Потребности, ресурсы, блага. Проблема выбора в экономике.

Для раскрытия сущности производства необходимо рассмотреть понятия:

- потребности;

- ограниченность ресурсов;

- проблема выбора;

Потребности – это то, что нужно человеку для поддержания жизнедеятельности. Они являются главным движущим мотивом человеческой деятельности. Широко известна группировка потребностей американского ученого А.Маслоу (пирамида Маслоу – психологическая классификация). В экономической теории различают потенциальные и платежеспособные потребности.

Потенциальной потребностью называют принципиальное желание использовать те или иные блага.

Платежеспособные потребности – те потенциальные потребности, которые обеспечены реальными денежными средствами и перерастают в спрос.

Согласно пирамиде А.Маслоу потребности располагаются в восходящем порядке, от «низших» к «высшим»:

1. Физиологические потребности (еда, вода, одежда)

2. Потребность в безопасности (защита)

3. Потребность в социальных связях (дружба, общение)

4. Потребность в самовыражении (достижении цели)

5. Потребность в самоактуализации (реализация способностей)

Закон возвышения потребностей показывает, что в ходе экономического и технического развития общества круг потребностей меняется количественно и качественно.

Потребности общества безграничны, полностью неутолимы.

С течением времени потребности возрастают и имеют безграничный характер. Средства, при помощи которых удовлетворяются потребности, называются благами. Они бывают свободные, экономические, материальные, нематериальные, потребительские и производственные, общественные.

Свободные блага (неэкономические) – представляются природой в почти непрерывном объеме (воздух, вода).

Экономические блага – являются объектом или результатом экономической деятельности людей, их можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями (товары и услуги).

Материальные блага - это дары природы и продукты производства.

Нематериальные блага – здравоохранение, искусство, театр, духовная культура, образование.

Общественные блага – национальная оборона, охрана общественного порядка, уличное освещение.

Для создания блага необходимы ресурсы, которые выступают как материальная основа производства.

Экономические ресурсы – факторы, условия необходимые для производства благ. Они бывают природные, материальные, финансовые, трудовые.

Ограниченность ресурсов заключается в их недостаточном количестве по отношению к растущим потребностям. Она бывает относительная и абсолютная.

Перед обществом в условиях ограниченности ресурсов возникает проблема выбора. С этой проблемой сталкиваются все экономические системы, и она имеет всеобщий характер.

Таким образом, основная проблема в экономики определяется так: как в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить растущие потребности людей, т.е. экономика – наука об управлении ресурсами.

7. Понятие, условия возникновения и функции рынка.

Потребности, ресурсы, блага. Проблема выбора в экономике. - student2.ru Структура и инфраструктура рынка.
условия возникновения рынка:

общественное разделение труда и специализация;

экономическое обособление субъектов хозяйствования; свободный обмен ресурсами и товарами путем товарно-денежных отношений;

наличие предмета сделки.

В широком смысле рынок- не только обмен, но и производство, распределение, обмен и потребление; все звенья под постоянным воздействием спроса и
предложения. Субъекты рыночных отношений - покупатели и продавцы. Объект РО - все, по поводу чего возникают рыночные отношения. Рынок местный. Национальный, региональный: дефицитный/ избыточный; свободный/ монополизированный/ государственно-регулируемый; сегодня во многих
странах - рынок организованной конкуренции (олигополия отраслей под контролем государства).

Свободный рынок нaличие частной собственности; свобода предпринимательского и потребительского выбора; главный мотив рыночных субъектов -личный интерес; свободная конкуренция: много продавцов и покупателей, каждый сотрудничает с другим по желанию, конкуренция - двигатель прогресса; ни один субъект не в состоянии оказать влияние на чужие решения; монополизма нет; незначительный контроль со стороны государства.

Рыночная инфраструктура – система учреждений и организация, обеспечивающее движение товаров, услуг, раб.силы. 1. Товарная биржа – здесь осуществляются оптовые сделки по купле-продаже товаров.

2. Фондовая биржа – здесь осуществляются купля-продажа ценных бумаг.

3. Биржа труда – выступает посредником м/ду работниками и покупателями.

4. Финансово-кредитная система

Понятие и виды конкуренции

Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Выделяют следующие функции конкуренции:

§ выявление или установление рыночной стоимости товара;

§ выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;

§ регулирование перелива средств между отраслями и производствами.

Существуют несколько видов конкуренции. Рассмотрим классификацию видов рыночной конкуренции по ряду признаков.

Наши рекомендации