Конкурентная структура рынка. Критерии анализа

В научном языке существует два различных понятия термина «конкуренция».

Конкуренция как способ взаимодействия фирм на рынке (конкурентная борьба, ценовая и неценовая конкуренция)и конкуренция как характеристика рыночной структуры (конкурентный рынок, совершенная, монополистическая конкуренция).

Конкурентная борьба –______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 
 
!

Конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров, посредством привлечения большего числа потребителей.

Виды конкуренции:

Ценовая конкуренция - ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неценовая конкуренция - ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Рыночная структура - ______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В основе классификации рыночных структур лежит использование следующих

критериев [43]:

1. Количество фирм в отрасли (одна, несколько, много).

Данный критерий описывает не столько количество функционирующих фирм, сколько конкурентные отношения и взаимозависимость между ними.

2. Характер производимого продукта (однородный, диверсифицированный, уникальный).

Товары относятся к однороднойпродукции - ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Товары относится к дифференцированнойпродукции - ___________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Причем разница между товарами может быть:

- реальной: по техническим характеристикам, дизайну, качеству изготовления, предоставляемым услуга;

- мнимой: фирменной марке, упаковке, рекламе.

Товар становиться уникальным - ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Степень влияния фирмы на рыночные цены, или монопольная власть фирмы.

На рынке действуют множество небольших фирм, каждая из которых производит продукцию, отличающуюся от других.

На рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать высокую цену и получать прибыль.

Монопольная рыночная власть –______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Факторы, влияющие на величину монопольной власти:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Измерить степень монопольной власти можно, используя показатели:

Индекс Херфиндаля - Хиршмана (IHH) - ________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конкурентная структура рынка. Критерии анализа - student2.ru

где, Si - доля i-того предприятия (в процентах) в общем выпуске отрасли, возведенная в квадрат, при этом

S1 > S2 > S3 > … > Sn

Пример 1:

На рынке действует одна фирма, значит IHH = 100 2 = 10000

Следовательно – это индекс предельно высокой монопольной власти

Пример 2:

Одной фирме на рынке принадлежит 80%, а остальным десяти по 2%, то

IHH =80 2 + 2 2 . 10 = 6440

В этом случае говорят о рынке доминирующего предприятия с конкурирующим окружением.

Индексу Лернера (IL) – ________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конкурентная структура рынка. Критерии анализа - student2.ru

где: P – цена,

MC - предельные издержки производства.

Чем больше разрыв между P и MC, тем больше степень монопольной власти.

Величина IL находится в интервале между 0 и 1.

При совершенной конкуренции, когда P =MC индекс Лернера IL=0, это связано с возможностью свободного перелива капитала из отрасли в отрасль.

При несовершенной конкуренции свободное движение капитала невозможно, т.к. существуют барьеры IL>0, т.к. индекс показывает обладание фирмой монопольной властью.

На практике в формуле MC заменяется на ATC [44].

Тогда формула выглядит так: Конкурентная структура рынка. Критерии анализа - student2.ru ,

если умножить и числитель и знаменатель на Q, то получим Конкурентная структура рынка. Критерии анализа - student2.ru Конкурентная структура рынка. Критерии анализа - student2.ru

4. Возможность входа на рынок для новых фирм и издержки выхода из бизнеса.

Данная возможность определяется наличием в отрасли барьеров. Условно их можно поделить на две группы:

Барьеры искусственные:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Барьеры естественные:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

!
Поскольку структура того или иного рынка определяется множеством факторов, то количество рыночных структур является практически неограниченным.

Для упрощения анализа в экономической теории принято выделять четыре базовые модели:

- совершенная конкуренция;

- монополистическая конкуренция;

- чистая монополия;

- олигополия.

Конкурентная структура рынка. Критерии анализа - student2.ru

Вопросы для закрепления:

1. Показатели работы предприятия (выручка, прибыль, предельный доход).

2. Взаимозависимость предельного дохода и предельных издержек в долгосрочном периоде фирмы.

3. Конкурентная борьба, виды конкуренции.

4. Рыночная структура и ее элементы.

5. Дайте характеристику производимого продукта.

6. Понятие монопольной власти, критерии ее определяющие.

7. Индекс Херфинделя - Хиршмана (IHH).

8. Индексу Лернера (IL).

9. Искусственные барьеры входа - выхода на рынок.

10. Естественные барьеры входа - выхода на рынок.

Задание:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации