Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Внешние эффекты, или экстерналии – влияние деятельности одного экономического агента на благосостояние другого либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок.
Внешние эффекты могут производиться как при производстве, так и при потреблении благ. Положительный внешний эффект(выгода) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности каких-либо других потребителей или увеличению прибыли каких-либо других фирм. Например, на рынке платных медицинских услуг делают прививки от гриппа. В этом случае выигрывают не только потребители этой услуги, но и другие люди, поскольку в итоге общее число заболевших гриппом уменьшается.
Отрицательный внешний эффект (издержки) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к сокращению полезности каких-либо других потребителей или уменьшению прибыли каких-либо других фирм. Например, нефтехимический комбинат загрязняет воду в городе, в результате моральные и материальные потери (на лекарства) его жителей увеличиваются.
Поскольку сам по себе рыночный механизм не способен учесть социальные издержки, необходимо вмешательство государства. Основные способы регулирования отрицательных внешних эффектов следующие:
– административно - законодательный контроль (установление запрета, нормативов и т.д.);
– создание стимулов для ограничения нежелательной деятельности (налог Пигу, субсидии, компенсации за причиненный ущерб и т.п.). Налог Пигуустанавливается на каждую единицу продукции, выпускаемой предприятием, производящим отрицательный внешний эффект. Для того чтобы налог полностью компенсировал негативные для общества последствия производства, его величина должна равняться внешним предельным издержкам при общественно оптимальном выпуске.
- установив право собственности на ресурсы и предоставив возможность сторонам придти к соглашению без санкций и судебных разбирательств. В этом случае возникает особый рынок – рынок прав, которые можно продавать.
Теорема Коуза утверждает, что регулирование отрицательных внешних эффектов может производиться без вмешательства государства в форме компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне.
Общественные благаявляются одной из разновидностей благ, потребляемых совместно всеми потребителями независимо от того, оплачивают их или нет. В отличие от частных, они:
- не являются исключительными;
- не выступают объектом соперничества (появление дополнительного потребителя не снижает полезности, получаемой другими, при этом невозможно исключить кого-либо из потребителей блага)
- неделимы.
Например, свет от маяка является типичным общественным благом.
Еще бывает так, что людей невозможно исключить из потребления блага, несмотря на убывание при этом его полезности (например, рыбалка на озере). Такие блага называются общим ресурсом. В случае, когда благо исключительно, но не является объектом соперничества (например, содержание пожарной команды в городе), оно является естественным монопольным благом.Это – промежуточныевиды блага.
Хозяйственный оборот частных благ эффективно регулирует рынок. Общественные блага должно обеспечить государство за счет общего налогообложения населения. Промежуточные блага предполагают косвенное воздействие государства на рыночный механизм. Здесь часто возникает проблема нахлебников – своеобразных «зайцев» – людей, которые, пользуясь неисключительностью благ, стремятся воспользоваться ими бесплатно (например, полюбоваться салютом, произведенным на частные средства). Это приводит к тому, что часть благ уходит из рыночного оборота вследствие невозможности компенсировать затраты и, чтобы их предоставить населению, государство должно само заплатить за них из своего бюджета. При этом выгоду извлечет каждый потребитель.
Примеры общественных благ:
– национальная оборона;
– фундаментальные научные исследования;
– программы борьбы с бедностью.
Предоставление общественных благ населению находится под сильным влиянием не столько экономических, сколько политических факторов.



Наши рекомендации