можно считать рынки сельскохозяйственной продукции (продажа молока, мяса, овощей, фруктов).
Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция (от греч. poly - многои poleo - продаю) –_________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Признаки монополистической конкуренции:
1. ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5. ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Анализ сравнительных преимуществ различных рыночных структур позволяет оценить монополистическую конкуренцию как наиболее полно соответствующую интересам покупателей.
Дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя, а сильная внутриотраслевая конкуренция и относительно невысокая рыночная монопольная власть удерживают цены на минимально возможном для дифференцированной продукции уровне (хотя несколько выше, чем на рынке совершенной конкуренции).
Примерами рынков монополистической конкуренции являются: рынки моющих средств и личной гигиены (шампунь, мыла, стиральные порошки и т.д.), продовольственной продукции, одежды и т.д.
Таблица 10
Сравнительная характеристика
Критерии характеристики | Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция |
Форма конкурентной борьбы | ||
Количество фирм на рынке | ||
Характеристики выпускаемой продукции | ||
Степень монопольной власти (возможности влиять на рынок своей продукции) | ||
Возможности выхода на рынок | ||
Эластичность спроса на производимую продукцию | ||
Вид конкурентной борьбы, которыми пользуются производители | ||
Уровень развития НТП в отрасли | ||
Примеры фирм, работающих на рынках данной формы конкурентной борьбы |
Вопросы для закрепления:
1. Формы конкурентной борьбы, их сущность.
2. Признаки совершенной конкуренции.
3. Приведите примеры фирм, работающих на рынке совершенной конкуренции, в чем особенность их деятельности.
4. Признаки монополистической конкуренции.
5. Приведите примеры фирм, работающих на рынке монополистической конкуренции, в чем особенность их деятельности.
6. Приведите положительные и отрицательные стороны рынка монополистической конкуренции.
7. Чем отличаются рынки совершенной и несовершенной конкуренции?
Вопросы для повторения:
1. Отличие выручки от прибыли.
2. Что подразумевается под конкуренцией?
3. Сущность ценовой и неценовой конкуренции.
4. Дифференциация продукции по признакам.
5. Сущность монопольной власти.
6. Искусственные и естественные барьеры входа - выхода на рынок.
Задание:
Заполнить (карандашом) таблицу сравнительных характеристик.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 13. Чистая монополия
Понятие и виды чистой монополии
Монополия (от греч. mono - одини poleo - продаю)[45] – ___________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Виды монополии:
1. Естественная –_______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Искусственная – ______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Случайная – __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Цель монополии– получение максимально возможного дохода путем контроля над ценой или объемом производства на рынке.
Средство достижения цели– монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной и является формой реализации потенциала монополии на рынке.
Признаки чистой монополии
Признаки чистой монополии:
1. ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
5. ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Существование монополии отрицательно сказывается на развитии экономики страны.
Само функционирование рынка в условиях монополии предполагает:
- экономические ресурсы используются нерационально, общество получает только ту продукцию, которую предлагает монополия,
- ограничение объема производства и установление более высокой цены, чем при совершенной конкуренции;
- существование монопольной прибыли убивает стимулы к внедрению прогрессивных технологий, отсюда слабая заинтересованность в научно-технических разработках и внедрении достижений НТР в жизнь.
Значительная рыночная власть, которой обладает отдельная фирма-монополист, позволяет ей диктовать цены и объемы выпуска, а также проводить особую ценовую политику, так называемую ценовую дискриминацию.
Ценовая дискриминация [46] – __________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ценовая дискриминация:
1 степени: _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2 степени: _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3 степени: _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Вопросы для закрепления:
1. Понятие монополии, ее виды.
2. Монопольная цена используется с целью…
3. Перечислите признаки чистой монополии.
4. Определение ценовой дискриминации, ее сущность.
5. Приведите положительные и отрицательные стороны монополистического рынка.
Вопросы для повторения:
1. Отличие выручки от прибыли.
2. Что подразумевается под конкуренцией?
3. Сущность ценовой и неценовой конкуренции.
4. Дифференциация продукции по признакам.
5. Сущность монопольной власти.
6. Искусственные и естественные барьеры входа - выхода на рынок.
Задание:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 14. Олигополия