Экономические последствия монополизма. Антимонопольное законодательство
Законодательные меры регулирования деятельности монополий - это правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции.
Чаще всего законодательные меры предполагают:
- запрещение договоров о пенах и разделе рынка,
- установление контроля за разделом рынка и слияниями,
- регулирование наборов предоставляемых доминирующими продавцами услуг потребителям и т.д.
Направленность действия данных мер связана с:
а) коррекцией поведения монополистов, чтобы сделать его более конкурентным и
б) проведением структурной политики, в ходе которой сама отрасль становится более конкурентной.
Экономические меры регулирования деятельности монополий — это набор экономических инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации рыночной власти продавцов:
Важнейшими среди таких инструментов являются прямое и косвенное регулирование цен и прибылей. Прямое регулирование цен и прибылей обычно реализуется в форме установления «потолка цены», т.е. верхнего или нижнего предела цены, и предельного уровня нормы прибыли.
Типы антимонопольных законов:
Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии (США, Аргентина).
Второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений (ЕС, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР.).
Наиболее разработанное антимонопольное законодательство США, оно базируется на 3 основных законодательных актах:
1. Закон Шермана (1890г.). Эти законом запрещается тайная монополизация торговли, единоличный контроль в той или иной отрасли, сговор о ценах.
2. Закон Клейтона (1914г.). Запрещал ограничительную деловую практику (действия, направленные на ограничение конкуренции на рынке) в области сбыта, ценовую дискриминацию (когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты.
3. Закон Робинсона-Пэтмэна (1936г.) – запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация.
Антимонопольный контроль:
1) Экстерриториальное правоприменение;
2) Следственные действия в отношении иностранных компаний.
3) Меры по защите национальных производителей.
4) Горизонтальные соглашения;
5) Вертикальные соглашения;
6) Обеспечение возможности равноправной конкуренции национальных компаний.
7) Частные ограничения иностранной конкуренции со стороны национальных компаний.
8) Государственные ограничения конкуренции со стороны иностранных экспортеров.
9) Ограничения «гибридного характера».
Экономическая природа фирмы. Цели деятельности фирмы. Максимизация прибыли. Производственная функция
Фирма — это экономический субъект, который занимается производственной и коммерческой деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию).
Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны:
- акционерное общество,
- общество с ограниченной ответственностью,
- коммандитное общество и др.
Признаки фирм
1) Фирма – организация, то есть совокупность людей, объединённых общей целью.
2) Фирма является самостоятельным экономическим звеном (агентом):
3) имеет в собственности в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество (ресурсы, готовый товар или услуги)
4) фирма отвечает по своим обязательством всем своим имуществом
5) она обладает организационной обособленностью.
Экономическая состоятельность фирмы закрепляется её особым наименованием, то есть торговой маркой.
1. Фирма воспроизводит собственный ресурсный потенциал за счёт самофинансирования.
2. Фирма осуществляет в рыночной экономике особые функции ...
Функции фирмы:
1.Концентрация и использование ресурсов (фирма предъявляет спрос на ресурсы и обеспечивает их использование, в том числе рабсилы)
1. Организация производства (организует пр-во необходимых обществу товаров и услуг)
2. Реализация произведённой продукции
3. Получение прибыли
4. Адаптация к изменениям рынка