Профсоюзы и трудовые конфликты
Информационной базой исследования стала информация, собранная ЦСТП в рамках мониторинга трудовых конфликтов. Основным источником, как и раньше, служила информация, полученная из Интернета, т.е. сообщения электронных СМИ, новостных порталов и специализированных сайтов, посвященных социально-трудовой тематике (2). В конце 2008 г. пришлось изменить определение трудовых конфликтов, так как появились новые формы, которые раньше не фиксировались. Так в 2008 г. фиксировались только те акции, которые проводились в рамках одного предприятия, но уже с ноября месяца стали встречаться акции, в которых участвовали работники нескольких предприятий. С 2009 г. круг регистрируемых акций был расширен, в него были включены акции протеста, которые работники и профсоюзы проводят вместе с другими общественными и политическими организациями, акции протеста, проводимые работниками сразу нескольких предприятий и т.п. Поэтому в базе данных фиксируются трудовые конфликты в широком понимании этого термина, т.е. групповые действия работников, направленные на защиту своих социально-трудовых прав в любой форме. Во многом такое расширительное понятие «трудового конфликта» связано с информационной базой. Журналисты, освещающие акции работников освещают ситуацию не всегда полно. Иногда это связано с характером материала, например, в коротком сообщении для новостной ленты трудно рассказать обо всех деталях конфликта, а более подробного описания в виде статьи или репортажа может не последовать. Нельзя не отметить и непрофессионализма некоторых журналистов, которые описываю массу второстепенных деталей и при этом, например, не видят необходимости сообщить информацию о количестве участников акции, о взаимодействии с работодателями в ходе акции и даже о требованиях работников. Однако, важность темы заставляет фиксировать любые случаи, даже те, которые содержат неполную информацию, а это требует максимально широкого подхода к отбору случаев.
Внимание ко всем формам проявления трудовой конфликтности объясняется еще и тем, что это явление до сих пор остается нестабильным и изменчивым. Во многом это связано с правовой ситуацией, которая фактически запрещает проводить забастовки. Работники и профсоюзы вынуждены искать такие формы выражения протеста, которые не привели бы к ответственности и необходимости возмещения ущерба от незаконной забастовки. Кроме того, в последнее время усилились опасения обвинений в экстремизме – ведь теперь такие обвинения могут возникнуть не только за организацию митинга, но и за лозунги пикетчиков и даже за высказывания в ходе акции протеста.
Наконец, следует отметить еще одну особенность освещения трудовых конфликтов в Интернете. Конфликты предполагают, что в столкновение могут вступать все участники взаимодействий. Однако специфика публикаций о трудовых конфликтах заключается в том, что в них описываются действия работников, которые начинают какие-то действия и складывается впечатление, что инициация трудовых конфликтов это прерогатива работников. О конфликтах начатых работодателями ничего не сообщается. Однако, здесь надо учитывать, что трудовые конфликты это очень сложное социальное явление. Прежде всего, необходимо иметь в виду, что каждый трудовой конфликт имеет несколько фаз. Начальная фаза трудовых конфликтов почти никогда не бывает публичной. Это фаза, на которой оформляется противоречие между работником и работодателем и на которой, как правило, именно действия работодателя формируют ответную реакцию работников. Именно на этой начальной и скрытой фазе осуществляется целая серия взаимодействий, которые иногда могут привести к устранению противоречия, но в некоторых случаях противоречие обостряется и переходит в фазу инцидента, т.е. действий, направленных на защиту своих позиций. И то, что инициаторами инцидентов чаще всего являются работники, и их представители профсоюзы связано с тем, что чаще всего они совершают ответный ход на действия работодателей. Хотя далеко не всегда можно выяснить, кто именно сделал «первый ход» в формировании трудового конфликта.
Но, как бы ни развивался конфликт на начальной и латентной стадии, традиционно сообщения начинаются словами «работники забастовали…», «вышли на пикет…», «провели митинг», «выдвинули требования» и т.п. Фактически это описание конфликта, перешедшего в стадию инцидента. Данный анализ и посвящен описанию инцидентов, которые, как правило, начинаются как действия работников, направленные на защиту своих прав и социальных позиций.
На основе сообщений, полученных в ходе мониторинга интернет-сообщений была сформирована база данных, позволяющая проводить не только содержательный, но и количественный анализ. Результаты количественно анализа излагаются ниже.
Количество трудовых конфликтов
Необходимость создания базы данных по трудовым конфликтам была вызвана тем, что в настоящее время в России просто не существует более или менее реальной статистики трудовых конфликтов. Данные Федеральной службы государственной статистики выглядят крайне неубедительными. Так в 2007 г. было зафиксировано всего 7 забастовок, а в 2008 – 4 забастовки. В то же время, в базу данных в 2008 г. попали 47 случаев, когда трудовой конфликт протекал в форме полной или частной остановки работы – в 12 раз больше. Причина таких расхождений в том, что органы государственной статистики регистрируют только те трудовые конфликты, которые соответствуют закону, т.е. протекают в форме коллективного трудового спора. Процедура организации коллективного трудового спора сложна и запутанна, она подразумевает многочисленные согласования, арбитраж и необходимость признания региональными властями соответствия процедуры спора требованиям закона. Именно поэтому реальные забастовки проходят не в соответствии с законодательными процедурами, а поэтому не учитываются статистическими органами.
Данные о числе трудовых конфликтов на основе интернет-мониторинга, приведены в таблице 1. Кроме общего числа акций здесь фиксируется число конфликтов, проходивших в форме акций с полной или частичной остановкой работы (3) (стоп-акции).
14 Билет
1 Вопрос
ПОНЯТИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Общее понятие предложения. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы влияющие на предложение. Изучение предложения, выбранного товара (работы, услуги)
Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. [4; 102]
Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.
Рис. 3. Кривая предложения
Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.
Факторы, оказывающие влияние на предложения:
· изменение цен на факторы производства;
· технический прогресс;
· сезонные изменения;
· налоги и субсидии;
· ожидания производителей;
· изменение цен на сопутствующие товары.
Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.
При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.[4; 104]
Табл. 2 иллюстрирует гипотетическую шкалу предложения для семечек, а рис. 3 представляет данные из таблицы в виде кривой предложения. Эти данные говорят о том, что при цене в 5 руб. за упаковку семечек, их не будет произведено совсем. По такой низкой цене производители продуктов, вероятно, захотят перевести свои предприятия на производство других продуктов, более выгодных, чем семечки. С возрастанием цены на семечки, будет все больше увеличиваться их производство. При самых высоких ценах на семечки, изготовители продуктов сочтут выгодным подключить к работе больше рабочих, оборудования для производства и упаковки семечек в пакеты, и даже вовлечь больше фабрик в их производство. Все это приведет к увеличению выпуска семечек по более высоким рыночным ценам.
Рис.4. Кривая предложения
Рис.4 описывает типичный случай кривой предложения с положительным наклоном для отдельных товаров. Кривая предложения изображает пары количеств и цен, взятых из таблицы 2. Плавная кривая проходит через эти точки и образует кривую предложения с положительным наклоном
3. Равновесная цена. Равновесный объём. Избыток и дефицит товара. Равновесная цена на выбранный вид товара (работы, услуги)
Линии спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий предложения (S) и спроса (D) - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием. [1; 78]
Рис. 5. Рыночное равновесие
Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе).
Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.
Рассмотрим пример с выбранным мной товаром в табл. 3 для того, чтобы увидеть, как спрос и предложение определяют рыночное равновесие. Значения для этой таблицы я взяла из табл. 1 и 2. Для того, чтобы найти рыночную цену и количество, мы определим цену, при которой величина спроса совпадает с величиной предложения. Если мы возьмем цену 5 руб. за упаковку, то она продержится не долго. Как показывает строчка А табл. 3, по цене 15 руб. производители захотят продать 18 млн. упаковок в год, тогда как покупатели захотят купить только 9. Величина предложения при цене в 15 руб. превысит величину спроса, и запасы семечек накопятся в супермаркетах. В связи с тем, что слишком большое число семечек привлекает слишком мало покупателей, цена на них будет падать, как это показано в колонке (5) табл. 3.
Только при равновесной цене в 9 руб. за упаковку величина предложения будет равна величине спроса. При слишком низкой цене будет иметь место дефицит товара и его цена будет расти, при слишком высокой цене - излишек (избыток), который будет снижать цену товара. Пусть теперь цена равна 7 руб. Улучшит ли она ситуацию на рынке?
Даже быстрый взгляд на строчку Д показывает, что при такой цене потребление превысит производство. Полки, заполненные семечками, начнут опустошаться. Люди будут повсюду разыскивать нужные им товары, а это, таким образом, приведет к росту цены, как это показано в колонке (5) табл. 3.
Мы можем рассмотреть и другие цены, но все же очевидно, что равновесная цена - это цена, равная 9 руб. или ряд С табл. 3. При цене в 9 руб. спрос, соответствующий желаниям потребителей, будет в точности совпадать с объемом производства, соответствующим желаниям производителей, причем каждый из них будет равен 12 единицам. Только при цене в 9 руб. и потребители, и производители будут принимать согласующиеся решения.
При равновесной цене в 9 руб. цена не будет иметь тенденции к росту или падению, и количество производимых кукурузных хлопьев не будет ни увеличиваться, ни возрастать. Это показывает, что заказы на предложение и спрос выполнены, книги заказов "очищены" от них, а потребители и производители удовлетворены.
Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.
С помощью диаграммы предложения и спроса, изображенной на рис. 6, можно наилучшим образом показать рыночное равновесие продажи семечек. Эта диаграмма объединяет кривую предложения из рис. 4 с кривой спроса из рис. 2. Мы смогли объединить эти графики, так как на их осях отложены одни и те же единицы.
Рис. 6. Рыночное равновесие
Рыночное равновесие находится в точке пересечения кривых предложения и спроса.
Равновесная рыночная цена и равновесный рыночный объем находятся на пересечении кривых предложения и спроса. При цене в 9 руб. фирмы захотят производить столько же, сколько потребители захотят купить. Если цена слишком низка (скажем 7 руб.), то величина спроса превысит величину предложения; тогда будет иметь место дефицит товара и цены будут двигаться к равновесию. При цене, равной 12 руб.произойдет то, что мы можем найти рыночное равновесие в том случае, если найдем цену, при которой величина спроса будет равняться величине предложения. Равновесная цена располагается на пересечении кривых предложения и спроса.
В условиях недостатка конкуренция среди покупателей за ограниченные блага приведет к повышению цен. Теперь мы знаем, что баланс или равновесие между спросом и предложением находится в точке , в которой кривые предложения и спроса пересекаются. В этой точке, где цена равна 9 руб. за упаковку и количество соответствует 12 единицам, величина спроса равняется величине предложения, нет ни дефицита, ни излишка, и, следовательно, нет тенденции к росту или падению цен. Только в этой точке, и нигде больше, силы предложения и спроса находятся в равновесии и устанавливается устойчивая цена.
2 Вопрос