Формирование экономической науки
Видный американский ученый П. Самуэльсон назвал экономическую теорию королевой наук. Сложность этой науки при ее изучении, по мысли А. Хейльброннера, требует «выносливости верблюда и терпения святого».
Изучение экономической теории невозможно без извлечения уроков из большого опыта, накопленного в России и во всем мире.
История развития экономической жизни берет начало с тех времен, когда люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами добывания благ, их распределением и обменом между собой. Письменные памятники первой цивилизации дают нам возможность достоверно узнать об экономических воззрениях наших предков.
Зачатки экономического знания зародились в древних цивилизациях.
Для большинства памятников Древнего Востока характерна простая фиксация событий хозяйственной жизни. Это переписи населения, земельные кадастры, документы хозяйственной отчетности, юридические акты, оформлявшие имущественные отношения (покупка скота, наем работников и т.д.).
Характерной чертой древневосточной литературы является ее государственно-нормативный характер. Чаще всего повествование велось от имени царей, фараонов, крупных чиновников. Поэтому действительность в письменных источниках изображалась с позиций этих высокопоставленных особ и отражала проблемы, связанные с организацией государственного хозяйства и управления им. Таковы «Гунь-цзы» - сводный памятник древнекитайской научной мысли, объединивший 564 трактата, созданный VII-IV веках до н.э., «Артхашастра» - древнеиндийский трактат о науке и государстве (конец IV век до н.э. – I век н.э.), «Свод законов вавилонского царя Хаммурапи» (около 1760 года до н.э.).
Основы современной экономической теории зародились и получили свое развитие в Древней Греции.
Представители экономической мысли Древней Греции Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.) рассматривали экономику с позиции реальности своего времени.
Платон считал, что продукт, созданный рабами (а в условиях рабовладельческого строя физический труд для свободного гражданина считался неприличным), оценивается не затратами труда, а его полезностью.
В своих рассуждениях Аристотель вплотную подходит к проблеме рационального использования богатства, впервые формирует понятия общественного разделения труда и эквивалентного обмена. Он выравнивает все товары, выражая их через деньги. «Общественные взаимоотношения возникают не тогда, когда есть два врача, а когда есть, скажем, врач и земледелец, и вообще разные и неравные стороны, а их-то и нужно приравнять. Поэтому все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом сопоставлено. Для этого появилась монета и служит, в известном смысле, посредником, ибо всё ею измеряется ... Все должно измеряться чем-то одним ... Такой мерой является потребность, которая все связывает».[12]
Коренной переворот во взглядах на хозяйственную деятельность внесло христианство.Апостол Павел завещал: «Если кто не хочет трудится, тот не ешь». Самый простой хозяйственный труд христианство считало необходимым и провозглашало святым делом. Христианские экономические взгляды затронули такие важные вопросы рыночной экономики, как цены, которые должны отражать социальную, а не индивидуальную оценку продукта, цена должна быть справедливой.
В XVI -XVII веках, с началом эпохи первоначального накопления капитала, возникает литература утопического характера.
Родоначальниками утопического социализма признаны: английский писатель-гуманист и государственный деятель Томас Мор (1478-1535) и Томмазо Кампанелло (1565-1639).
Они нарисовали картину будущего общества, в котором господствует общественная собственность на средства производства, хозяйство организовано как единое целое и ведется в соответствие с планом, имеет место всеобщность труда и контроль за его исполнением, распределение социального продукта осуществляется между всеми членами сообщества.
Идеи первых социалистов были утопическими, потому что их авторы не находили общественно-политических сил, которые могли бы стать «творцами нового общества». Утверждение социалистических идеалов утописты связывали с мудростью того или иного завоевателя, правителя, просвещенного монарха или интеллектуальной личности, прокладывающих путь новому обществу силой пропаганды и примера.