Причина возникновения и функция денег
Функция денег как средства обращения. Наиболее привычная для нас функция денег - оплата приобретаемых нами товаров и услуг. Можно сказать, что деньги являются средством обращения, товаром особого рода, обладающим всеобщей покупатель ной способностью, за который можно приобрести любой товар.
Что бы более четко представить пре имущество денежного обращения перед обмен ом одного вида товаров на другие (что называется бартером), достаточно понять, что для бартера надо найти заинтересованного человека для своего товара, и чтобы этот человек имел товар, в котором вы нуждаетесь. Если вы имеете муку и хотите купить яблоки, то вы должны найти садовода, нуждающегося в муке. Таким образом, акт продажи и покупки здесь не от делены по времени. Они происходят одновременно, в связи с чем неизбежны неудобства, а также издержки обращения, какие связанны с потерей времени и средств. Денежное обращение устраняет недостатки бартерного обмена, и это важнейшая функция денег.1) Можно продать свой товар, получить за него деньги, а потом купить любой другой товар в удобное время. Получается, что акты продажи и покупки отдалены друг от друга.2) Благодаря деньгам появляется возможность несравнимо большего выбора товаров и коллег по торговым сделкам.3) Самое главная функция денег – это то, что они являются всеобщим эквивалентом стоимости, и благодаря поэтому обладают всеобщей покупатель ной способностью, и служат, таким образом, универ сальным средством обмена.Хотя функции денег снижают издержки обмена, все же бартерный обмен сохранился в современном мире. И даже частично возродился. Это произошло из-за растущей инфляцией в ряде стран, при этом такой обмен оказывается более выгодным, нежели денежный в условиях быстрого обесценивания денег. Возрождение бартерного обмена происходит и благодаря всё большему распространению компьютерных методов поиска и расчета с необходимыми партнерами. Имея обширноную информацию о наличии и ценах на товары, в некоторых районах Соединенных Штатов Америки бартерные клубы совершают торговые сделки без какого-либо использования денег. При этом сильно снижаются издержки обращения.Своего рода форму бартера представляет собой оплата труда на предприятиях, продуктами и другими товарами, минуя денежную зарплату или отчасти компенсируя ее.Функция денег как мера стоимости. Эта функция денег играет очень важную роль в организации и деятельности общественного хозяйства, благодаря единой мере измерения мы имеем возможность количественно сравнивать относительные стоимости разных товаров и услуг. Для большей ясности используем аналогии. Известно, что для измерения расстояния, веса или объема требуется выбирать соответственную единицу измерения - метр, килограмм или литр. Подобным образом поступают и в экономике: правительства различных стран устанавливают свою денежную единицу. С помощью этой выбранной единицы оценивают относительную стоимость всех релизуемых товаров и услуг. Эта общая единица облегчает количественное сравнивание товаров и установление эквивалентных соотношений между ними. Функция денег как всеобщая мера стоимости возникла в течение многовековой истории развития земной цивилизации. Основой зароджения денег служит обмен материальных благ, который в неразвитой форме наблюдался еще во времена первобытного общества. В течение времени разпределение труда между племенами и общинами стало приводить к усилению специализации, в результате - к росту обмена продуктами труда. В условиях цивилизованно го общества обмен стал регуляр ным фактором эконо мической жизни.
1. в отсутствии синхронности поступлений и платежей, затрудняющем прямой обмен;
2. в необходимости затрат труда и ресурсов для товарообменных сделок (деньги здесь выступают средством минимизации издержек);
3. в непредсказуемости хозяйственных ситуаций, вынуждающей иметь денежные остатки для страхования от неплатежей и других рисков;
4. во временном факторе, придающем деньгам роль «связующего звена» между настоящим и будущим.
2 Вопрос
ПОНЯТИЕ О ПОЛНОЙ ЗАНЯТОСТИ
В результате функционирования экономики происходит формирование определенного уровня и структуры занятости населения. Занятость населения — это экономические отношения, характеризующие взаимосвязи между людьми по поводу участия в хозяйственной деятельности, не нарушающие существующее законодательство и преследующие удовлетворение личных и общественных потребностей [9, с. 158].
Занятость населения рассматривается как наличие рабочего места, как целесообразная деятельность, приносящая работнику доход.
В структуре населения страны выделяют:
1) население, находящееся в трудоспособном возрасте, или трудоспособное население (обычно в возрастном интервале от 16 до 60 лет);
2) нетрудоспособное население
Трудоспособное население в свою очередь состоит из занятого населения и незанятого населения [8, с. 240].
Полная занятость — использование всех пригодных и доступных ресурсов для производства удовлетворяющих потребности товаров и услуг; такой уровень занятости, когда уровень безработицы равен ее уровню при полной занятости ресурсов в экономике; когда существует лишь фрикционная и структурная безработица, но отсутствует циклическая безработица (и когда реальный ВВП равен потенциальному) [2, с. 897].
Полная занятость существует, когда предложение рабочей силы покрывается спросом на нее и наличием условий, при которых каждому желающему трудиться предоставляется возможность применять свои умственные и физические способности в общественно полезном труде. Полная занятость может существовать при наличии определенного уровня безработицы. Она наблюдается при структурной и фрикционной безработице [9, с. 159].
Стремление к полной, продуктивной и свободно избранной занятости вполне оправданно, поскольку отражает естественное желание общества предоставить работу каждому по его силам и способностям и так распределить работников по рабочим местам, чтобы в результате получить наибольший объем материальных и духовных благ. Эта цель позволяет выработать социально ориентированную политику занятости, направленную на реализацию права на труд, а не на минимизацию безработицы. Но это скорее долговременные стратегические цели для цивилизованного, развитого и гибкого рынка труда.
Еще недавно главной тенденцией в изменении структуры занятости выступало вытеснение труда неквалифицированного высококвалифицированным трудом, что сопровождается повышением значения человеческого капитала. Все это и сегодня имеет место. Но все чаще фиксируется вытеснение тех видов высококвалифицированного труда, которые по определенным меркам не соответствуют новейшим требованиям производства [8, с. 244].
По теории Дж. М. Кейнса полная занятость — это состояние, при котором предложение труда (совокупная занятость) становится неэластичным по ставке заработной платы, т. е. объем предложения труда не реагирует на увеличение стоимости труда. При этом также предполагается, что в национальной экономике сохраняется определенный резерв рабочей силы [8, с. 241].
Таким образом, прямое воздействие на занятость оказывают продолжающиеся революционные изменения в технологии производства. Актуальной остается проблема развития гендерных технологий, эмансипации женщины и в целом женского труда. Развитие сферы услуг облегчает ведение домашнего хозяйства, что способствует увеличению объема предложения труда. Уход на второй план в производственном процессе физической силы, резкое повышение значения эвристических и интеллектуальных видов энергии облегчают втягивание в национальное производство высокообразованного труда женщин [8, с. 244].
Занятость показывает, насколько трудоспособное население обеспечено рабочими местами. Занятыми считаются граждане:
а) работающие по найму (в том числе выполняющие работу за вознаграждение в течение полного или неполного рабочего дня или недели);
б) имеющие оплачиваемую работу, подтвержденную соответствующим договором (контрактом, соглашением);
в) самостоятельно обеспечивающие себя работой (включая предпринимателей, членов производственных коллективов, фермеров);
г) избранные или назначенные на оплачиваемую должность.
К категории занятых также относятся военнослужащие, иностранные граждане и студенты, а также занятые в домашнем хозяйстве, воспитанием детей, уходом за больными, инвалидами и престарелыми гражданами.[9, с. 159]
Мультипликатор занятости. В данном случае воспроизводится основная идея мультипликатора затрат. Однако на сей раз внимание обращается не на возрастание дохода («цепочка дохода»), а на прирост новых рабочих мест.
В увеличении занятости и сокращении безработицы роль «первотолчка» выполняет прирост инвестиций, который обеспечивается не только частным бизнесом, но и государством. Исходные инвестиции и прирост производственных мощностей сопровождаются открытием новых рабочих мест. Исходный прирост рабочих мест в свою очередь вызывает по цепи взаимосвязей национальных видов производств общий прирост рабочих мест.
Таким образом, с учетом известного нам принципа мультипликатора признается, что расширение занятости, непосредственно связанное с приростом первоначальных инвестиций, неизбежно вызывает увеличение совокупной занятости. Занятость (L) рассматривается как функция объема производства: L = f (Q), зависит от доли в национальном доходе накопления
8 Билет
1 Вопрос
ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ
Отчего же зависит повышение или понижение цены на рынке? В первую очередь от соотношения спроса и предложения.
Спрос определяется количеством товаров и услуг, которое население имеет желание и возможность купить в определенное время в определенном месте. При этом существует закономерность, что при более высокой цене на товар, спрос на него меньше, чем при более низкой цене на этот товар.
Предложение - количество товаров и услуг, которые продавцы имеют возможность и желание продать потребителям в определенном месте и в определенное время. При более высокой цене на товар, продавцы готовы предложить к продаже большее количество товара, чем при низкой цене. Когда спрос и предложение совпадают, то возникает рыночное равновесие и образуется рыночная цена. То есть при определенной цене продавцы готовы предложить столько товара, сколько готовы купить при этой цене потребители. Но если на рынке товара предлагается больше, чем есть на него спрос, то возникает избыток товара. А если товара предлагается меньше, чем есть на него спрос, то возникает дефицит.
Но чтобы что-то продавать, надо это произвести. Этим то и занимаются фирмы. Если на рынке много фирм-производителей, то такая ситуация называется конкуренцией.Конкурировать могут только производители однотипных товаров за привлечение как можно большего числа покупателей и получения максимальной прибыли. Конкуренция необходима производителям, так как в результате ее они завоевывают свое место на рынке. Но особенно выигрывают покупатели, потребители. Они получают возможность выбрать - самое дешевое, самое удобное, самое качественное - в зависимости от своих потребностей и финансовых возможностей. Соперничать между собой можно по-разному. Экономическая наука различает совершенную и несовершенную конкуренцию, олигополию и монополию.
Совершенная конкуренция - это когда на рынке присутствует множество продавцов и покупателей, находящихся в одинаковых условиях. Несовершенная конкуренция имеет место в действительности горазде чаще. При таком рынке также множество продавцов, но находятся они не в одинаковых условиях: кто-то превзошел другого в "броскости" рекламы, кто-то торгует на более "бойком" месте и т. д. Олигополия - состояние рынка, при котором на нем донимирует несколько фирм-гигантов. Примеры - автомобильное или компьютерное производство, где имена наиболее крупных компаний известны всему миру. Монополия - это рынок одного продавца, вытеснившего других. Монополист, пользуясь своим положением нарынке диктует свою волю покупателю, может назначить свою цену, способную принести сверхприбыль. Правда есть сферы, где монополисты просто необходимы, например, производство оружия.
В конкуренции немаловажную роль играет маркетинг, в тогм числе и реклама. Маркетинг - совокупность рыночных метоодов, видов деятельности и отношений, устанавливающих связь между производителями и потребителями. Маркетинг занимается исследованием рыночных возможностей, планированием ассортимента продукции, оргганизацией сбыта продукции, стимулированием сбыта продукции. В условиях конкуренции производителю важно добиться того, чтобы покупателся именно твой товар, не так уж просто. Реклама помогает развиваться бизнесу в целом. Реклама обращается к потребителю с целью привлечь покупателя к товарам и услугам фирмы и помогает поднять на них спрос. Рекламировать можно конкретный товар (его внешний вид, свойства, достоинства, цену), фирму (характер ее деятельности, масштабы привлекательные черты и надежность), событие (например, выставку, презентацию и распродажу товара) и идею (например, призыв страховать имущество или вкладывать деньги в акции). Реклама может размещаться на телевидении и радио, в рекламных объявлениях в газетах и журналах, в виде наружной рекламы на щитах, тумбах и вывесках на улице, а также на выставках продажах и презентациях
В рекламном бизнесе есть свои приемы и правила, приносящие успех. Вот некоторые из них:
- реклама должна вызывать интерес у потребителя и ощущение, что он узнал что-то новое,
- реклама должна быть правдивой - обманув однажды, можно потерять доверие навсегда,
- реклама должна быть корректной по отношению к другим фирмам - нельзя расхваливать свой товар, ругая при этом товары конкурентов.
2 Вопрос