Потребности, ресурсы, блага. Проблема выбора в экономике.
Для раскрытия сущности производства необходимо рассмотреть понятия:
- потребности;
- ограниченность ресурсов;
- проблема выбора;
Потребности – это то, что нужно человеку для поддержания жизнедеятельности. Они являются главным движущим мотивом человеческой деятельности. Широко известна группировка потребностей американского ученого А.Маслоу (пирамида Маслоу – психологическая классификация). В экономической теории различают потенциальные и платежеспособные потребности.
Потенциальной потребностью называют принципиальное желание использовать те или иные блага.
Платежеспособные потребности – те потенциальные потребности, которые обеспечены реальными денежными средствами и перерастают в спрос.
Согласно пирамиде А.Маслоу потребности располагаются в восходящем порядке, от «низших» к «высшим»:
1. Физиологические потребности (еда, вода, одежда)
2. Потребность в безопасности (защита)
3. Потребность в социальных связях (дружба, общение)
4. Потребность в самовыражении (достижении цели)
5. Потребность в самоактуализации (реализация способностей)
Закон возвышения потребностей показывает, что в ходе экономического и технического развития общества круг потребностей меняется количественно и качественно.
Потребности общества безграничны, полностью неутолимы.
С течением времени потребности возрастают и имеют безграничный характер. Средства, при помощи которых удовлетворяются потребности, называются благами. Они бывают свободные, экономические, материальные, нематериальные, потребительские и производственные, общественные.
Свободные блага (неэкономические) – представляются природой в почти непрерывном объеме (воздух, вода).
Экономические блага – являются объектом или результатом экономической деятельности людей, их можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями (товары и услуги).
Материальные блага - это дары природы и продукты производства.
Нематериальные блага – здравоохранение, искусство, театр, духовная культура, образование.
Общественные блага – национальная оборона, охрана общественного порядка, уличное освещение.
Для создания блага необходимы ресурсы, которые выступают как материальная основа производства.
Экономические ресурсы – факторы, условия необходимые для производства благ. Они бывают природные, материальные, финансовые, трудовые.
Ограниченность ресурсов заключается в их недостаточном количестве по отношению к растущим потребностям. Она бывает относительная и абсолютная.
Перед обществом в условиях ограниченности ресурсов возникает проблема выбора. С этой проблемой сталкиваются все экономические системы, и она имеет всеобщий характер.
Таким образом, основная проблема в экономики определяется так: как в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить растущие потребности людей, т.е. экономика – наука об управлении ресурсами.
7. Понятие, условия возникновения и функции рынка.
Структура и инфраструктура рынка.
условия возникновения рынка:
общественное разделение труда и специализация;
экономическое обособление субъектов хозяйствования; свободный обмен ресурсами и товарами путем товарно-денежных отношений;
наличие предмета сделки.
В широком смысле рынок- не только обмен, но и производство, распределение, обмен и потребление; все звенья под постоянным воздействием спроса и
предложения. Субъекты рыночных отношений - покупатели и продавцы. Объект РО - все, по поводу чего возникают рыночные отношения. Рынок местный. Национальный, региональный: дефицитный/ избыточный; свободный/ монополизированный/ государственно-регулируемый; сегодня во многих
странах - рынок организованной конкуренции (олигополия отраслей под контролем государства).
Свободный рынок нaличие частной собственности; свобода предпринимательского и потребительского выбора; главный мотив рыночных субъектов -личный интерес; свободная конкуренция: много продавцов и покупателей, каждый сотрудничает с другим по желанию, конкуренция - двигатель прогресса; ни один субъект не в состоянии оказать влияние на чужие решения; монополизма нет; незначительный контроль со стороны государства.
Рыночная инфраструктура – система учреждений и организация, обеспечивающее движение товаров, услуг, раб.силы. 1. Товарная биржа – здесь осуществляются оптовые сделки по купле-продаже товаров.
2. Фондовая биржа – здесь осуществляются купля-продажа ценных бумаг.
3. Биржа труда – выступает посредником м/ду работниками и покупателями.
4. Финансово-кредитная система
Понятие и виды конкуренции
Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
Выделяют следующие функции конкуренции:
§ выявление или установление рыночной стоимости товара;
§ выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;
§ регулирование перелива средств между отраслями и производствами.
Существуют несколько видов конкуренции. Рассмотрим классификацию видов рыночной конкуренции по ряду признаков.