Социальная политика: сущность, типы, показатели уровня и качества жизни. Направления социальной политики в РБ.
Социальная политика— это система мер, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение качества жизни народа, обеспечение социально-политической стабильности и социального партнерства в обществе.
Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы. Субъекты социальной политики — это государственные ведомства и учреждения.
Принципы социальной политики:
1. Принцип социального равенства членов общества, означающий равенство перед законом, а также в области национальных отношений, вероисповедания и т.п.;
2. Принцип социальной солидарности, предполагает, что общество через механизм налогов и трансфертов должно осуществлять перераспределение финансовых ресурсов от более сильных и обеспеченных граждан к тем, кто в силу объективных обстоятельств не может извлекать доходы, достаточные для удовлетворения основных потребностей, путем трудовой деятельности.
3. Принцип социальной справедливости. С одной стороны реализация этого принципа гарантирует справедливость как результат вознаграждения за личный труд и успех (обоснованное неравенство), с другой — равенство в обеспечении всем членам общества одинаковых стартовых возможностей (обоснованное равенство).
4. Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для самостоятельного обеспечения удовлетворения своих потребностей.
5. Принцип всеобщности предусматривает охват социальными мероприятиями всех членов общества, но при соблюдении дифференцированного подхода к ним.
6. Принципы социальной политики могут реализоваться на практике только при наличии ресурсного обеспечения.
Социальная политика осуществляется на нескольких уровнях. На государственном (нормативно-правовые акты, устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры, разрабатываются целевые социальные программы) и региональном социальная политика учитывает особенности региона.
Направления социальной политики в Республике Беларусь:
1 политика обеспечения занятости;
2 политика регулирования доходов населения (внебюджетный фонд социальной защиты населения) направлена на последовательное приближение государственных социальных гарантий к бюджету прожиточного минимума, а затем — к минимальному потребительскому бюджету за счет расширения сферы действия программ социальной защиты, усиления адресной помощи беднейшим слоям;
3 политика социальных гарантий. Социальные гарантии представляют собой систему обязательств общества перед своими членами по определенному удовлетворению ряда их необходимых потребностей. Основными элементами системы социальных гарантий являются такие гарантии, как обязательства общедоступности и бесплатности образования, обязательства реализации способностей в процессе трудовой деятельности, обязательства недопустимости принудительного труда и обязательства минимизации потерь в связи с прекращением трудовой деятельности
4 политика социальной защиты на социальное обеспечение.
5. экологическая политика;
6. демографическая политика;
7. миграционная политика.
В мировой практике существует два подхода к социальной политике: бисмарковский и бевериджский.
При реализации бисмарковского типа делается упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение трудовой жизни уплачивают страховые взносы, размер которых определяется при заключении коллективных договоров.
Бевериджский тип, основанный на принципе национальной солидарности, признает за любым человеком, независимо от степени его участия в общественном производстве, право на минимальную защиту от социальных рисков (болезнь, старость, травма и т.п.). При этом средства социальной защиты формируются в значительной степени изгосударственного бюджета.
В XX в. в развитых странах социальная сфера чрезвычайно расширилась. Наряду с традиционными видами социальных услуг — образованием и здравоохранением, которые в определенной мере содержались за счет государства и прежде — получили развитие такие элементы социальной сферы, как социальное обеспечение и социальное страхование.
УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ.
Результативность социальной политики можно оценить, если сравнить уровень и качество жизни населения в различные периоды или в различных странах.
Уровень жизни — это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами, исходя из сложившихся потребностей. Уровень жизни невозможно выразить с помощью единственного критерия, поэтому при его исследовании используется множество показателей, каждый из которых отражает одну из сторон жизнедеятельности человека.
Согласно классификации ООН рассматриваются следующая система индикаторов благосостояния общества: занятость и безработица; условия и оплата труда; здоровье и образование; жилищные условия, состояние среды обитания; безопасность личности. Социальные индикаторы отражают и негативные социальные характеристики: преступность, смертность, несчастные случаи, число самоубийств, заболеваемость, алкоголизм, наркоманию, разводы и т.д.
В широком смысле понятие "уровень жизни населения " включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания и т. д. В таком случае чаще употребляется термин "качество жизни".
Как видно это очень много различных показателей, поэтому все эти показатели можно объединить в 4 блока. Качество жизни в широком смысле включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды.
Блок I включает демографические, воспроизводственные показатели, способность образовывать семьи, уровни образованности и профессиональной квалификации.
Блок II охватывает как качественные, так и количественные характеристики. В первую группу входят показатели состояния здоровья, качества питания, состояния образования и культуры, качества жилья, условий и характера труда, качества проведения свободного времени и условий отдыха, благополучия семейной жизни.
Блок III включает характеристики уровня физической и имущественной безопасности, качества морально-политического здоровья общества и государства.
Блок IV охватывает показатели антропогенного воздействия на воздушный и водный бассейны, состояние почв и лесов.
Указанная совокупность показателей уровня и качества жизни населения в основном включена в систему национальной статистики Беларуси. Так, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь в группу основных социально-экономических показателей уровня жизни населения включает следующие:
· денежные доходы населения,
· реальные располагаемые денежные доходы населения,
· денежные доходы на душу населения,
· среднемесячную начисленную заработную плату одного работника,
· реальную начисленную заработную плату,
· средний размер назначенной месячной пенсии, реальный размер назначенной месячной пенсии.
Кроме указанных статистика отслеживает также показатели структуры и динамики потребления населением основных продуктов питания.
Чтобы уровень жизни было легче сравнить между странами выделили систему индикаторов. Обычно индикаторами являются экономические и социальные показатели. Часто, как такие индикаторы, рассматриваются:
· средний ВВП на душу населения;
· валовой национальный доход (валовой национальный продукт);
· доход на душу населения и другие подобные показатели в экономике.
В качестве международного обобщающего социального индикатора, характеризующего достигнутый уровень развития человеческого потенциала, выступает агрегированный индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) как среднеарифметическое суммы трех индексов: продолжительности жизни, достигнутого уровня образования и скорректированного реального ВВП на
душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).