Конкурентная структура рынка. Критерии анализа
В научном языке существует два различных понятия термина «конкуренция».
Конкуренция как способ взаимодействия фирм на рынке (конкурентная борьба, ценовая и неценовая конкуренция)и конкуренция как характеристика рыночной структуры (конкурентный рынок, совершенная, монополистическая конкуренция).
Конкурентная борьба –______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
|
Конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров, посредством привлечения большего числа потребителей.
Виды конкуренции:
Ценовая конкуренция - ______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Неценовая конкуренция - ____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Рыночная структура - ______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В основе классификации рыночных структур лежит использование следующих
критериев [43]:
1. Количество фирм в отрасли (одна, несколько, много).
Данный критерий описывает не столько количество функционирующих фирм, сколько конкурентные отношения и взаимозависимость между ними.
2. Характер производимого продукта (однородный, диверсифицированный, уникальный).
Товары относятся к однороднойпродукции - ____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Товары относится к дифференцированнойпродукции - ___________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Причем разница между товарами может быть:
- реальной: по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, предоставляемым услуга;
- мнимой: фирменной марке, упаковке, рекламе.
Товар становиться уникальным - ______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Степень влияния фирмы на рыночные цены, или монопольная власть фирмы.
На рынке действуют множество небольших фирм, каждая из которых производит продукцию, отличающуюся от других.
На рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать высокую цену и получать прибыль.
Монопольная рыночная власть –______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Факторы, влияющие на величину монопольной власти:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Измерить степень монопольной власти можно, используя показатели:
Индекс Херфиндаля - Хиршмана (IHH) - ________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
где, Si - доля i-того предприятия (в процентах) в общем выпуске отрасли, возведенная в квадрат, при этом
S1 > S2 > S3 > … > Sn
Пример 1:
На рынке действует одна фирма, значит IHH = 100 2 = 10000
Следовательно – это индекс предельно высокой монопольной власти
Пример 2:
Одной фирме на рынке принадлежит 80%, а остальным десяти по 2%, то
IHH =80 2 + 2 2 . 10 = 6440
В этом случае говорят о рынке доминирующего предприятия с конкурирующим окружением.
Индексу Лернера (IL) – ________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
где: P – цена,
MC - предельные издержки производства.
Чем больше разрыв между P и MC, тем больше степень монопольной власти.
Величина IL находится в интервале между 0 и 1.
При совершенной конкуренции, когда P =MC индекс Лернера IL=0, это связано с возможностью свободного перелива капитала из отрасли в отрасль.
При несовершенной конкуренции свободное движение капитала невозможно, т.к. существуют барьеры IL>0, т.к. индекс показывает обладание фирмой монопольной властью.
На практике в формуле MC заменяется на ATC [44].
Тогда формула выглядит так: ,
если умножить и числитель и знаменатель на Q, то получим
4. Возможность входа на рынок для новых фирм и издержки выхода из бизнеса.
Данная возможность определяется наличием в отрасли барьеров. Условно их можно поделить на две группы:
Барьеры искусственные:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Барьеры естественные:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Для упрощения анализа в экономической теории принято выделять четыре базовые модели:
- совершенная конкуренция;
- монополистическая конкуренция;
- чистая монополия;
- олигополия.
Вопросы для закрепления:
1. Показатели работы предприятия (выручка, прибыль, предельный доход).
2. Взаимозависимость предельного дохода и предельных издержек в долгосрочном периоде фирмы.
3. Конкурентная борьба, виды конкуренции.
4. Рыночная структура и ее элементы.
5. Дайте характеристику производимого продукта.
6. Понятие монопольной власти, критерии ее определяющие.
7. Индекс Херфинделя - Хиршмана (IHH).
8. Индексу Лернера (IL).
9. Искусственные барьеры входа - выхода на рынок.
10. Естественные барьеры входа - выхода на рынок.
Задание:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________